обучение по карточкам Домана

I этап обучения. «Отдельные слова» по методике Глена Домана (слова без картинок)

Обучение новорождённых

Новорождённый ребёнок способен только отличить свет от тьмы, но не в состоянии увидеть детали. Стремление рассмотреть очертания предметов на этой стадии требует от малыша больших усилий. Но это – желанные усилия, т.к. стимулируются огромным стремлением видеть.
Новорождённый, у которого есть возможность рассматривать очертания и детали, намного быстрее разовьёт свои зрительные способности. Функциональная слепота, с которой он появляется на свет, быстрее пройдёт, и он начнёт видеть.

Для обучения новорождённых нужно воспользоваться карточками, которые можно изготовить из белого картона или чертёжной бумаги. Они по размеру больше обычных карточек.
Размер карточки:15 х 50 см.
Высота букв:12 см.
Буквы должны быть красного цвета, отчётливыми и яркими.
Помните:Вы производите первичную и самую важную зрительную стимуляцию.
Вам понадобится 21 карточка такого формата для обучения новорождённых на период от рождения до 3-х месяцев.

Если Вы приступили к обучению с самого рождения, то начните с одного слова. Лучше всего использовать имя ребёнка. Убаюкивая его на руках, держите перед ним карточку на расстоянии полуметра и произнесите вслух его имя. Но сначала возьмите карточку и последите за выражением его лица, поворачивая её так, чтобы ему было удобнее. Когда он увидит написанное слово, произнесите его вслух громко и отчётливо. Ребёнок попытается сфокусировать взгляд на карточке в течение 1-2 секунд.

После этого отложите карточку.
Для начала нужно выбрать 7 слов, которые Вы часто используете и которые полезно знать малышу (его имя, «мама», «папа», названия частей тела).
Во время демонстрации карточки в комнате должно быть хорошее освещение.
В 1-й день показывайте 1 слово не менее 10 раз.
На 2-й день возьмите 2-е слово и тоже покажите его не менее 10 раз.
И так далее всю 1-ю неделю (7 дней).

2-я неделя. В 1-й день вернитесь к первому слову и покажите его не менее 10 раз. На 2-й день – 2-е слово не менее 10 раз и т.д.

Повторяйте это на протяжении трёх недель.
Вскоре, как только Вы вытащите слово, ребёнок будет немедленно подавать признаки возбуждения, ёрзая и перебирая ножками.

4-я неделя. Выберите новые 7 слов и пройдите с ними такой же трёхнедельный цикл.
По этой системе нужно заниматься, пока ребёнок не достигнет 8-10 недель (2-2,5 месяца). При таких занятиях ваш малыш может обогнать в развитии ровесников на 2-4 недели.

Когда у Вас появится уверенность, что Ваш ребёнок прекрасно видит и слышит, начните показывать карточки на другие темы. Выберите 15 карточек, разделите их на 3 комплекта по 5 слов и показывайте каждый комплект три раза в день. Через несколько дней начните обновлять эти комплекты, ежедневно заменяя в каждом из них по одной карточке.

Обучение детей старше трёх месяцев

Если Вы приступаете к обучению ребёнка, которому уже исполнилось три месяца, Вам нужно следовать следующим рекомендациям.
Первые семь дней занятий – это адаптационный период, в течение которого Вы должны постепенно наращивать интенсивность занятий, формируя определённый режим и стимулируя интерес малыша к занятиям.

День первый-Первый урок

Начните в то время дня, когда ребёнок полон сил и энергии, восприимчив, когда у него хорошее настроение.
Используйте ту комнату дома, где никакие посторонние шумы не смогут Вам помешать или отвлечь внимание ребёнка. Более того, в этой комнате не должно быть каких-либо интересных для малыша объектов.
Итак, весело улыбаясь, начнём. Покажите ребёнку карточку со словом «мама» и отчётливо произнесите: «Это мама».
И не надо ничего объяснять. Пусть он только посмотрит на эту карточку в течение одной секунды.
Затем проделайте то же самое с карточкой «папа», произнеся при этом: «Это папа».
После этого в том же темпе покажите ему три следующих слова.
Не просите его повторить сразу вслед за Вами.
После пятого слова приласкайте малыша, поцелуйте, то есть самым очевидным способом проявите своё внимание. И не забудьте похвалить. Похвала должна быть яркой, эмоциональной, но непродолжительной.
Сам урок у Вас займёт не более пяти секунд, а похвала – не более минуты.

Второй урок

Не раньше, чем через 30 минут, и не позже, чем через 8 часов, проведите второй урок.
Те же самые пять слов нужно тщательно перемешать, чтобы порядок их демонстрации ребёнку был совершенно другим.
Всё остальное – так же, как и на первом уроке: одной-двумя фразами пригласите ребёнка на занятие, в течение пяти секунд покажите пять карточек и не более минуты восхищайтесь способностями малыша, его усидчивостью и внимательностью.

Третий урок

Третий урок нужно провести не раньше, чем через 30 минут, и не позже, чем через 8 часов после второго.
Тот же самый комплект из пяти слов нужно опять перемешать и в течение пяти секунд показать ребёнку.
Никогда не затягивайте похвалу после урока. Как правило, детям нравится, когда их хвалят, ими восхищаются, обнимают, целуют, барахтаются с ними на ковре, подкидывают к потолку.
И, не желая прекращать столь радостные мгновения, дети не отпускают любимого человека, требуя продолжения.
В таком случае нужно научиться умело выходить из контакта. Дайте ребёнку его любимую игрушку и, сделав вид, будто у Вас что-то горит на плите или убегает молоко, исчезните из комнаты.
У ребёнка раз за разом должно закрепляться положительное отношение к занятиям, поскольку после каждого урока наступает похвала.
Но если похвала будет переходить в получасовые весёлые барахтанья с писком и визгом, то ребёнок перестанет соотносить её с пятисекундными занятиям. И в ответ на приглашение к очередному уроку малыш будет вместо внимательного созерцания слов сразу бросаться в объятия.
В первые дни занятий, показывая ребёнку карточку и озвучивая её, Вы к каждому слову добавляете указательное местоимение «это». Например, показывая карточку со словом «живот», Вы говорите: «Это живот».
Так нужно делать до тех пор, пока Ваш ребёнок не сделает первое и важнейшее открытие, а именно: эти красные значки на карточке обозначают вполне конкретный предмет.
Такое открытие малыш может сделать на самом первом уроке или на втором, в первый день или на следующий. Как правило, большинство детей уже в первую неделю совершают это открытие. И как только это случается, уже не нужно к каждому слову добавлять местоимение «это».

Начинать обучение нужно именно с любимых малышом слов.

Обучать малышей – дело непростое. Их невозможно заставить смотреть на карточки со словами. Их вообще невозможно заставить что-либо делать против их воли. Их можно учить только тогда, когда они сами этого хотят. На карточки с любимыми словами дети будут смотреть, а карточки с нелюбимыми словами в лучшем случае просто проигнорируют.

День второй

На второй день повторите вчерашнее занятие три раза. Добавьте новый набор из 5 слов и тоже покажите его 3 раза. Таким образом, второй день будет состоять из шести занятий.

При проведении занятий нужно помнить о трёх запретах.
Три «нельзя»:
1. нельзя награждать ребёнка после занятий конфетами, пирожным, «сникерсами» и т.д.
2. нельзя показывать ребёнку одни и те же слова больше 3-х раз в день.
3. нельзя показывать ребёнку одну карточку дольше одной секунды.

День третий

В первом комплекте, который Вы будете показывать уже третий день, замените одну старую карточку на новую. Добавьте ещё один, третий, набор из 5 новых слов.
В этот день Вы будете учить своего ребёнка с помощью трёх наборов, в каждом из которых будет по 5 слов. При этом каждый набор слов демонстрируется по три раза. Таким образом, общее количество занятий возрастёт до 9 раз, растянутых на весь день. Первые 15 слов, которым Вы научите своего ребёнка, должны быть самыми знакомыми и приятными для него словами.

День четвёртый

В каждом из первых двух наборов обновите по одной карточке. Все три комплекта нужно показать по три раза (3 комплекта по 3 раза = 9 занятий). Эти занятия можно растянуть на весь день, а можно проводить их сериями или блоками. Например, утром, в 9-10 часов, показали 1-й комплект слов – похвалили; тут же показали 2-й комплект слов – похвалили, попрыгали, повисели на турнике или рукоходе; показали 3-й комплект слов – покувыркались на ковре и пошли пить сок. Вы провели 3 микроурока, переменками между которыми была похвала или небольшая физическая разминка, и на всё это у Вас ушло 7-10 минут. Подобный блок микроуроков можно провести днём, а последний – вечером. Таким образом, Вы провели с малышом 9 интересных занятий, не изменив кардинально ни его, ни свой режим, а, наоборот, сделав день ребёнка насыщенным. Обратите внимание: как минимальный, получасовой, так и максимальный, 8-часовой перерыв должны быть при показе одного и того же слова, а не разных. Поэтому, когда у Вас уже 2 и более комплектов карточек, занятия можно проводить блоками.

День пятый

В каждом из трёх наборов обновите по одной карточке. Все три комплекта нужно показать по три раза (3 комплекта по 3 раза = 9 занятий).
Не забывайте перед каждым последующим показом перемешивать карточки.

День шестой

В каждом из трёх наборов обновите по одной карточке. Добавьте четвёртый комплект из пяти новых слов. Показывать 4 комплекта по 3 раза каждый.

День седьмой

Добавьте 5-й комплект (5 слов). В 1–4 комплектах замените по 1 слову.
Показывайте 5 комплектов по 3 раза каждый.

День восьмой и далее

Из каждого комплекта удаляйте одно-два слова и заменяйте их новыми.
Каждый комплект показывайте 3 раза. Старые слова не выбрасывайте, они пригодятся, когда Вы перейдёте к последующим этапам обучения.
На обороте карточек следует проставлять даты демонстрации слов и помечать галочками количество показов данного слова. Тогда Вы будете точно знать, когда обновлять слова.

Лицевая сторона карточки


Оборотная сторона карточки

Избегайте показывать ребёнку подряд несколько слов, которые начинаются с одной и той же буквы. Например, «масло» и «молоко».
Но самое главное для успешного обучения – не давать ребёнку скучать!
Он может выучивать не по 5 слов в день, а по 10 и даже больше!

Глен Доман, регламентируя режим занятий, приводит «Примерную ежедневную программу». Данная программа может восприниматься лишь как примерная, но ни в коем случае как обязательная, раз навсегда установленная для обучения любого ребёнка любого возраста.
Приведённая таблица даёт представление об общей организации занятий на первом этапе, об общих правилах формирования комплектов карточек для каждого следующего дня занятий.

Примерная ежедневная программа обучения

Ежедневное содержание— 5 наборов слов
Одно занятие— 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды
Частота— каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий)
Продолжительность одного занятия— 5 секунд
Введённые слова— 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор)
Удалённые слова— 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора)
Количество демонстраций каждого слова— 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз
Принцип— всегда останавливаться раньше, чем этого захочет Ваш ребёнок

ВНИМАНИЕ!Все приведённые цифры в данной таблице относительны. Руководствуясь ими, Вы начнёте свои занятия с ребёнком (надо же с чего-то начинать). Но в дальнейшем, формируя режим занятий, Вы можете значительно отступать от предлагаемых цифр.
Дозировка может меняться в зависимости от желания ребёнка смотреть на карточки. Ваш малыш всегда должен находиться в положении ведущего, а Вы – ведомого. Можете смело увеличивать как количество комплектов, так и количество слов внутри каждого комплекта. Ежедневно можете заменять в каждом комплекте не по одной, а по две карточки. Но на каждом уроке Вы обязаны остановиться раньше, чем этого захочет ребёнок.

Вечером, уложив ребёнка спать, обновите комплекты карточек по приведённой выше схеме.

От того, когда именно Ваш ребёнок сделает первое открытие на пути овладения чтением, многое зависит.
Во-первых, чем раньше это случится, тем реальнее достижение финишной черты.
Во-вторых, как только это случится, у ребёнка тут же резко повысится интерес к занятиям, поскольку он поймёт суть происходящего и его уже не оторвать от занятий по этим карточкам.
Ребёнок приобщился к миру взрослых: он понял секрет письменности. Теперь он уже не может оставаться в стороне от мощного источника новых знаний: от чтения.

Если же Вы видите, что Ваш ребёнок на протяжении нескольких дней безучастно наблюдает за Вашими манипуляциями с карточками, задумайтесь: что-то Вы делаете не так!
В этом случае постарайтесь проанализировать ситуацию и перестроить занятия: измените форму уроков, способ показа карточек, похвалу – словом, всеми возможными способами помогите своему ребёнку совершить это наиважнейшее открытие.
Чем раньше он его сделает, тем быстрее он овладеет всеми секретами чтения.

Темы карточек для чтения

Описание слов 1-й части

Слова первой части напечатаны красным шрифтом. Это – самые крупные карточки, рассчитанные на начальный период обучения.
Начиная работу по данной программе, надо из первой части выбрать сначала самые любимые слова ребёнка и не менее двух недель показывать именно эти слова. В дальнейшем рекомендуем формировать комплекты карточек по темам. На одном занятии стремитесь показывать слова, относящиеся к одной теме (части тела, продукты, игрушки и т.п.).

1. Части тела (голова, рука, живот, пупок и т.д.) – это самые удобные слова для начального периода обучения, когда ребёнок ещё мало что знает. Их можно легко «объяснить» ребёнку, дотрагиваясь до соответствующих частей тела малыша во время показа карточек. Эти слова вызывают и особый интерес у ребёнка, поскольку вообще самая интересная для него информация – это он сам.
2. Объекты (стул, стол, дверь, окно и т.д.). Данные слова обозначают предметы, непременно окружающие любого ребёнка с рождения.
3.Предметы ребёнка (коляска, погремушка и т.д.).Эти предметы принадлежат ребёнку, и только ему.
Невозможно обойтись без этой группы слов, т.к. чувство собственности является доминирующим у любого малыша.
4. Действия (пить, есть, спать, гулять и т.д.). Поразительно, но даже грудничкам нравятся глаголы, поскольку они обозначают действия. До 6-7 месяцев ребёнок не может передвигаться в пространстве, он в это время – наблюдатель, и ему нравится наблюдать за происходящим вокруг него движением больше, чем рассматривать неподвижные предметы. Кроме того, эти слова можно легко объяснить ребёнку, сопровождая показ каждой карточки действием.
5. Продукты (молоко, хлеб, вода и т.д.).Эти слова ребёнок запоминает легко, поскольку может не только созерцать данные предметы, но и исследовать их вкусовые качества.
6. Антонимы– это слова с противоположным значением. Показывать их нужно парами. Родителям легче объяснить, а ребёнку легче осмыслить оттенки значения каждого слова, когда они демонстрируются одно за другим. Когда Вы будете работать с этими словами и перед каждым последующим уроком перемешивать их, то помните: парные слова всегда перемешивать нужно парами. В данной группе взяты лишь прилагательные и наречия, но это – самые полезные слова для выхода на следующий этап обучения (словосочетание).
7. Транспорт (машина, би-би, руль, колесо и т.д).Всё, что движется, всегда привлекает внимание детей и пробуждает их любопытство. Даже в раннем детстве малыши легко научаются различать не только виды транспорта (автобус, трамвай, легковой автомобиль), но и марки легковых автомобилей.
8. Купание (купаться, буль-буль, бултых и т.д). Всем детям нравятся водные процедуры. Как правило, любой ребёнок во время купания находится в особо приподнятом настроении. Все чувства ребёнка необычайным образом обострены, с особой интенсивностью работает его мозг. Поэтому, если Вы соедините купание с нашими занятиями, то сможете значительно продвинуться вперёд.
9. Электричество (лампа, лампочка, люстра и т.д.). Свет и тьма – это первые впечатления родившегося ребёнка. Резкая смена состояния окружающей среды ни для кого не сможет остаться незамеченной, поэтому детям нравятся слова горит – не горит, темно – светло, включить – выключить, которые способны повлиять на резкое изменение среды.
10. Дверь и травмы (открыть, закрыть, прищемить, больно и т.д.). Дверь – великолепное изобретение человечества. Для нас, взрослых, конструкция этого механизма давно исследована и особого интереса не вызывает. Другое дело – дети! Для них этот механизм – источник интереса и восхищения, травм и слёз. Со словами этой группы Вы можете придумать большое количество предложений, как на тему техники безопасности, так и воспитания мужественного переживания травм.
11. Телерадио (телевизор, мультик, реклама, пульт, сказка и т.д.). Слова этой группы связаны с самым мощным источником информации для ребёнка, поэтому особо им желанны.
В группу Разное вошли слова, которые слышишь каждый день (можно, нельзя, хочешь?, не хочу), и слова, связанные с повышенным источником опасности (чайник, утюг, горячий, уронить, пар).
12. Игры (догоню, прячься, целовать, обнимать, полетели, дай, кидай, мячик и т.д.).Невозможно представить ребёнка, равнодушного к играм. А подвижные игры интересны детям вдвойне, особенно в период их гиперактивности.
Бумага (рвать, газета, книга, карандаш, краски, бумага и т.д.). Развитие мелкой моторики руки – очень важный компонент общего развития ребёнка. Слова этой группы сами по себе провоцируют родителей обеспечить малыша необходимыми материалами для развития как пальчиков, так и мозга в целом.
13. Привет-пока (бай-бай, спи, засыпай и т.д.). Эти слова связаны с ежедневным этикетом и имеют существенную эмоциональную составляющую. Они будут полезны для развития у ребёнка общительности, формирования положительных эмоций.

Описание слов 2-й части

Карточки второй части – меньшего формата, чем первой. Тем не менее, при составлении словосочетаний и предложений Вы можете брать карточки и из первой, и из второй части. Пусть Вас не беспокоит, что в одном словосочетании будут слова разного размера. Вашему ребёнку это совершенно не мешает.
1. Люди (дядя, тётя, дедушка, бабушка, мужчина, женщина, мальчик, девочка, дети, ребята, малыш, кроха).Дети рано начинают различать людей по возрасту и полу, но ещё не осознают, к примеру, что половая принадлежность – признак постоянный. Им не хватает жизненного опыта, чтобы в этом разобраться. Ребёнок может поинтересоваться: «Бабушка, а когда ты была маленькая, ты была мальчиком или девочкой?»
Чем больше Вы предоставите ребёнку фактов, тем раньше он освоит этот мир во всём его многообразии.
2. Имена (Аня, Андрей, Анюта, Антошка, Айболит, Бармалей, Баба Яга, Боря, Борис, Елена, Егор, Егорка, Ерошка).Заглавные и строчные буквы в печатном шрифте не всегда похожи друг на друга. Отличаются по начертанию «А» и «а», «Б» и «б», «Е» и «е». Чтобы ребёнок самостоятельно освоил правила русского письма, сохранив при этом беглость чтения, ему необходимо время от времени показывать имена собственные, которые начинаются с заглавной буквы.
Если среди знакомых ребёнка нет людей, носящих предлагаемые имена, – выход простой. Назовите этими именами кукол или нарисованных персонажей.
3. Части тела (ножка, ручка, пальчик, глазик, ушко, волосы, носик, зубки и т.д.).Сравните данный список со словами из 1-й части (нога, рука и т.д.). Часто родители, увидев в 1-й части «нога», «рука», возражают: «Мы же так не говорим с ребёнком. Выдумали: «нога»! Это у папы «нога», а у ребёнка «ноженька», «рученька» и т.д.».
В 1-й части предлагаются слова непроизводные (состоящие из одного корня), а здесь, во 2-й части, – слова производные (имеющие, помимо корня, уменьшительно-ласкательные суффиксы), чтобы
облегчить малышу самостоятельное осмысление грамматических правил русского словообразования.
Все дети – великие лингвисты. В возрасте двух-пяти лет каждый день они демонстрируют великолепные результаты самостоятельного исследования родного языка. У К.Чуковского в книге «От двух до пяти», в любом календаре в рубрике «Говорят дети» Вы можете встретить тьму примеров детского словотворчества. Вдумайтесь: ведь это не что иное, как самостоятельная кропотливая работа по исследованию грамматики родного языка!
4. Одежда (колготки, пижама, рубашка и т.д.).Мы начали с самой первой одежды ребёнка (пелёнка, распашонка, ползунки). Вы этот список можете смело продолжать до бесконечности. Все дети любят примерять на себе не только свою, но и одежду взрослых. Наряжаться – любимое занятие детей, особенно если это делать перед зеркалом. А наряжать кукол! Все эти занятия развивают координацию движений, моторику пальчиков, воображение, творчество. Не случайно в любой группе детского сада Вы найдёте большое зеркало для детей.
Присоединив к любимому занятию карточки со словами, обозначающими одежду и её элементы, Вы тем самым расширите словарный запас ребёнка.
5. Продукты (йогурт, суп, кисель, сахар, соль).Данные слова как понятия можно легко «объяснить» самым маленьким, задействовав их вкусовые анализаторы.
6. Цвета.Это самая простая и полезная группа слов, которые легко усваивает ребёнок. На обороте карточек приклейте кусочки цветной бумаги соответствующих оттенков либо закрасьте часть карточки цветными карандашами или фломастерами.
Когда ребёнок усвоит основные цвета, Вы можете предложить ему разнообразные словосочетания (красный язык, жёлтый банан и т.д.).
Глаголы в повелительном наклонении (ползи, иди, беги, лови, бросай, держи, подними и т.д.).
Повелительная форма глагола всегда привлекательна для ребёнка, даже для самого маленького. Неразвитость двигательных навыков ребёнка, с одной стороны, и определённая экспрессия, заключённая в данных глаголах, с другой стороны, и определяют повышенный интерес детей к этой группе слов.
6. Местоимения с предлогом (у меня, за мной, ко мне, на тебя, над тобой, к тебе).Напечатанные на отдельных карточках местоимения с предлогами дают возможность ребёнку на всю жизнь уяснить простое орфографическое правило: личные местоимения с предлогами всегда пишутся отдельно. Интересно, что у этого правила даже нет исключений. Кроме того, ребёнок усвоит и значение предлогов.
7. Притяжательные местоимения (мой, твой, его, её, наш, ваш, их).
8. Глаголы (шептать, говорить, кричать, орать; одеть, надеть, одеваться, раздеваться, раздеть, обуть, разуть, снять).Значения многих слов можно ребёнку «показать»… жестом, мимикой, действием. Оттенки значений слов шептать, говорить, кричать, орать можно «показать» голосом.
9. Прилагательные (сырой, мокрый, сухой; холодный, тёплый, горячий; солёный, сладкий, вкусный).Группу слов, связанную каким-либо общим признаком, нужно всегда давать ребёнку именно группой. В этом случае родителям легче объяснить, а ребёнку – понять оттенки значения того или иного слова.
10. Наречия (где, куда, откуда, там, туда, оттуда, сюда, отсюда, когда, вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером).
11. Спряжение.В русском языке спряжение глаголов, т.е. изменение их по лицам и числам, лёгким не назовёшь. Можно взять четыре ключевых глагола, которые последовательно повторяют ключевые моменты развития ребёнка.
Рождаясь на свет, ребёнок страстно хочет всего: прозреть, начать слышать, освоить своё тело, окружающий мир. Если бы ребёнок ничего не хотел, мы бы вообще не выжили как биологический вид. По частотности употребления глагол хотеть стоит на первом месте. Но как часто не только школьников, а и взрослых этот глагол ставит в тупик. (Они хочат или хочут?) Даже если кто-либо в семье позволяет себе небрежное употребление этого глагола, на наших карточках Вы найдёте только правильное употребление этого слова.
Когда ребёнок начинает ползать, он из наблюдателя превращается в исследователя. Вся жизнь для него теперь становится другой, и характер Ваших занятий с ним – тоже.
Ребёнок научился ходить! Как долго ждали родители этого дня! Но радуются, как правило, только один день. Сколько опасностей поджидает его кругом! «Лучше бы он ползал», – думает мать, лишившись покоя.
А как только ребёнок начнёт бегать, он тут же разучится ходить. Сколько для него радости в этом умении!
Парадигму каждого глагола лучше давать ребёнку тогда, когда значение соответствующего глагола становится для него актуальным.
Слова-формы спряжения каждого глагола нужно давать отдельно, не смешивая их с другими словами. После каждого урока слова нужно перемешивать, чтобы порядок демонстрации их на следующем уроке был иным (случайным). Через несколько занятий переводите эти карточки в разряд предложений, конструируя из них актуальные и интересные для ребёнка фразы.

Описание карточек 3-й части

В эту часть входят карточки трёх цветов – синего, зелёного и красного. Синего цвета — местоимения. Зелёным цветом – предлоги (приставки), союзы и частицы. Красным цветом – окончания существительных, глаголов и прилагательных.

1. Местоимения.Данная часть речи сложна в любом языке, и русский язык не исключение. Любой может о себе сказать «Я», а собеседнику – «Ты». В отличие от имени собственного, местоимение «гуляет», употребляется вместо имени. Дети долгое время не могут освоить эту часть речи. Чем больше будете составлять для ребёнка предложений с местоимениями, тем быстрее он осмыслит эту сложную грамматическую категорию.
2. Предлоги и приставки: в, на, за, под, над, к, от, у, с, из, без (бес-), раз (рас-), по, при-, через.Когда будете составлять предложения, употребляя предлоги и приставки, следите за тем, чтобы между предлогами и словами был заметный пробел, а между приставками и корнями слов никакого пробела не было.

3. Союзы: и, а, но, или, да. Частицы: не, ни, бы, ну.Предлоги, союзы и частицы нужно давать ребёнку сразу в предложениях. Нет нужды показывать слова этих частей речи в виде отдельных карточек так, как Вы показывали ребёнку другие слова. Значения данных слов любой ребёнок великолепно усваивает из контекста.
Окончания существительных, глаголов и прилагательных. Данные карточки нужно использовать при составлении словосочетаний и предложений на II, III и IV этапах обучения. Для удобства работы можно использовать степлер и антистеплер. Можно также пользоваться и обычными канцелярскими скрепками. Карточку с окончанием надо просто прикреплять на карточку со словом, закрывая новым окончанием старое.
Размер шрифта окончаний равен размеру шрифта второй части. То есть этот шрифт – меньше, чем в первой части, но больше, чем в третьей. Это сделано не случайно. При составлении синтаксических конструкций Вы будете использовать все карточки комплекта, из всех частей. Пусть Вас не смущает разница в размере и в цвете шрифта разных слов одного предложения. Это обычно может смутить нас, взрослых, но никак не помешает ребёнку. Детям такое разнообразие как раз нравится.
Более того, благодаря такому различию в шрифте дети способны самостоятельно сделать множество полезных открытий. Например, чем активнее будут использоваться карточки с окончаниями, тем быстрее ребёнок выйдет в осмысленное чтение. То есть в его сознании соединятся буква и звук. Он поймёт, как каждая буква в том или ином месте слова озвучивается.

Описание слов 4-й части

В данной части все слова напечатаны чёрным шрифтом. При самостоятельном изготовлении карточек помните: все буквы, высота которых менее 2,5 см, должны быть чёрными.
Эти слова активно используются не только на первом этапе, но и при составлении синтаксических конструкций. На 2-м, 3-м, 4-м и 5-м этапах обучения («словосочетание», «простое предложение», «распространённое предложение», «книги») Вы должны конструировать различные комбинации слов из уже изученных карточек. Поэтому, прежде, чем показывать ребёнку предложение (Кот мурлычет: «Мур-мур»), нужно сначала показать все слова по отдельности.

1. Звукоподражательные слова.
Эти слова имеют особую магию в любом языке, и русский язык не исключение. Чем активнее используются эти слова при обучении чтению, тем быстрее дети выходят в осознание правил чтения. Ребёнок сам «соединяет» букву со звуком.
Интересно, что животные и птицы на разных языках «кричат» по-разному. Английские дети, например, уверены, что петух кричит: «Кок-э-дудл-ду!». Немецкие дети «слышат»: «Кикирики!», а русские –
«Ку-ка-ре-ку!»
С этими карточками можно придумать множество игр.
Игра «Найди пару».Разложите карточки на полу. Предложите ребёнку: «Кто больше составит пар?»
Например: кот мурлычет, собака лает, корова мычит и т.д.
Привлеките других членов семьи к этой игре. Учредите приз, который торжественно вручите победителю.
Игра «Лото».Раздайте всем участникам игры по 5-7 предложений («Кот мурлычет», «Собака лает», «Молоток стучит» и т.п.). Сами, показывая игрокам карточки со звукоподражательными словами, говорите: «У кого «тук-тук»?», «У кого «тяв-тяв»?» и т.д.
Если ребёнок предлагает изменить правила игры – соглашайтесь: по своим правилам он будет играть более увлечённо.

3. Слова с восклицательными знаками (умница! здорово! молодец!)Вы можете использовать часто, награждая ими ребёнка после очередного занятия. И нет нужды каждый раз их озвучивать.

4. Парные слова:
много – мало
больше – меньше
ещё – хватит
очень – чуть-чуть
немножко – еле-еле

Напоминаем: парные слова лучше показывать парами. Причем, пар можно составлять много, по-разному комбинируя слова этой группы. Например, «сколько?» можно показывать в паре с карточкой «столько» или «много», «мало», «ещё» и т.д.
5. «Приглашаем в гости».Слова этой группы – материал игровой. Как часто малыши становятся совершенно неузнаваемыми, когда к Вам приходят гости. Ребёнок начинает прятаться за маму либо кривляться. Ни «как тебя зовут?», ни «сколько тебе лет?» – ничто не может привести его в человеческое состояние.
Проведите игру «Приглашаем в гости». Все слова этой группы Вы можете великолепно использовать, «пригласив в гости» любимую игрушку (зайчишку, медвежонка, куклу).
6. Лицо.Слова этой группы связаны с лицом человека. Их можно очень интересно «показать» ребёнку при помощи мимики, жестов. У бабушки можно разгладить морщины, дедушку подергать за усы, ребёнку вытереть сопли и т.д. Чем веселее проходят занятия, тем выше успехи малыша.
7. Зарядка.Слова этой группы незаменимы в том возрасте, когда ребёнок научился не только ходить, а и бегать. В этом возрасте он теряет всякую усидчивость, и проводить с ним занятия даже по 5 секунд – проблема. Ребёнок не может находиться без движений – это его естественное состояние. И тут на помощь придут слова данной группы.
Вам нужно только один раз показать ребёнку слова в той последовательности, в которой они приводятся, сопровождая каждое слово действием. На втором и всех последующих занятиях перемешивайте все карточки. Ребёнок не знает, какая карточка будет следующей, он будет ждать её, прочитывать и с удовольствием выполнять соответствующую команду. Это нам трудно представить, как из положения лёжа на спине можно сделать прыжок вверх. Для ребёнка – это не проблема, а наслаждение.
Проводить зарядку, используя данные карточки, Вы можете очень часто. Не обязательно каждый раз прочитывать карточки, иногда их можно показывать молча, сославшись на больное горло. Вы увидите, что Ваш ребёнок великолепно их читает сам.
Приведённый список слов – только начало. Смело его увеличивайте самостоятельно, вводя слова «скакать», «кувыркаться» и т.п.

Помимо перечисленных особенностей все слова третьей части являются хорошим материалом для составления разнообразных, интересных, смешных предложений.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Узнайте больше про карточки Домана


katuka
katuka
Белгород
3107263

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Марина
Марина
Чехов

Добрый день! Хочется начать заниматься по этой методике, если есть возможность вышлите и мне карточки sk1ppy@mail.ru

Пожаловаться
katuka
katuka
Белгород
Добрый день! К сожалению, вся инфа моя была на ноутбуке, который у нас украли, так что могу только подсказать (((
Пожаловаться
Queen2010
Queen2010
Курск

Добрый день! Я тоже ищу карточки. Пришлите мне пожалуйста на почту vla3865@mail.ru Если есть возможность.

Пожаловаться
Нинель
Нинель
Пётр
8 лет
Старый Оскол
Отличная статья, надо будет изучить подробнее)))А профессия у вас такая интересная))Можете дать пару советов по развитию ребенка???
Пожаловаться
katuka
katuka
Белгород
Изучайте, это хорошая вещь. Какого рода советы вас интересуют?



Пожаловаться
Евгения
Евгения
Астана

хорошая статья.

Пожаловаться
Ким пятьсплюсом
Ким пятьсплюсом
Марина
13 лет
Богдан
17 лет
Андрей
19 лет
Александр
21 год
Кировоград

Где вы такое нашли?

Пожаловаться
katuka
katuka
Белгород

на форуме о методике Домана. а что?

Пожаловаться
Ким пятьсплюсом
Ким пятьсплюсом
Марина
13 лет
Богдан
17 лет
Андрей
19 лет
Александр
21 год
Кировоград

Слышала что эти карточки помогают аутистам.Ищу их.

Пожаловаться
katuka
katuka
Белгород

да, помогают. я-как детский психопедагог это подтверждаю! занимались по ним с детками. у меня кое-что есть. если надо-в личку е-майл скиньте, пришлю что есть