Особенности подросткового возраста и ранней юности

С точки зрения развития подростковый возраст характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это, прежде всего, проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь настоящего и будущего, подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего.

Каждый знает, что подросток – человек находящийся на определенном этапе созревания и развития, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на 2 этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю или позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному.

Переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11 до 25 лет и делится на 3 этапа: подростковый возраст (от 11 до 16 лет); ранняя юность (от 16 до 19 лет) и поздняя юность или начало взрослости (от 19 до 25 лет).

Подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический. В биологии и психофизиологии критическими, или сензитивными, периодами называют такие фазы развития, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к каким-то вполне определенным внешним и/или внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия.

По данным американских психологов, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми, доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), тогда как общая возбудимость, наоборот, снижается. У мальчиков, кроме того, снижаются показатели по фактору, соединяющему в себе чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребность в опеке, уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т.е. развитие идет в сторону большей уравновешенности.

С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности. Между детьми складываются сложные отношения, несущие на себе отпечаток реальных социальных зависимостей во «взрослом» обществе. И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что в подростковом возрасте потребность в общении проявляется также и в активном поиске близкого друга.

 В юношеском возрасте потребность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников, появляется новая, исключительно эмоционально насыщенная форма проявления этой потребности – любовь.

Итак, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений.

По мере того, как увеличивается время, проводимое подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Но оно неоднородно:

o  с одной стороны, это руководимые и направляемые взрослыми учебные, производственные, комсомольские и иные организации;

o  с другой стороны, различные неформальные стихийные сообщества, часто разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Чем сильнее заорганизованы взрослыми официальные молодежные организации, тем притягательнее и важнее становится неформальное общение.

Подростковый период и ранняя юность происходит значительное изменение  мотивационно-потребностной сферы. У подростка не только появляются новые интересы, но и отмирают старые. Вследствие роста самопознания формируется способность рефлексии собственных мотивов, которые приобретают более обобщенный и устойчивый характер по сравнению с детством. Мотивы поведения теперь связываются с жизненными планами подростка, его намерениями на будущее.

Мотивы можно разделить на такие грруппы:

1.познавательные, которые определяют отношение подростков к содержанию учения, желание учиться и стать образованным:

o  широкие познавательные мотивы (появляются как интерес к новым занимательным фактам и закономерностям);

o  учебно-познавательные мотивы (направлены на усвоение способов добывания знаний);

2.  мотивы самообразования;

3. социальные мотивы (стремление быть полезным обществу);

4.позиционные мотивы (стремление занять достойное место в классе);

5.мотивы социального сотрудничества (направленность на взаимодействие с партнером).

К этим мотивам можно добавить и другие (мотивы престижа побуждают подростков учиться, чтобы быть лучшим среди сверстников, так как для подростка стремление быть значимым и желание того, чтобы с ним считались, входит в структуру чувства взрослости; мотивы учебного сотрудничества; социального благополучия – желание как можно успешнее закончить школу и поступить в институт; мотивы эмоционального благополучия).

Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия.

Изменяется и мотивация учебно-познавательной деятельности подростка. Если для младшего подросткового возраста ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников, то для старшего подросткового возраста и юношестваучение определяется мотивами, связанными с реализацией планов на будущее, профессиональным самоопределением. Таким образом, подростком движет в учебе уже преимущественно не собственно познавательная, а внешняя по отношению к ней мотивация.

Таким образом, в период перехода к юности личность одновременно переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой – от детства к взрослости. У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по-разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно-организаторской деятельности. 

Далее по теме про подростковую психологию


Юлка
Юлка
Московский
2175995

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Евгения
15 лет
Петрозаводск
У меня подростковый возраст прошел спокойно. Надеюсь у моей дочки будет так же.
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Гаррий
22 года
Россошь
Да. тут один раз прочесть мало. Надо вчитываться. Да еще и примерять к своим. Но, как мне кажется, излишняя опека родителей основательно удлинняет этот подростковый период.
Пожаловаться
TeslaGirl
TeslaGirl
Новосибирск
Да я бы даже сказала – заучивать наизусть...)))))) Но в теории все хорошо всегда, а вот на практике…
Пожаловаться
Юлка
Юлка
Московский
Согласна, сухая теория вряд ли может помочь, но большинство проблем с подростками-это непонимание со стороны взролых «нового внутреннего мира» своего чада… родителям просто немного разобраться нужно что к чему и все становится на свои места…
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Гаррий
22 года
Россошь
Немного разобраться? Как, когда на все вопросы «Что не так»- Мама отстань!
Пожаловаться
Юлка
Юлка
Московский
всегда ведь кажется, что родители ничего не понимают и лезут куда не следует со своими советами… а я ведь такая(ой) взрослай(ый), я все уже сам(а) знаю и умею, а они только вмешиваются и критекуют… или не так ли?
Пожаловаться
TeslaGirl
TeslaGirl
Новосибирск
Да, самый, пожалуй,  сложный период в жизни человека и его родственников....))) Везет тем, у кого он проходит спокойно...))))
Пожаловаться
Дарья Сумарокова
Дарья Сумарокова
Ульяновск
У меня совершенно спокойно прошел))))
Пожаловаться
TeslaGirl
TeslaGirl
Новосибирск
А я не могу оценить.....)))) А мамы нет уже чтобы спросить...((((( Спокойно это как?? Не пила, не кололась, сексом не занималась – это спокойно???
Пожаловаться
Дарья Сумарокова
Дарья Сумарокова
Ульяновск
спокойно. училась, истерики не закатывала, из дома не уходила, от несчастной любви вены не вскрывала.)))
Пожаловаться
TeslaGirl
TeslaGirl
Новосибирск

Ну тогда наверное у меня не оч спокойно....

Училась только по тем предметам, которые были интересны, курила с 15 лет и одни раз, о ужас, почти в 16 лет ушла в клуб до 12 ночи....))))))) Мама была в шоке....))))))

Пожаловаться
Дарья Сумарокова
Дарья Сумарокова
Ульяновск
)))))))))))) думаю, это не самое ужасное))))
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Гаррий
22 года
Россошь
Как ты умудрилась проскочить его без катаклизмов? Была очень уравновешенным ребенком или все время занималась в кружках и секциях?
Пожаловаться
Юлка
Юлка
Московский
а у вас как с катаклизмами подростковыми?
Пожаловаться
Дарья Сумарокова
Дарья Сумарокова
Ульяновск
училась усердно))) некогда была.))))
Пожаловаться
Дарья Сумарокова
Дарья Сумарокова
Ульяновск
Да уж, подростковый период самый сложный. в это время главное не упустить своего ребенка. а всегда пытаться помочь ему, пытаться прислушаться к его желаниям и мыслям, а не наоборот навязывать свои.
Пожаловаться
TeslaGirl
TeslaGirl
Новосибирск
Вот как не упустить то??? Прислушаться тоже не всегда получается…  К примеру, курит девочка в 15 лет, вот как смириться....