В 2012 году на дорогах России погибло 940 детей, ранено — 22 тысячи. Более половины погибших — были пассажирами. Они не перебегали дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора, не играли на проезжей части. Они просто ехали с родителями в автомобиле.

1 сентября 2013 года штраф за неправильную перевозку детей повысили в 6 раз — с 500 до 3000 рублей. Сегодня мы поговорим о том, поможет ли эта мера изменить ситуацию к лучшему.

Читать в полной версии

У нас в гостях Сергей Керженцев, сотрудник центра детской безопасности Автодети: http://www.avtodeti.ru

Сергей, прежде чем мы обсудим повышение штрафа, расскажите коротко о проекте Автодети.

Наш проект стартовал 8 лет назад, в международный день защиты детей. Это был исключительно информационный портал, посвященный безопасности детей-пассажиров. На тот момент мы уже имели большой багаж знаний по этому вопросу, и проект оказался востребованным. Мы размещали на сайте рекомендации по выбору детских автокресел и консультировали родителей на форуме. Работа велась на энтузиазме, без какого-либо финансирования со стороны.

Позже для нас стали очевидны два факта: первый — на энтузиазме мы долго не протянем, второй — родители, которых мы консультируем, хотят купить кресло именно у нас. Они хотят получить консультацию и совершить покупку в одном месте. Это логично. Так появился интернет-магазин Автодети.

Еще через какое-то время мы поняли, что многие родители хотят перед покупкой потрогать кресло своими руками, усадить в него ребенка, сравнить с другими моделями. Так появился офф-лайн магазин Автодети.

Часть прибыли от работы магазина мы вкладываем в исследования и социальную деятельность. Такая комбинация коммерческой и социальной части, дает нашему проекту уникальные возможности. С одной стороны — мы ни от кого не зависим и делаем то, что считаем нужным и важным. С другой стороны — у нас колоссальный практический опыт: мы помогли выбрать и установить десятки тысяч детских автокресел.

Не только в России, но и во многих других странах не существует организаций, в которых серьезная научная теория детской безопасности сочеталась бы с такой огромной практикой, как у нас.

С опытом все понятно, а откуда вы берете теорию?

Прежде всего, мы серьезно занимаемся аксидентологией. Эта молодая наука изучает причины аварий и их последствия, ищет способы снизить количество таких несчастных случаев и тяжесть их последствий. Это наука спасать жизнь.

Мы анализируем все важные исследования в этой области, изучаем отчеты Всемирной Организации Здравоохранения, и, что крайне важно, соотносим все это с нашей личной практикой. Ведь одно дело — увидеть голую статистику по неправильному использованию детских автокресел, и совсем другое — увидеть своими глазами, какие ошибки совершают родители при установке.

Кроме того, мы постоянно обмениваемся опытом со специалистами автомобильной безопасности по всему миру. Мы посещаем испытательные лаборатории как в России, так и за рубежом, общаемся с ведущими экспертами, и делимся результатами такого общения на страницах нашего сайта.

Мы сами переводим и озвучиваем небольшие зарубежные фильмы по аксидентологии.

Сергей, как повышение штрафа повлияло на ситуацию с детской безопасностью?

Практически никак не повлияло. А что касается наших продаж, то мы даже ощутили спад. Дело в том, что заботливые родители покупают автокресло с целью защитить своего ребенка, а не избежать штрафа. Поэтому, повышение затронуло категорию «незаботливых» родителей. Они, чтобы не платить штраф, покупают самое дешевое кресло. То есть, они делают это для гаишника, а не для ребенка. Но дешевое автокресло обеспечить защиту не может.

Но не всегда дешевые вещи оказываются плохими. Почему же дешевое кресло не может быть хорошим?

Если вы купите дешевую коляску, то она просто окажется недостаточно удобной или долговечной. Коляска не предназначена для защиты ребенка при ударе на высокой скорости.

Детское автокресло — это особое изделие, основная цель которого — защитить ребенка в критической ситуации. В ситуации огромных нагрузок, при которых металл рвется, как бумага.

Лучшие производители детских автокресел имеют собственные лаборатории для испытаний, они инвестируют огромные деньги в исследования и многочисленные краш-тесты. Один только испытательный манекен Q-серии стоит более 60 тысяч евро, а таких в лаборатории должно быть несколько для имитации детей разных возрастов.

Кроме больших затрат на исследования и проектирование, это подразумевает и применение качественных материалов. Если вы приподнимите обшивку и сравните пластик в дорогом и дешевом автокресле, то сразу поймете, о чем идет речь. Дело не только в удобстве или долговечности — дешевое кресло может быть смертельно опасным.

Вы, конечно, правы: дорогое автокресло — не обязательно хорошее. Но хорошее — абсолютно точно не может быть дешевым.

А как же сертификаты? Разве кресло, получившее сертификат, не проходит обязательный краш-тест?

К сожалению, наличие сертификата не значит ровным счетом ничего. И для этого есть три причины.

Первая — сертификат можно подделать, и мы сталкивались с этой ситуацией, которая в итоге переросла в скандал. Совершенно точно у некоторых кресел именно такие сертификаты. Отличить подделку невозможно.

Вторая причина — незаконное получение настоящего сертификата. Яркий пример — адаптеры ремня безопасности. Они даже в теории не соответствуют ГОСТу, но сертификат каким-то образом получили. В Европе эти адаптеры не продаются уже лет десять, как не соответствующие стандарту, а у нас они есть в каждом магазине и называются «изобретением». Исследования, проведенные недавно в Германии, показали, что подобные устройства крайне опасны для детей из-за повышенных нагрузок на брюшную полость и по ряду других причин. Будет безопаснее просто пристегнуть ребенка штатным ремнем, чем с использованием такого адаптера.

Третья причина — даже если кресло официально прошло полный цикл испытаний и действительно соответствует стандарту, то и это еще не значит, что оно безопасно. Действующий сегодня стандарт устарел и не соответствует тому, что реально происходит на дорогах.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждый второй ребенок-пассажир, погибший при ДТП, погиб в результате бокового столкновения. Боковой удар особенно опасен, так как зона деформации в любом автомобиле при таком ударе минимальна. В действующем же стандарте, тест на боковой удар не предусмотрен.

А в Европе какой стандарт? Нельзя ли наш ГОСТ привести в соответствие с европейским стандартом?

Наш ГОСТ Р41.44 как раз и является адаптированным переводом европейского стандарта ЕЭК ООН 44. Устарел именно европейский стандарт. Для Европы это не такая большая проблема, ведь там совершенно иная психология потребления. Европейские покупатели ориентируются в первую очередь на результаты независимых краш-тестов. Такие тесты проводятся по более жесткой методике, чем предписано стандартом. И родители смотрят не на обязательный сертификат, а на результаты испытаний независимых потребительских лабораторий. И очень многие кресла, успешно прошедшие сертификацию, не проходят потребительские тесты. Таким образом, рынок сам очищается от некачественной продукции.

Тем не менее, ООН уже разрабатывает новый стандарт для сертификации. Какие-то ужесточения вступят в силу в самое ближайшее время, а остальные, в том числе и тест на боковой удар — до 2018 года. Процесс этот не быстрый, потребуется переоборудование большого количества лабораторий, которые проводят сертификацию.

Как же быть российским покупателям?

Точно так же, как и европейским. Внимательно относиться к таким серьезным покупкам, как детское автокресло. В качестве ориентира могут выступить таблицы с результатами тестов немецкого автоклуба ADAC. Эти тесты проводятся два раза в году, а результаты мы оперативно публикуем на нашем сайте с указанием ссылки на источник. Большинство кресел, проверенных АДАКом, представлены на российском рынке.

Посмотрите видеоотчет о последних краш-тестах, с нашим переводом на русский язык:

Но мы часто имеем дело с крайностями. Так, например, одни родители ничего не знают об этих тестах, а другие ориентируются в своем выборе только на них, не учитывая множество других нюансов.

Важно понимать, что любые тесты далеки от идеала. Если условное кресло А получило в краш-тесте оценку «хорошо», а кресло Б получило оценку «удовлетворительно» — это вовсе не значит, что в реальной аварии первое кресло лучше защитит ребенка, чем второе, хотя такая вероятность довольно высока. В реальной жизни не бывает одинаковых аварий. В настоящих авариях мы имеем дело с сотнями факторов, каждый из которых влияет на последствия.

Стоит изменить немного направление удара, и результаты будут совершенно иными. Яркий пример — новые тесты Института дорожной безопасности США. Их методика фронтального краш-теста была очень похожа на тесты EuroNCAP — это удар автомобиля в деформируемый барьер с перекрытием 40% на скорости 64 км/ч. Но в 2011 году специалисты Института, опираясь на новую статистику реальных аварий, решили провести дополнительный тест: удар в недеформируемый барьер с перекрытием 25% на скорости 64 км/ч. Результаты шокировали общественность!

Часть «автомобилей-отличников» по стандартному тесту, с треском провалили этот новый тест. Естественно, автопроизводители учтут особенности этого теста, и внесут изменения в конструкцию своих автомобилей. Но что будет, когда в Институте придумают новый тест?

Кроме того, многие потребители, выбирая автомобиль, неверно истолковывают рейтинги безопасности. Они рассуждают так: «Компактный Fiat 500 получил максимальные 5 звезд, а крупный кроссовер Audi Q7 — только 4, значит этот Fiat безопаснее».

Но правда жизни заключается в том, что при столкновении этих автомобилей на улице, пассажиры в маленьком Фиате могут погибнуть, в то время как пассажиры в тяжелом и высоком Ауди отделаются испугом. И это очень серьезная проблема.

Но почему так происходит?

Это связано с тем, что в стандартных краш-тестах автомобиль сталкивается с неподвижным препятствием. При этом, на конструкцию автомобиля воздействует только его собственный вес, многократно увеличенный скоростью движения. Таким образом, сравнивать результаты этих тестов корректно лишь в одной весовой категории. При столкновении двух автомобилей друг с другом — более тяжелый и высокий имеет огромное преимущество перед легким и низким, при прочих равных условиях.

Очевидно, что автопроизводители, как и производители детских автокресел, стараются сделать свою продукцию безопасной относительно действующих тестов. Проведение нестандартных заводских тестов — личное дело каждого. Серьезные компании, как правило, не жалеют на это денег.

На что же тогда ориентироваться родителям, если хорошие результаты в краш-тестах не являются гарантией безопасности?

Ориентироваться нужно на тесты, но без фанатизма. Даже тесты ADAC далеки от идеала, но ничего лучшего для проверки детских кресел на безопасность не существует. И подобные тесты являются главным стимулом для производителей в стремлении сделать свою продукцию еще лучше.

Нужно просто понимать, что лаборатория и реальная дорога — не одно и то же. Обратите внимание на тесты автомобилей по методике EuroNCAP. По итогам краш-тестов, специалисты оценивают каждый автомобиль по несколькм параметрам в числе которых безопасность водителя и переднего пассажира, безопасность пешеходов при наезде на них и безопасность детей-пассажиров. Для оценки последнего параметра используются два манекена в двух детских автокреслах, получивших высокие оценки по безопасности. Кресла одинаковые, а автомобили разные: и результаты очень сильно отличаются. Один автомобиль обеспечил «отличную» защиту ребенку, а другой — «неудовлетворительную» в одном и том же кресле.

Понимаете, в чем сложность? Родители выбирают безопасное кресло, но их автомобиль может оказаться небезопасным для маленького пассажира. Мы меняем только одно условие — автомобиль — и полностью меняется картина происходящего.

Поэтому, мы считаем неправильным ограничивать выбор родителей лишь креслами, получившими хорошие оценки ADAC. Кресла, получившие удовлетворительные оценки зачастую могут оказаться лучшим выбором в конкретной ситуации. Если вашему малышу будет неудобно в каком-то кресле, то какое значение имеет рейтинг его безопасности? Про дальние поездки придется забыть.

Предположим, человек покупает автокресло с удовлетворительной оценкой, и будет перевозить ребенка в большом автомобиле, который получил высокий рейтинг безопасности EuroNCAP. В целом комплекс «автомобиль+кресло» обеспечит ребенку очень высокий уровень безопасности. Этот ребенок будет лучше защищен, чем в «отличном» кресле, установленном в Чери Амулет или Жигули.

Если же кресло получило неудовлетворительную оценку в АДАКе, то этого кресла однозначно не будет в нашем магазине. Кресла с другими оценками, а также кресла, которые не тестировались АДАКом, но заслуживают, на наш взгляд, внимания заботливых родителей — можно купить в магазине Автодети.

Помогая родителям сделать правильный выбор, мы начинаем перебор вариантов с «кресел-отличников», но далеко не всегда среди них можно выбрать что-то подходящее для конкретной ситуации. Мы учитываем множество факторов: удобство для ребенка, специфика поездок, совместимость с автомобилем, бюджет родителей и так далее. Безопасность, конечно, основной критерий, но далеко не единственный.

Получается, вы сами делаете первичный отбор, который гарантирует покупателям высокое качество продукции?

Совершенно верно. Мы выбрали самое лучшее из всего, что есть сегодня на рынке. Получилась малая часть, так как рынок просто завален опасным барахлом.

Этого достаточно для того, чтобы все родители могли сделать правильный выбор?

Абсолютно. Для любой ситуации у нас найдется отличное решение.

И все же, возвращаясь к стоимости. Не у всех родителей есть финансовая возможность купить хорошее автокресло. Как быть в этой ситуации?

Полностью согласен, не у всех есть такая возможность. Но эксплуатация автомобиля в данном случае является гарантией того, что финансовая возможность есть.

Существует такое понятие — КАР-индекс, для каждого автомобиля он свой. Это стоимость одного километра пробега с учетом не только бензина, но и постановки автомобиля на учет, техосмотра, техобслуживания, ремонта, транспортного налога, покупки и замены шин в соответствии с сезоном, обязательной страховки и потери стоимости автомобиля в процессе эксплуатации.

В соответствии с этим индексом, даже на самых недорогих автомобилях, таких как Шевроле Ланос, Рено Логан, Лада Калина или Приора, один километр пробега обходится владельцу дороже пяти рублей. За три года расходы владельца бюджетного автомобиля составляют более 350 тысяч рублей! Люди просто не хотят задумываться об этом.

Хорошее автокресло группы 1 (для детей от 1 до 3-4 лет) стоит в 35 раз дешевле — около 10 тысяч рублей. Кресла других групп, например для грудничков или детей старше четырех лет, стоят еще дешевле, так как конструктивно они проще. Три-четыре заправки полного бака — вот вам и стоимость хорошего автокресла, которое будет обеспечивать комфорт и безопасность вашему ребенку в течение нескольких лет.

Если денег на все это нет, то нужно пользоваться крупногабаритным общественным транспортом. Ответственный человек должен понимать, что личный автомобиль — это средство повышенной опасности. Любой водитель обязан обеспечить безопасность своих пассажиров и других участников дорожного движения. Естественно, это связано с определенными финансовыми затратами.

Но возить ребенка без хорошего автокресла, ссылаясь на отсутствие денег — такая же безответственность, как езда с неисправными тормозами или на летней резине зимой.

Сергей, хочется еще о многом спросить, но в рамках одного интервью полностью раскрыть тему все-равно не удастся. Если наши читатели захотят напрямую задать вопросы вашим специалистам, как это лучше сделать?

Мы есть почти во всех социальных сетях, у нас есть свой канал на Ютубе. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе важных новостей. А по выбору автокресла лучше всего задавать вопросы на нашем форуме, где помимо наших консультантов, активно делятся своим опытом другие родители. Ответы зачастую сопровождаются фотографиями и видеороликами, ссылками на источники. В некоторых случаях есть возможность напрямую задать вопрос производителю.

Спасибо, Сергей, мы будем рады снова увидеть Вас в нашей редакции.

Спасибо Вам за приглашение. Я желаю всем читателям увлекательных и безопасных путешествий!

На правах рекламы