Роль семьи в развитии ребенка

Общаясь с другими родителями сначала в детском саду, а потом и в школе, я сталкиваюсь с таким подходом некоторых родителей к учителям и воспитателям, что за воспитание наших детей они (воспитатели или учителя) получают деньги, вот и пусть воспитывают. Такими родителями совершенно не учитывается тот факт, что все же основное воспитание и развитие ребенок получает в своей семье. На страницах нашего сайта baby.ru я хочу поделиться своими мыслями на эту тему и узнать ваше мнение. 


В последнее время в периодических изданиях и в Интернете появилось много статей о том, что такое развитие ребенка в семье. Главный вывод, который напрашивается после изучения всей этой информации, сводится к тому, что в хорошей семье будет хороший ребенок, а в плохой семье – плохой. Причем нет конкретного определения «хорошей» и «плохой» семьи. 


Так что же такое семья?


Википедия дает такое определение: «Семья – социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Роль семьи в развитии ребенка – это очень немаловажный фактор

Вспомните свое детство, то, что осталось в вашей памяти… Какая была атмосфера в родительском доме, или, может быть, какое-то приятное событие, запомнившееся своей неповторимостью, а может быть, страх, который был вами пережит в связи с каким-то непонятным для вас происшествием… Именно психологическая атмосфера в доме во многом определяет роль семьи в развитие ребенка, в большой степени влияет на становление маленького человека, как личности, именно  семейный микроклимат накладывает глубокий отпечаток на последующее развитие ребенка.


Семейная погода.


А как часто мы, родители, задумываемся о том, что влияет на внутрисемейный климат? Атмосфера в семье обусловлена взаимоотношениями всех членов семьи, проживающих совместно. И в то же время просто необходимо обращать внимание на степень родительского эмоционального участия в переживаниях детей, авторитетность родителей и степень их контроля за детьми.  Если отношение к ребенку эмоционально нейтральное, холодное, то это самым неблагоприятным образом отражается на ребенке. Такие методы воспитания ослабляют, обедняют и просто затормаживают развитие ребенка. Любой малыш нуждается в эмоциональном тепле, но и оно не должно быть чрезмерным. Иначе ребенок может быть настолько привязан к родителям, что уже во взрослом возрасте он будет не способен начать жить самостоятельно.


Проблемы ребенка или семьи?


Но в любой семье возникают трудности. Наверняка и каждый из вас сталкивался с определенными так называемыми кризисными моментами в жизни. Психологи утверждают (и я с ними согласна), что иногда трудности, которые могут сопровождать развитие ребенка в семье, могут быть отражением проблем, возникших внутри самой семьи. Это может быть признаком нарушения нормальных отношений для этой отдельно взятой семьи. В таком случае необходима помощь не только ребенку, но и всей его семье.


Как ребенок воспринимает свою семью?


Опять же общаясь с другими родителями, имеющими детей одинакового возраста с моими мальчиками, я пришла к выводу, что ребенок дошкольного или младшего школьного возраста не может себе представить другую семью, чем та, в которой он живет. Другими словами, у самого ребенка не может быть плохой или хорошей семьи, он живет в привычном для себя мире. И я, и, наверное, вы, встречали такие семьи, где на ребенка не обращают внимания, или, наоборот, заставляют его учиться с утра до вечера, или ребенок может страдать от физических наказаний. Каковы бы ни были внутрисемейные отношения, семья не является для ребенка и его восприятия чем-то травмирующим. Ребенок в такой семье не понимает, что его семья негативно воздействует на его развитие и воспринимает такие отношения как норму. Но от этого роль семьи в развитии ребенка не становится менее глобальной. Воспитание такими методами приводит к искажениям и проблемам в развитии ребенка.
 

Оценки родителей.


Особое внимание я хочу обратить на то, как оценивают родители своего ребенка. Чаще всего оценка ребенка происходит сама собой, родитель просто дает своему малышу характеристику, как положительную (аккуратный, умный, послушный), так и отрицательную (непоседливый, хитрый, медлительный). И даже такая «мелочь», как вскользь оброненное слово, может помешать гармоничному развитию ребенка. Если  малышу постоянно давать оценки, то это приводит к определенному видению себя, что может провоцировать определенные поступки (например, раз вы говорите, что я – плохой, то я таким и буду). Ребенок может привыкнуть к оценкам других, ему не нужно будет задумываться о своем внутреннем состоянии, заниматься осознанием своих эмоций, мыслей, влечений. В итоге может вырасти человек, не имеющий своей точки зрения, и зависящий от мнения других людей (я таких встречала, а вы?)


Развитие ребенка в неполной семье.


На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя. А каково развитие мальчика или девочки в неполной семье? Многочисленные исследования на эту тему в основном сводятся к тому, что жизнь ребенка в неполной семье отличается от жизни детей в полных семьях, что существенно влияет на особенности личного развития ребенка. Неполная семья зачастую сталкивается не только с материальными проблемами, но и с тем, что один родитель не может реализовывать две роли – матери и отца – одновременно. 

Неполные семьи возникают по-разному. Число женщин, рожающих ребенка «без мужа», повышается, заканчиваются разводом многие браки. В современном мире стало обычным явлением воспитание ребенка одним из родителей. Чаще всего неполная семья негативно влияет на развитие ребенка и формирование его личности.


Статистика


Хочу привести немного статистики. По результатам долгосрочных исследований, которые проводились в Лейпцигском Университете, оказалось, что женщины, выросшие в неполных семьях, были в большей степени подвержены нервному истощению, сердечно-сосудистым заболеваниям, слабости. Мужчины из неполных семей более страдали от повышенной усталости и депрессии, а также испытывали чувство недоверия к окружающим людям и миру.

Есть мнение, что дети, которые выросли без отца, нередко имеют повышенный уровень тревожности, пониженный уровень притязаний, у таких детей невротические симптомы встречаются чаще, мальчики могут с трудом общаться со сверстниками, становиться драчливыми и грубыми. Ребенок может начать бунтовать против зависимости от матери, но может вырасти вялым и пассивным. А еще у детей из неполных семей чаще наблюдается нарушение самооценки.

И в то же время нельзя сказать однозначно, что семью надо сохранять «ради ребенка». Мне кажется, что для гармоничного развития личности ребенка важнее доброжелательная атмосфера в доме, чем наличие обоих родителей, которые постоянно ссорятся. 

Влияние семьи на развитие ребенка неоспоримо. Семья оказывает огромное воздействие на то, кем вырастет ваш малыш, каким будет его место в обществе. 

Жду ваши комментарии.


 Анна Лемешева
Анна Лемешева
Ванюша
22 года
Саратов
41112901

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
 Анна Лемешева
Анна Лемешева
Ванюша
22 года
Саратов
Да, девочки, у многих из нас такое количество «тараканов» в голове, просто жуть… И большее их количество на самом деле из детства. А как же нам, со своими нерешенными проблемами, воспитать своего ребенка, чтобы он не повторял наших ошибок и не имел наших проблем?
Как я бьюсь со своей свекровью, которая любит расставлять штампы… Вот, совсем недавний пример: просит моего сына принести ей что-то, а он весь в игре и просто не услышал ее слов. Так она тут же: «Ты что, глухой?». Я ее, конечно, сразу поправила «нет, не глухой, просто не расслышал, потому что был занят другим». Начинаю объяснять, что надо сначала привлечь внимание ребенка, а потом уже просить его о чем-то… А через минуту слышу «ты что, слепой?»
Этот пример может показать, какие штампы мы сами, не подозревая этого, оставляем на наших детях. Если человека назвать дураком один раз – он просто посмеется, а если десять раз – он задумается, мож, это правда…
Пожаловаться
Юлёк
Юлёк
Необычный
8 лет
Да, по своему примеру могу подтвердить… все идет из детства… из семьи.
Пожаловаться
TeslaGirl
TeslaGirl
Новосибирск
И очень сложно бывает когда у мужа и жены эти детства и семьи были оочень разными....))))
Пожаловаться
ъъъъъъ
ъъъъъъ
Все мы родом из детства, это да. Верно тысячу раз. Повзрослев и проанализировав ВНЕШНЕ ВРОДЕ БЫ БЛАГОПОЛУЧНУЮ атмосферу, в которой я росла – теперь я точно знаю, что должно, а что ни в коем случае не должно быть у моих детей.



Пожаловаться
 инна
инна
Белгород
согласна, мы все родом из детства.
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Младшенький
10 лет
Москва

Считаю, что наблюдения Анны верны. Очень много проблем у взрослых людей «родом из детства». Часто, патологические чувтсва вины и долга приобретённые в детстве, не дают быть счастливым человеку, который имеет всё, для этого. Неадекватные и несвоевременные оценки личных качеств, полученные в детстве, могут тормозить развитие личности, мешать проявиться истиным талантам человека.

Поэтому, если вы уже придумали каким должен быть ваш ребёнок и приготовились требовать от него соответствия, а от педагогов результатов то притормозите, присмотритесь…  ну, это уже из другой оперы.

 

Пожаловаться
 Ольчик
Ольчик
Москва
поддерживаю! Все проблемы родом из дества. На днях читала книгу по этому поводу. Оказывается, что даже депрессивные состояния у взрослых это проблемы родом из дества. Депрессия подвержены люди, которых в детствен не понимали, жестко ругали, жестко воспитывали, ущемляли и т.п. При чем часто это могут делать даже любящие родители
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Есения
4 года
Петрозаводск
Я даже не представляю себе КАК можно так думать и считать, что учителя и воспитатели должны воспитывать детей. Да, в рамках учебно-воспитательной программы воспитывают. Но в любом случае воспитывать должны родители, и только они! 
Пожаловаться
Галюнчик
Галюнчик
Младший
9 лет
Орел
Не согласна только со статистикой. Во всём остальном – так и есть. По крайней мере так было в классах, в которых я проходила практику, пока училась в педе.
Пожаловаться
Nadin
Nadin
Вячеслав
7 лет
Подольск

Мне всегда было интересно кто придумывает эту статистику…. Такое чувство что кто то сидит и пальцем в небо тыкает. А давай 60% из неполных семей будут несчастны и подвержены психологическим заболеваниям, а давай. Семья неоспоримо оказывает огромное влияние на формирование человека. НО ГЕНЕТИКУ ПОКА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Младшенький
10 лет
Москва

А что значит «НО ГЕНЕТИКУ ПОКА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ» ?

В каждом человеке находится генетический материал, который может обеспечить особь вариациями (конечно же не бесконечным колличеством) признаков. Генетический материал изменчив.

А то, какой признак проявится, во многом зависит от среды обитания (конечно же проявление каких-то признаков для определённой особи вообще невозможно).