В связи с тем, что поступает много вопросов об адаптации к детскому саду, предлагаю ряд рекомендаций.
Признаки достаточно развитой самостоятельности в дошкольном возрасте:
- 1. Стремится самостоятельно справиться с заданием, с начатым делом.
2. Умеет сам найти себе занятие, создать условия для игры.
3. Самостоятельно моет руки, вытирается, кушает.
4. Умеет убирать свои игрушки, знает их место.
5. При возникновении трудностей, если не получается справиться самостоятельно, просит о помощи, но не бросает начатое дело.
6. Получает удовольствие от выполненного самостоятельно действия.
Это нужно знать!
-
Сквернословие. Ребенок общается, разговаривает так, как принято в его семье и выносит «семейный» запас слов на публику. К сожалению, часто эти слова недопустимы для общения в детском коллективе и оскорбляют слух окружающих людей. Бывает и так, что ребенок «несет» нецензурные слова из садика, с детской площадки. В таком случае не стоит акцентировать внимание ребенка на этих словах, достаточно объяснить, что они недопустимы в Вашей семье и используют их некультурные люди. Ребенок должен знать Ваше отношение к таким словам, поэтому не бойтесь сказать, что Вам они не нравятся, Вы расстраиваетесь, когда слышите от ребенка такое. Для того, чтобы помочь ребенку забыть нецензурные слова, предложите использовать необидные выражения (например, «елки-палки», «укуси меня пчела»).
Воровство. Маленькие дети (многие до 5-6 лет) не разделяют свое и чужое. Он может взять чужую вещь, еду, питье, игрушку. Важно различать нормальное поведение ребенка, обусловленное слабо развитой произвольностью и проблемное поведение. Стоит задуматься, если после многократных объяснений ребенок продолжает брать чужие вещи, при этом прячет их, говорит неправду («мне подарили»), скрывает реальную ситуацию. Возможно, таким образом ребенок пытается обратить на себя внимание родителей или воспитателя (не хватает ласки, любви). В таких случаях ругать ребенка, наказывать бесполезно и даже вредно – вы загоняете проблему внутрь. Надо постараться дать ребенку то, в чем он нуждается – увеличьте время, проводимое вместе, найдите общее занятие, игру, которая будет интересна и Вам, и ему, подчеркивайте положительные проявления (вежливо ответил, помог донести сумку, убрал игрушки, сам признался в проступке и т.д.). Если случаи воровства повторяются, нужно обратиться за помощью к психологу.
Детская ложь. Ребенок воспринимает окружающий мир иначе, чем взрослый человек, часто мир фантазий тесно переплетен с реальностью и малыш, говоря неправду, искренне верит в то, что не врет. Но важно отличать фантазии ребенка от реальной лжи, когда ребенок что-то скрывает, не признается в проступке. Ребенок должен понять, что родители расстроятся из-за обмана больше, чем из-за сломанной игрушки. Как упоминалось выше, при физических наказаниях и унижении достоинства ребенка, отсутствии доверия он вынужден скрывать правду, чтобы хоть как-то защититься. Одна из причин возникновения детской лжи – пример близких взрослых! Часто родители не обращают внимание на " мелкую" бытовую ложь, для них нормально скрывать что-то друг от друга. Например, мама говорит: «Сегодня погода отвратительная, холодно, не хочется на улицу выходить», а чуть позже, встретившись с соседкой: «Да, я тоже люблю такую погоду, свежо...» Ребенок постоянно наблюдает за взрослыми и делает свои умозаключения: «Если мама или папа говорят неправду, то и мне можно». Если случилось так, что Вам необходимо что-то скрыть, недоговорить, объясните ребенку причину («Бабушка больна, ее нельзя тревожить, поэтому сегодня мы ей не будем рассказывать о наших неприятностях»).
С детьми действительно надо быть справедливыми. Самое важное настроить ребёнка на счастливое удачное будущее. Когда ребёнку будете говорить, что в садике добрые воспитатели, дружелюбные дети, тогда в действительно окажется именно так. Программируйте правильно Вашего ребёнка.