Малыш учится говорить. От «агу» до монолога

Работаем над дыханием

Итак, вы и ваш малыш уже научились правильно расслабляться и знаете, почему это нужно для правильной речи. Теперь расскажем о том, как правильно дышать.
В идеале, конечно, нужно поставить диафрагмально-реберное дыхание, физиологически наиболее полезное для речи. Как этого добиться?
Положите малыша на диван или кровать без подушки, сами сядьте рядом. Приложите одну ладонь ребенка к своему животу, а другую – к его животу. Подышите так, чтобы брюшная стенка поднималась, а грудная клетка оставалась неподвижной или почти неподвижной. Каждый вдох получится более глубоким, потому что диафрагмально-реберное дыхание обеспечивает именно глубину вдоха. А чем глубже вдох, тем дольше выдох.

Для наглядности можно провести такой эксперимент.
Положите на область грудной клетки, ключиц мягкую игрушку: если дыхание правильное, она останется неподвижной, а область живота будет подниматься.
А если положить игрушку на живот и дышать правильно, она будет вздыматься вместе с животом.

Можно предложить ребенку посчитать на выдохе, главное, чтобы одно слово плавно переходило в следующее – одиндватричетырепятьшестьсемь. И обратно – семьшестьпятьчетыретридваодин.
  Полезно произносить звуки на выдохе: сначала один на каждый выдох, постепенно нужно увеличивать количество звуков и проговаривать их слитно.

Возраст от 2 лет

• Пропеваем гласные звуки:
А О У И Э Ы
АА ОО УУ ИИ ЭЭ ЫЫ
ААА ООО УУУ ИИИ ЭЭЭ ЫЫЫ
АУ АУ-АУ АУ-АУ-АУ АУ-АУ-АУ-АУ
ОА ОА-ОА ОА-ОА-ОА ОА-ОА-ОА-ОА
АЫ АЫ-АЫ АЫ-АЫ-АЫ АЫ-АЫ-АЫ-АЫ
АО АО АОИ-АОИ-АОИ
АО-АО АОУ АОУ-АОУ-АОУ
АО-АО-АО АОУЭ АОЭ-АОЭ-АОЭ
АО-АО-АО-АО АОУЭЫ АОЫ-АОЫ-АОЫ

• «В лесу».
Ребенок поет громче или тише: «АУ-АУ-АУ».

• «Малыш плачет».
Ребенок имитирует плач младенца: «УА-УА-УА».

• «Как зовут?»
Покажите ребенку картинки с изображением лиц детей и просите повторить их имена, добавляя слово «ЭТО». Два слова произносятся как одно – слитно, ударный звук выделяется:
этоАня этоОля этоЮра этоАля этоЮля этоЯна этоИра этоЭля

• «У кого?»
Покажите ребенку картинки, на которых изображены дети. Объясните малышу, что у каждого ребенка есть имя, и назовите их. Спросите, у кого из детей имеется определенная вещь, изображенная на картинке. Ответ должен произноситься слитно, плавно, на одном выдохе, без пауз.

У кого юла?
Ответ: юла у Али.

У кого ослик?
Ответ: ослик у Яны.

У кого яблоко?
Ответ: яблоко у Игоря.

У кого арбуз?
Ответ: арбуз у Эдика.

У кого иголка?
Ответ: иголка у Ани.

У кого удочка?
Ответ: удочка у Ильи.

У кого ежик?
Ответ: ежик у Юры.

• «А ты?»
Сообщите ребенку о том, что делает тот или иной персонаж. Ребенок должен ответить, что и он делает то же самое:
Мама гуляет.
И я гуляю.

Петя играет.
И я играю.

Дети рисуют.
И я рисую.

Маша копает.
И я копаю.

Папа обедает.
И я обедаю.

Попугай кричит.
И я кричу.

Брат стучит.
И я стучу.

Рыбы плавают.
И я плаваю.

Жук ползет.
И я ползу.

Дедушка смеется.
И я смеюсь.

Кот потягивается.
И я потягиваюсь.

• «А ты?»(по картинкам).
Предложите ребенку рассмотреть картинку, на которой персонаж выполняет какое-либо действие, и затем сказать, что и он делает то же самое.

1. Фразы из двух слов.
Машина едет.
И я еду.

Папа стоит.
И я стою.

Девочка смеется.
И я смеюсь.

Дети едят.
И я ем.

Девочка рисует.
И я рисую.

Мальчик плачет.
И я плачу.

Дети бегут.
И я бегу.

Дедушка спит.
И я сплю.

Мама идет.
И я иду.

2. Фразы, состоящие из большего количества слов.
Девочка играет в кубики.
И я играю в кубики.

Мальчик строит башенку.
И я строю башенку.

Бабушка подметает пол.
И я подметаю пол.

Мама моет посуду.
И я мою посуду.

Папа пьет чай.
И я пью чай.

Мальчик везет машинку.
И я везу машинку.

Выдох у ребенка должен получаться достаточно длинным, чтобы он мог на выдохе произнести постепенно увеличивающийся звуковой ряд и фразу.
Когда ребенок освоит диафрагмально-реберное дыхание в положении лежа, можно делать упражнения в положении сидя. Начните с отработки ровного, ненапряженного, длительного выдоха.
• «Перышко летит».Сидя на стуле у стола, ребенок должен легонько дуть на лежащее на столе перо, чтобы оно медленно двигалось по поверхности.
• «Свеча».Сидя на стуле у стола, ребенок должен легонько дуть на горящую свечу так, чтобы пламя не гасло, а мерцало, колебалось.
• «Конфетти».Сидя на стуле у стола, малыш должен легонько дуть на рассыпанное на листе бумаги конфетти, так, чтобы оно не разлеталось, а двигалось по листу.
• «Листок».Поднесите к губам малыша листок бумаги. Пусть кроха дует на листок, так чтобы он подрагивал. Медленно отодвигайте листок все дальше от губ ребенка.
• «Гудок».На выдохе имитировать сирену, округлив при этом губы.
• «АУ».На выдохе «перекликаться», слитно протягивая звукосочетание АУ.
• «УА».На выдохе имитировать плач младенца, слитно протягивая звукосочетание УА.
• «Надувной мячик».Сидя на стуле, ребенок должен вдохнуть животом (ладони лежат на брюшной стенке, фиксируя ее выдвижение вперед), затем медленно выдохнуть воздух, слегка надавливая на живот.
• «Лесенка».На выдохе считать «лесенкой»:
1-й выдох: 1, 2
2-й выдох: 1, 2, 3
3-й выдох: 1, 2, 3, 4
4-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5
5-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5, 6
6-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
7-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5, 6
8-й выдох: 1, 2, 3, 4, 5
9-й выдох: 1, 2, 3, 4
10-й выдох: 1, 2, 3
11-й выдох: 1, 2

• «Звери и птицы говорят». Сидя на стуле, ребенок должен сделать вдох животом и на выдохе изобразить, как «говорят» животные:
МУ-МУ-МУ-МУ
БЕ-БЕ-БЕ-БЕ
УХ-УХ-УХ-УХ
КО-КО-КО-КО
МЕ-МЕ-МЕ-МЕ
ГА-ГА-ГА-ГА
ПИ-ПИ-ПИ-ПИ
КВА-КВА-КВА-КВА
и т. п.

Самое главное, чтобы между звукоподражаниями не было разрыва, чтобы они произносились слитно, а выдох был длительным и непрерывным.
• «Шарик лопнул».Сидя на стуле, ребенок должен вдохнуть животом и медленно выпускать воздух через губы: «ПФ-Ф-Ф-Ф».
• «Оса и шмель».Сидя на стуле, ребенок должен вдохнуть животом и медленно выпускать воздух, произнося слитно звуки в такой последовательности: «З-З-З-З-Ж-Ж-Ж-Ж».

Когда ребенок научится правильно дышать в положении сидя, можно выполнять упражнения стоя. Ребенок должен сам ладонью контролировать движения брюшной стенки.
Упражнения выполняются те же, что и раньше, только ребенок должен стоять. Можно слегка усложнить задачу и произносить слоги (слитно) на выдохе:
МА-МА-МА-МА
КУ-КУ-КУ-КУ
ФЫ-ФЫ-ФЫ-ФЫ
ША-ША-ША-ША
ЗО-ЗО-ЗО-ЗО
ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ
БА-БА-БА-БА
ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ
ГИ-ГИ-ГИ-ГИ
ТЕ-ТЕ-ТЕ-ТЕ
НУ-НУ-НУ-НУ
МИ-МИ-МИ-МИ
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ
СВА-СВА-СВА-СВА
НУ-НУ-НУ-НУ
КЛО-КЛО-КЛО-КЛО
СПА-СПА-СПА-СПА
БЛУ-БЛУ-БЛУ-БЛУ
ДВА-ДВА-ДВА-ДВА
ПЛО-ПЛО-ПЛО-ПЛО
ФКА-ФКА-ФКА-ФКА
ТВУ-ТВУ-ТВУ-ТВУ
МНО-МНО-МНО-МНО

Дыхательную гимнастику нужно проводить ежедневно, чтобы закрепить навыки правильного, полноценного дыхания.
  Для тренировки дыхания полезно надувать паруса корабликов, плавающих в ванне, дуть на свечку, чтобы пламя мерцало, гонять по столу ватку или бумажку, дуть в дудку, дуть в воду через трубочку. Главное, чтобы малыш не слишком напрягался, делая это.

Лукс (Бардовская) Наташа
Лукс (Бардовская) Наташа
Оля
47 лет
Александра
44 года
Юра
42 года
Павел
39 лет
Санкт-Петербург
001122

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества