Особенности воспитания девочек

Пол ребенка диктует свои особенности в его развитии и воспитании. И родителям необходимо знать все нюансы в психологии детей разных полов, чтобы найти с ребенком общий язык и вырастить настоящую леди или джентельмена. О воспитании девочек рассказывает педагог Ася Штейн.

Особенности воспитания девочек


Чем девочки отличаются от мальчиков? С точки зрения большинства, этот смешной вопрос пристало задавать разве что в младшей группе детского сада. Однако ответ на него не так прост, как кажется.
Загадки девичьей души

Развитие девочки с самого рождения идет по иному пути, чем развитие мальчика.
Так как количество потомства зависит в основном от количества женских особей и некоторый недостаток или избыток мужских сказывается на нем незначительно, то природа, «сберегая» женский пол, отвела ему роль консервативной подсистемы. Поэтому девочки более склонны к стереотипной деятельности: усвоив тот или иной навык, они доводят его до совершенства и используют постоянно, однако новые навыки осваивают с осторожностью и не стремятся к рискованным экспериментам. К примеру, восьмимесячная малышка долго будет приноравливаться, прежде чем попробует слезть с дивана. А отважившись на отчаянный шаг, будет потом многократно повторять этот «цирковой номер», в то время как ее ровеснику уже давно прискучит эта забава, и он отправится на поиски новых, более захватывающих приключений.
В младенчестве у девочек доминирует левое полушарие мозга. Поэтому у них раньше, чем у мальчиков, формируются расположенные здесь центры, отвечающие за развитие речи и коммуникацию. Они быстрее учатся говорить, читать и писать, лучше усваивают словесную информацию. Поэтому считается, что с девочками легче договориться: они способны внимательно слушать взрослого и буквально на лету схватывают все его указания.
Пространственное мышление у девочек развивается хуже, чем у мальчиков, да и вообще визуальное восприятие играет вторичную роль по сравнению с вербальным. Недаром говорят, что женщины любят ушами, а мужчины глазами. Мальчики лучше, чем девочки, ориентируются в картах, схемах, диаграммах, чертежах. Девочкам же они не только не помогают, но часто, наоборот, сбивают их с толку.
В то время как у мальчиков в школьном возрасте начинает доминировать левое полушарие мозга (если они, конечно, не левши, о которых нужно говорить особо), у девочек активность постепенно переходит к правому, отвечающему за целостное, эмоциональное восприятие. Интуитивно-образное мышление у них доминирует над логическим, а любая информация, с которой сталкивается девочка, обязательно эмоционально окрашивается.
При этом девочки эмоционально более выносливы, чем мальчики, они легче адаптируются к тем условиям, в которые попадают, менее склонны к неадекватным реакциям на стресс или переутомление.

Словом, до поры до времени девочки причиняют окружающим куда меньше беспокойства: не шумят, не буянят, не лезут куда не надо, более уравновешенны и одновременно гибки, а главное, всеми силами стараются понравиться взрослым, установить с ними эмоциональный контакт. Благодаря гибкости в сочетании с потребностью в эмоциональном комфорте девочки в детстве легко принимают предложенные им модели поведения.

Именно поэтому принято считать, что растить девочек проще, чем мальчиков, однако простота эта обманчива. Ближе к переходному возрасту, когда начинается глобальная перестройка всех систем и переоценка ценностей, проявляются все ошибки и перекосы воспитания. Именно поэтому так важно еще в том возрасте, когда ваша девочка делает первые шажки и лепечет первые слова, представлять себе, каковы могут быть отдаленные последствия ваших педагогических просчетов.

Едва встав на ножки, крошечная девочка бессознательно уже ощущает свою принадлежность к великой и непостижимой тайне женственности. «Катя – мама», — лепечет она, нянча и наряжая кукол, как нянчит и наряжает мама ее саму. Стремясь подтвердить свой статус, малышка ковыляет в маминых туфлях на каблуках и требует, чтобы мама покрасили ей лаком ноготки. Словом, с самого раннего возраста девочка наблюдает за мамой и воспроизводит в играх ее модель женского поведения. Причем эти самостоятельные наблюдения значат гораздо больше, чем воспитательные мероприятия.
Однако полноценно реализовать свою женственность девочка сможет, лишь отделившись от матери, осознав свою женскую уникальность. Это может проявляться в разные возрастные периоды и в капризах, и в непослушании, и в манере одеваться и вести себя вопреки маминому вкусу. Но и отторгая мать, утверждая свою независимость от нее, девочка в то же время остро нуждается в ее присутствии. В материнском одобрении или порицании она, как в зеркале, видит подтверждение или отрицание своей женской состоятельности. Фактически все свое детство, начиная с младенчества и вплоть до окончания переходного возраста, девочка проводит словно между двумя полюсами: идентификацией с матерью и сепарацией от нее, склоняясь то к одному, то к другому.

Мнение мамы

Мария
дочке 2 года 11 месяцев
«Я хочу, чтобы дочь развивалась во всех направлениях, которые можно будет физически охватить. И тогда, попробовав себя в разных сферах, она сможет понять, что именно ей близко и интересно, и соответственно сделать свой выбор САМА. Что касается наших с ней отношений в будущем, то мне бы хотелось дружеских отношений. Это не значит, что она не будет воспринимать меня как мать, нет. Просто все отношения должны строиться на взаимопонимании, на уровне советов и рекомендаций с моей стороны.
Не могу сказать, что использую те методы воспитания, которые применяли мои родители по отношению ко мне – меня воспитывала бабушка, родители много работали. Но помню одно очень ценное слово, которому научила мама – слово «надо». Это умение пожертвовать чем-то сиюминутным, каким-то даже удовольствием иногда ради жизненно важной цели. Это очень помогает в жизни справляться с трудной ситуацией, формирует характер, закалку, помогает добиваться своей цели. Для своей дочери я хочу сделать все возможное для самореализации: пусть потом она станет домохозяйкой, актрисой или окунется в бизнес… Думаю, это моя главная задача в «воспитании».

Мнение папы

Леонид
отец двух дочек 6,5 и 3,5 лет
«Как воспитываем дочерей? Как такового воспитания и нет… Мы просто живем одной семьей, и я не думаю, что если бы у нас был сын, что-то изменилось бы. Ругать? Ну просто существует меньше поводов, чтобы ругать девочек, они все-таки женского пола. Мы просто живем… Нужно научить их жить… Понятно, что они смотрят за нашими отношениями с женой, делают свои выводы, мы стараемся быть для них примером хороших, добрых семейных отношений.
Не мы решаем, какими будут девочки, — барышнями в рюшах и лентах или сорванцами в драных джинсах и с ссадиной на коленке – дети сами выбирают. Но, кстати, не могу сказать, что мои растут кисейными барышнями… Вряд ли они станут домохозяйками… Мы конечно, научим их зажигать газ, жарить яичницу, но это не значит, что они будут только обеды готовить. Что касается образования, то, надеюсь, оно не ограничится школой. Воспитание – это назидание, высказывание каких-то нравственных принципов… Ничего этого у нас нет. Просто живет себе семья, какие-то в ней люди, как-то складываются их отношения, это и влияет на развитие детей.»

В плену стереотипов

Воспитание девочек веками и тысячелетиями было связано массой табу и предрассудков, выбор социальных и поведенческих моделей у девочек всегда был гораздо уже, чем у мальчиков. Причем девочка, отказывающаяся следовать предложенной ей модели поведения, подвергается гораздо более суровому осуждению, чем мальчик. Казалось бы, более ста лет успешной борьбы женщин за равные права с мужчинами должны были бы кардинально изменить ситуацию, но этого не произошло, к старым «ролям» лишь добавились новые...

Собственно, если отбросить частности, существует две стереотипных модели воспитания девочек, и обе они, несмотря на кардинальные различия, одинаково губительны для индивидуальности маленькой женщины.

Модель «Золушка» «Мужчинам – свое, женщинам – свое». Этот принцип становится краеугольным в воспитательной модели в семьях с традиционным, патриархальным укладом. Хотя чаще всего во главе такой семьи стоят сильные властные отцы, но нередко идеологами патриархального уклада становятся и матери, по тем или иным причинам сосредоточившие сферу своей активности исключительно на семье и того же ждущие в последующем от дочери. Девочку здесь с младенчества готовят кКроли хранительницы домашнего очага, прививая ей соответствующие навыки: скромность, аккуратность, хозяйственность, покорность воле отца, а затем – мужа.

Ее, конечно, будут водить в музыкальную или художественную школу. От нее, скорее всего, будут требовать отличных оценок в школе. Она даже, вероятно, со временем окончит какой-нибудь скромный институт, но всерьез об ее образовании никто не думает: зачем, если самое достойное место для достойной женщины – кухня или детская? Если ее таланты и развивают, то лишь для того, чтобы в будущем она могла заниматься с детьми или скрашивать семейный досуг.
Кстати, ни с уровнем образования, ни с материальным и общественным положением отца и матери это напрямую не связано: подобный подход к воспитанию девочек можно встретить далеко не только у маргиналов из ультракрайних религиозных сект, но и в весьма респектабельных семьях.

Нетрудно догадаться, что педагогический эффект такого «воспитания» практически равен нулю. Зависимая девочка со слабым характером покорится воле родителей и поверит, что ее место – на кухне, не станет искать для себя лучшей доли, заранее откажется от попыток сделать карьеру. Девочка сильная и решительная при первой же возможности воспротивится родительской диктатуре и начнет строить свою самостоятельную жизнь вопреки родительскому сценарию. Стремясь доказать свою независимость и состоятельность, она может много достичь в жизни, но уж точно никогда не станет хорошей хозяйкой.

«Первый ребенок – последняя кукла! – гласит народная мудрость. А если этот ребенок – девочка, да еще хорошенькая, то просто нет сил оторваться от увлекательной игры...
Когда родилась маленькая Лиза, маминой радости не было предела: для крохи была приготовлена розовая детская, заставленная куклами, мама скупала платьица с оборками и лакированные туфельки… Казалось бы, идиллическая картинка? Но, как это ни парадоксально, в такой семье девочке очень жестко навязывается определенная, далеко не всегда органичная для нее роль. «Принцесса» должна играть в куклы и носить платья, ей положено заниматься танцами и игрой на фортепьяно, учиться на пятерки и не лазать по деревьям...
Но у Лизы оказалась душа маленькой разбойницы: она рвала платьица и колготки, нарядных кукол заставляла участвовать в боевых действиях, а прелестную розовую комнатку превращала то в разбойничью пещеру, то в пиратский корабль...
Лизины родители после консультации с психологом проявили мудрость и уступили дочке. И, конечно же, только выиграли. «Будуар принцессы», напоминавший чаще всего вулкан после извержения, превратившись после небольшого ремонта в пиратский корабль, заблистал чистотой и порядком. Перейдя из хореографической студии в пони-клуб, маленькая наездница стала ловкой и грациозной. А самое главное почувствовав, что родители уважают ее право быть самой собой, девочка стала нежной и ласковой. Ну а мама обнаружила, что девчонка-сорванец в джинсах и футболке – это ничуть не менее привлекательно, чем барышня в локонах и кружевах.

Модель «Амазонка» Наравне с патриархальными семьями существуют и матриархальные. Верховодят в них сильные, властные, успешные женщины. Мужчины здесь, как правило, не приживаются, а если и присутствуют, то держатся в тени, не принимая участия ни в каких судьбоносных событиях.

Сознательно или бессознательно мать-«амазонка», имевшая негативный опыт общения с противоположным полом, боится пробуждающейся дочкиной сексуальности и внушает ей неприязнь к противоположному полу, сексуальным отношениям, даже в самых невинных, платонических их проявлениях. «Какая у тебя там любовь может быть! Рано тебе еще о мальчиках думать» — вполне всерьез может сказать такая мама пятилетней крохе в ответ на ее пылкий рассказ о детсадовской влюбленности.

Девочке в такой семье с младенчества внушают: главное в жизни – получить образование, добиться успеха, состояться профессионально. Чуть только кроха научится ходить и говорить, ее определяют на танцы-музыку-рисование. «Нечего перед зеркалом вертеться – лучше гаммы поиграй!», «Какие куклы? Заниматься надо!», «Что ты все читаешь эти дурацкие девчачьи истории? Лучше б классику почитала, стихи поучила!»… Все, что отвлекает от учебы, мешает поступательному движению к новым достижениям, признается заведомо вредным и опасным.

Но для нормального развития девочке необходимо не только получить определенный набор знаний, умений и навыков, но и научиться быть женщиной. А для этого нужны и «бесполезные» игры в куклы, и «нелепые» попытки накраситься маминой косметикой, и «глупые» романы и фильмы о любви, и невинные влюбленности. Не освоив в детстве и отрочестве искусство женственности, умная, хорошо образованная девушка не сумеет грамотно построить отношения с партнером и в итоге рискует пополнить ряды «амазонок».

Марина появилась на свет через год после Никиты. Она донашивала за братом джинсы и кроссовки, вместе с ним играла в солдатиков и машинки, водилась с его приятелями. Куклы в доме хотя и появлялись, но использовали их в качестве статистов в мальчишеских играх. Спортивные, энергичные родители только радовались, что девочка растет как мальчишка.
Проблемы начались, когда Марина пошла в первый класс: одноклассницы наотрез отказались принять в свою компанию девочку, привыкшую к законам мальчишеского социума. Если для мальчишек главное – добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников, то для девочек важно установить эмоциональный контакт с подружками, создать теплые, доверительные отношения. Девочку, пытающуюся утвердить свое право на лидерство, кардинально изменить правила игры, обычно изгоняют из сообщества как «Звредину», «воображалу». «Правильные» и «неправильные» модели поведения девочки обычно отрабатывают в ролевых играх с куклами, но Марина, росшая в обществе брата, практически не играла в куклы. К счастью, на девочку, у которой не было подруг, обратил внимание школьный психолог. Понадобился специальный игровой тренинг, чтобы помочь Марине и ее родителям, которые даже и не догадывались, что девочку надо воспитывать по-особому, изменить привычный стереотип отношений. Теперь Марина – настоящая маленькая женщина, хотя и очень решительная и спортивная.

Конечно, на практике подобные крайности встречаются нечасто, но и в более мягких и умеренных проявлениях воспитательные стереотипы способны испортить жизнь и девочкам, и их родителям.

Пройдут годы, и ваша очаровательная малышка превратится в прелестную молодую женщину. Быть может, она станет актрисой или математиком, фотомоделью или политиком, а может, просто удачно выйдет замуж и станет счастливой и любящей женой и мамой – сегодня общество не ограничивает девочку в выборе жизненного пути. Но важно, чтобы она сделала этот выбор осознанно и сама, а не продолжала и во взрослой жизни играть роль, навязанную ей родителями, или не пыталась построить свою жизнь вопреки их сценарию.
Папина радость

Отцы мечтают о сыновьях, а любят дочерей. Это утверждение, конечно, не бесспорно, но в нем есть доля истины. Мужчина испытывает восхищение перед женской природой, хрупкой и таинственной. И воспитание дочери для него – попытка не только разгадать эту тайну, но и прикоснуться к ее созиданию.

Дочь способна подарить мужчине то, чего не может ему дать ни одна другая женщина: абсолютную, безусловную любовь. Папа для девочки – идеал мужественности, непререкаемый авторитет, рыцарь без страха и упрека. Только рядом с папой крошка может по-настоящему почувствовать себя маленькой женщиной. Именно от отца она получает первые уроки взаимоотношений с противоположным полом.

Однако часто отец оказывается не готовым к тому, что его крошка и вправду превратится во взрослую девушку, и, главное, место в ее сердце займет другой мужчина. Чтобы дело не дошло до серьезного разрыва с выросшей дочерью, лучше сразу же понять: прелестная крошка – не папина собственность, а чудо, лишь на время поселившееся в родительском доме.

Барби: казнить или помиловать?

Нередко у родителей вызывает протест кукла Барби. «Ну что моей малышке делать с этой взрослой дамой, — думает мама, — пусть играет в традиционных кукол, учится быть женщиной, заботиться о малышах». Но разве быть женщиной сегодня – это значит только заниматься семьей и хозяйством? А как же учеба, карьера, умение со вкусом одеваться и вести себя в обществе? Разве вы готовите свою дочь только к скромной участи домохозяйки? Кукла-девушка позволяет малышке выбрать иной образ, примерить на себя роль успешной и красивой современной молодой женщины, смоделировать отношения, в которые она вступает на работе, в транспорте, магазине, на отдыхе. Кроме того, если у вашей дочки не окажется такой же игрушки, как у других девочек, ее могут просто не принять в игру подружки в детском саду, классе или во дворе. Даже если гипотетически допустить, что кукла Барби может нанести какой-то психологический вред вашей дочке, он будет несоизмеримо меньшим, чем если она окажется изгнанной из детского социума.


Анастасия
Анастасия
Арина
11 лет
Краснодар
024546

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Дима
6 лет
Краснодар


полезно.особенно как маме ДЕВОЧКИ

Пожаловаться
HelenHelen
HelenHelen
Москва

Актуальные посты