Музыка

Природа музыки


Несомненно, рождение человека всегда являлось великим чудом и великим таинством и остается таковым и в настоящее время. Но благодаря современным технологиям и современным методам наблюдения за малышом в период его пренатальной (внутриутробной) жизни приоткрылась завеса над этим таинством.
Если Вы ожидаете ребенка, то, вполне вероятно, у вас поменялся образ жизни, привычки, часто меняется настроение, изменились вкусовые пристрастия, и, возможно, музыкальные. Ваш малыш – уже часть вас. И всё, что вы едите, о чем думаете и какую музыку слушаете – всё оказывает влияние на его развитие. Ведь музыка относится к числу искусств, которое способно оказывать влияние на эмоциональный мир человека и на его физиологические состояния.

История вопроса

Известно, что воздействие музыкой на человека – один из самых древних методов лечения, возникший одновременно с появлением первобытных целителей. Еще Пифагор более 500 лет до нашей эры возвышал музыку над другими лечебными средствами, приписывая ей универсальность в исцелении души и тела. Ибн Сина изучал влияние музыки не только на больного, а всесторонне испытывал действие музыки и на здоровом человеке, что дало возможность использовать музыку как одно из сильнейших средств профилактики нервно-психических заболеваний.
В отечественной медицине, еще в 1913 году выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев (именно он считается основоположником музыкотерапии в России) организовал комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки. В ходе многочисленных исследований выяснилось, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость, а так же неоднократно подчеркивало важную роль колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка
Итак, для того, чтобы понять какое влияние на еще не рожденного малыша, в разные периоды его развития, оказывает музыка, необходимо разобраться в вопросе, как развивается нервная система малыша и когда же он начинает слышать и воспринимать звуки, испытывать эмоции.

Мамина школа: а знаете ли вы?


Что в первом триместре уже в 5-6 недель начинается формирование нервной системы. С 7,5 недели появляется кожная чувствительность. В этот период закладываются первые структуры мозга.
В 16 недель у малыша есть внутренне ухо и отмечаются первые слабые моторные реакции на звук. Но воспринимается в основном звуки, возникающие в организме матери (звук маминого сердцебиения, работа маминого желудка, звук тока крови в сосудах и т.д.), а не звуки исходящие из внешней среды. Звуки из вне малыш воспринимает в виде слабых колебания звуковых волн. Поэтому, если говорить о прослушивании музыки, то необходимо понимать, что именно мама слышит музыку, а не сам малыш. А это значит, что в этот период эмоциональное состояние матери действует на ее собственную физиологию и при сильных стрессах или продолжительной тревоге создает условия для нарушения состояния внутренних органов, в том числе и матки, что ведет к нарушению физиологического развития плода. Пока мама не ощущает шевеления ребенка, основная ее роль состоит в подчинении своим эмоциональным состояниям. И в этот период маме необходимо учиться управлять своими чувствами и эмоциями, и уметь защищаться от стрессов.
Мама должна понимать, что она служит для ребенка средством абсолютной защиты от всех неблагоприятных факторов, дает малышу энергию и неисчерпаемую любовь. В течение беременности мы не можем полностью оградить себя от негативных влияний ( свои и общественные эмоции), от негативных социальных и экономических потрясений. Но, когда мама бывает подвержена таким влияниям, она должна предоставлять малышу «подкрепление» за счет возвращения самой мамы к положительно-эмоциональному состоянию. Т.е если мама испытала негативное чувство (тревога, страх, напряжение) то она должна уметь быстро возвращаться к положительному эмоциональному состоянию…
И в этом, как раз, очень хорошо поможет музыка.

Вторая половина беременности. Уже на пятом месяце ребенок эмоционально и двигательно реагирует на модуляции голоса матери и звуки из внешнего мира, температурные раздражители, например, прикосновение холодного датчика УЗИ, тактильные прикосновения (возникают мимические выражения, отплывание, отворачивание головы или наоборот, приближение к источнику стимуляции). Таким образом, в период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и из внешней среды, причем во всех сенсорных системах, за исключением зрения и обоняния: они находятся в состоянии временного бездействия.

Уже в этом возрасте слуховой анализатор выборочно реагирует на высокие и низкие звуки. Причем чувствительность к низкочастотным звукам понижена, это защищает малыша от гиперстимуляции внутриутробной среды. Представьте, что Вы одновременно слышите звук работающего цеха, что дополнительно сопровождается концертом на большом стадионе. Чувствительность же к высокочастотным звукам, куда относится и человеческая речь, напротив повышена.
В этот же период, по данным многих исследований, ребенок, воспринимает и переживает эмоциональные состояния матери непосредственно под влиянием притока ее гормонов.
Он реагирует на них вполне адекватно их «значению»: проявлением удовольствия или неудовольствия, как эмоциональным выражением, так и двигательными реакциями. Находясь в животе у мамы ребенок не испытывает отрицательные эмоции от своего пребывания, т.к. сама пренатальная среда не содержит стимулов, способных стать источником сильных отрицательных воздействий.
Но от воздействия гормонов матери, возникающих при ее отрицательных состояниях, ребенок практически не может защититься. Ребенок как бы испытывает эмоциональные «удары» под воздействием волны материнских гормонов, которые служат причиной формирования первичных чувств. Так ребенок начинает воспринимать. И происходит формирование первичных эмоций И вот малыш начинает реагировать на разные звуковые эффекты различным образом: он может реагировать на громкость, ритм мелодии, она может ему нравиться или не нравиться. Малыши уже способны показывать маме свои музыкальные предпочтения. Звук оказывает влияние на весь организм ребенка. Через нейроэндокринную систему, музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: усиливается активность головного мозга, изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника.
Мозг малыша выступает в роли «детектива», который не только слышит звуки, но и пытается найти причины звуков, которые воспринимает. С помощью музыки можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности малыша: двигательную, эмоциональную и дыхательную. Музыка оказывает положительное воздействие на психическое и на физическое развитие. Музыка для малыша в этот период его развития становится как бы «воздухом для эмоций».
На этом этапе развития малыша, музыка для беременной женщины помогает не только гармонизировать свои состояния, улучшить расположение духа, а главное наладить контакт со своим малышом.
Можно рекомендовать будущим мамам и их деткам слушать больше классических произведений и гармонизирующую музыку. Наиболее благоприятное влияние оказывает музыка Моцарта, Э.Вивальди (музыка близкая к альфаритмам) она успокаивает малыша. Произведения Бетховена и Брамса – возбуждают его.
Громкие и ритмичные звуки заставляют сердце биться сильнее и чаще. Мелодичные, плавные звуки, наоборот замедляют сердцебиение. Таким образом, звуки, с одной стороны, способствуют двигательной активности малыша, а с другой, позволяют ему до рождения получать информацию об окружающем мире.

Услада для слуха

Для успокоения и снятия эмоционального напряжения, для уменьшения раздражительности будущей маме помогут как произведения классической музыки (Э.Вивальди, П.И.Чайковский, Брамс, Ф.Лист, С.Прокофьев, Штраус), так и современные направления: музыка для релаксации, инструментальная музыка, передающая шумы природы, современные исполнители (Enya, Diana Crall), джаз. Главное, что бы музыка нравилась, вызывала чувство комфорта, приятные образы и воспоминания.

Для улучшения самочувствия и поднятия активности необходима для прослушивания ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши, звуки барабанов (кроме Тибетских) их прослушивание повышает нормальный ритм биения человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классических произведений подойдут Чайковский «Шестая симфония» – часть 3; Бетховен «Увертюра Эдмонд»; Шопен «Прелюдия 1, опус 28»; Лист «Венгерская рапсодия 2».

Вот некоторые рекомендации о том, как правильно и полезно слушать музыку:
• Вы должны ориентироваться на собственные музыкальные симпатии. Кому-то нравится скрипичная, кому-то органная, фортепианная или симфоническая музыка. Музыка, прежде всего, должна вызывать положительные эмоции у мамы.
• Экспериментируйте в выборе музыкальных композиций в зависимости от ваших состояний и срока беременности.
• Музыкальные композиции не следует анализировать, просто слушайте и фиксируйте образы, возникающие в момент прослушивания.
• Музыку можно слушать через наушники или используя стереосистему. При этом громкость должна быть небольшая, басы отключены, расстояние от мамы до магнитофона не менее одного метра, звучание музыки не должно превышать громкости разговорной речи.
• Во время прослушивания стараться не сосредотачиваться на каком-то серьезном деле, лучше всего будет просто расслабиться и отвлечься от всего, но если не получается, то можно выполнять обычные бытовые дела или заняться чем то приятным ( просмотром картинок, фотографий из семейного альбома).
• Общее время прослушивания композиций не должно превышать 20-30 минут.
• В день не следует проводить более трех сеансов.

Снятие эмоциональных перегрузок, стресса и напряжения позволит свести к минимуму отрицательные воздействия на психическую жизнь еще не рожденного ребенка.

Помните, что по прежнему, необходимо выбирать музыку, которая нравится вам самой, но и прислушиваться к «предпочтениям» вашего малыша, т.к. он уже умеет прекрасно слышать звуки из вне и у него развита способность к запоминанию.
А вот исключить из «беременного» репертуара необходимо музыку в стиле техно, хард-рок, эксперименты музыкального авангарда, тревожные минорные произведения, с обилием низкочастотных звуков. Что может привести к нарушениям течения беременности (от гиперактивности плода до угрозы выкидыша).
И не забывайте о том, что будущей маме необходимо петь песни своему будущему малышу. Пение – это прекрасный способ установить эмоциональный контакт с малышом, вовлечь его во взаимодействие. И уж точно не переживайте, если у вас нет слуха и голоса. Пение поможет будущей маме успокоиться самой и успокоить ребенка после дневных переживаний. Пение в третьем триместре беременности вызывает дозированную двигательную активность плода дает возможность избежать неблагоприятных последствий гипоксии и обеспечивает полноценное постнатальное развитие ребенка. Позволяет воздействовать на двигательную активность плода, что может способствовать улучшению плацентарного кровообращения.
Регулярное исполнение песен в определенные часы поможет маме настроить биологические часы будущего ребенка на определенный режим дня. Вы можете закладывать у ребенка ассоциативное мышление: звучит быстрая музыка – надо играть, кушать; медленная – спать и т.д.
Мамин голос, каким бы он не был, будет всегда восприниматься малышом, как волшебные и чудесные вибрации жизни.


Попова Елена Елена
Попова Елена Елена
Психолог
703044

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Другие статьи на эту тему