Твоя Россия будущего
Векторы развития
// История

«Живой» музей: как в современную музейную практику внедряются инновационные технологии

«Умные» вещи, ожившие экспонаты, сенсорные пространства, иммерсивные выставки, 3D-копии артефактов и головокружительные проекции на дыме – согласись, всё это мало напоминает привычные походы в музей. Но наши музеи всё чаще обзаводятся инновационными штуками, о которых прежде писали только фантасты. 

От музея прошлого – к музею будущего

Музейный мир стремительно движется в сторону будущего, буквально на лету подхватывая новые идеи. Те, кто любит путешествия со смыслом и испытывает интерес к  культуре и искусству, давно уже освоили виртуальные туры по музеям разных стран. Мы всё меньше склонны воспринимать музеи как некое собрание сотен различных экспонатов и артефактов.

Главный культурный тренд последних лет – оживить музейное пространство, подталкивая посетителей к активному взаимодействию с экспонатами. Да-да! Наряду со строгими табличками «Руками не трогать!» в музеях всё чаще можно видеть цифровые «приблуды», которые позволяют не только трогать объекты, но даже заглядывать внутрь них.

Благодаря инновационным технологиям зритель может устанавливать контакт с произведением с помощью чуть ли не всех пяти чувств – через картинку, звук, прикосновение, запах (а где-то что-то можно уже и на вкус попробовать!).

И это не просто прихоть музейщиков, а реальная возможность расширить наши представления о культуре и истории. Для этого нам предлагают забыть о роли обычного зрителя и стать свидетелями и даже участниками самых разных исторических эпох и событий.

Чтобы привлечь новых посетителей, современные музеи используют самые разнообразные инновации, иногда делая уникальные миксы из разных приёмов и стилей. И правда, получается очень современно, интересно и познавательно! 

Интерактивные технологии в музеях

Навигация по музею

Интерактивная навигация представляет собой мобильный гид с картой, который может подсказать, как найти нужную экспозицию, или даже проведёт тебя по определённому маршруту. Это помогает сэкономить время, если музей очень большой, либо даёт возможность осматривать его, следуя определённому плану.

Радиометки и QR-коды

Ещё одно новшество – датчики или коды, установленные возле экспонатов и в интерьере музея. Они умеют «общаться» с аудиогидами или смартфонами посетителей, активируя контент при приближении к конкретному экспонату. 

Интерактивные инсталляции

Во многих музеях появились инсталляции в виде сенсорных столов и интерактивных карт. Стоит прикоснуться к ним, и у тебя на глазах начинает развиваться история экспоната, какого-то события или целой эпохи. 

В Центре Гиляровского (филиал Музея Москвы) есть экспозиция «Проект 1812», посвященная 210-летию Отечественной войны. На интерактивном экране разворачиваются события 1812 года. Ты можешь увидеть легендарный пожар в Москве, узнать, как потом отстраивали город. Впечатление усиливает иммерсивный аудиоспектакль.

Ещё один яркий пример – интерактивные выставки в Центре цифрового искусства «Artplay» (Москва). Выставка «Французский импрессионизм» знакомит с копиями произведений знаменитых художников в очень необычном формате. «Полотна» проецируются на стены и полы, что создаёт невероятный эффект погружения в пространство картин. В рамках ещё одного интерактивного проекта «Artplay» – «Искусство Японии: от Хокусая до современности» – предметы и герои картин оживают буквально у нас на глазах.

3D-печать и сканирование

С помощью 3D-принтеров можно создавать копии экспонатов, к которым, в отличие от оригиналов, можно прикоснуться. Это не только делает музейные экскурсии более увлекательными, но и помогает сохранить оригиналы.

В Музее русского импрессионизма у каждой картины есть своя рельефная копия. К каждому такому арт-объекту прилагается капсула с ароматом-настроением произведения!

Фото: Pavel L Photo and Video/Shutterstock.com

Оживающие скульптуры

С помощью 3D-проекций оживают даже камни! На застывших лицах каменных изваяний становится заметна мимика. Их одежды слегка колышутся. А иногда они даже разговаривают с живыми людьми!

В городе Усмань Липецкой области есть уникальный памятник, посвящённый физику и лауреату Нобелевской премии Николаю Басову. Днём это обычный бюст на постаменте. Зато с наступлением темноты начинается нечто интересное! С помощью 3D-проекторов образ учёного «оживает» буквально на глазах. Лицо Басова становится живым и подвижным, он начинает «разговаривать» с проходящими мимо людьми. А заканчивается всё это световым шоу. Кстати, памятник Басову включили в список лучших мультимедийных памятников мира!

Виртуальная и дополненная реальность

Современные музеи всё чаще используют в своих экспозициях AR и VR-технологии дополненной и виртуальной реальности. Это позволяет добиться эффекта полного погружения при знакомстве с произведением искусства или событиями какой-либо исторической эпохи.

AR-технологии

AR-технология (технология дополненной реальности) помогает вписать экспонат в окружающую нас реальность. Как правило, AR-технологии – это часть экспозиции: от одного экспоната до целого зала. Например, наведя на картину смартфон, ты можешь увидеть, как она создаётся. 

Во многих музеях России уже активно начали использовать мультимедийный гид Artefact – бесплатное мобильное приложение дополненной реальности. AR-гид позволяет распознавать музейные объекты и получать подробную информацию о них. Кроме того, он может провести для каждого посетителя мини-экскурсию по музею. 

VR-технологии

VR-технология создают целый мир вокруг экспоната. В это виртуальное пространство можно зайти, прочувствовав изнутри «настроение» и смысл объекта. 

В петербургском Музее железных дорог России можно увидеть, что собой представляло старое депо, как в нём проходило обслуживание паровозов. А если захочешь, можешь даже «проехаться» в императорском поезде, курсировавшем между Санкт-Петербургом и Хельсинки!

Фото: natakontur/Shutterstock.com

VR-технологии, которые используются в Государственной Третьяковской галерее, дают возможность своими глазами увидеть, что происходило в мастерских знаменитых художников. И не только увидеть, но и написать своё собственное полотно по мотивам классиков.

Проекции

Проекторы – ещё один способ преобразовать музейное пространство, передавая настроение и атмосферу экспозиции.

Музей AZ (музей Анатолия Зверева в Москве) – современная арт-лаборатория, где постоянно экспериментируют над выставочным пространством с помощью самых новых мультимедийных технологий. Например, на выставке «Птица-тройка и её пассажиры», посвящённой Гоголю, на стену проецировались анимированные работы Марка Шагала. Посетители, попадающие в свет проектора, сами как бы становились частью шагаловских сюжетов. 

Сенсорные технологии

Ещё одна инновация – сенсорные элементы, которые реагируют на движение посетителей, часто даже на расстоянии. В результате меняются свет или звук экспозиции, что позволяет ещё больше погрузиться в её пространство. Только представь себе: ты пришёл в музей, проходишь по какому-нибудь залу, а вслед за тобой устремляются, выстраиваясь в определённые конфигурации, виртуальные планеты!

Часто сенсорные элементы сочетаются с интерактивными инсталляциями, как, например, на выставке «Николай Рерих» в Галерее современного искусства в Казани. В качестве основы организаторы использовали картины художника из Русского музея, добавив к ним интерактивные элементы. Посетители могли летать над знаменитыми Рериховскими горами, менять цвета северного сияния или создавать собственную картину, просто двигаясь в пространстве экспозиции.

«Умное» пространство

С помощью специальных датчиков, которые встроены в экспозицию, в музеях создаются «умные» вещи и целые «умные» пространства. «Умные» экспонаты способны взаимодействовать с посетителями.

В Музее истории Екатеринбурга есть «умная» книга, на страницах которой, как по мановению волшебной палочки, появляются истории из прошлого и старые карты.

В «умное» пространство можно попасть и в Музее железных дорог России. Здесь с каждым экспонатом расположено сенсорное устройство, которое позволяет подробно изучать макеты самых разных объектов.

Благодаря инновационным технологиям слово «музей» перестало наводить скуку даже на скептически настроенных подростков. Старые музеи уходят в прошлое – и да здравствуют музеи, но уже новые и современные! Культурно-историческое шоу продолжается, но уже в совершенно другом формате. И это не может не радовать!