Твоя Россия будущего
Векторы развития
// Природные ресурсы

Как в Арктике добывают нефть. На работу на вертолёте и другие особенности

Представь: температура минус 50 градусов, под ногами вечная мерзлота. Солнце выходит из-за горизонта, едва поднимается и снова прячется. В Арктике полярная ночь. На улице круглые сутки сумерки. Но это не пугает наших нефтяников. Они надевают гидрокостюмы, садятся в вертолёт и летят в эту полярную ночь на работу — добывать нефть. Что это за люди и зачем им гидрокостюмы, узнаешь дальше. А пока вернёмся почти на сто лет назад.

Поиски месторождений нефти и газа в Арктике наша страна (тогда ещё Советский Союз) начала в 1930-е годы. Мы были первыми. Другие страны в то время полезные ископаемые в Арктике не искали. Разведка месторождений и освоение ресурсов за полярным кругом не прекращались даже в тяжёлые годы Великой Отечественной войны!

Первые на Крайнем Севере

Наши учёные, геологи, инженеры не зря приложили столько усилий — Крайний Север оказался очень богат нефтью. Но её добыча в этих условиях — дело трудное. Ведь нефть находится не просто под землёй, а под вечной мерзлотой!

Тем не менее сегодня в Российской Арктике открыто 360 месторождений нефти и газа. Большая часть из них расположена хоть и под вечной мерзлотой, но на суше. Но есть и такие, которые находятся на шельфе, то есть под водой.

Шельф — это окраина материка, которая находится под водой. То есть это бывшая суша, ставшая подводной в результате постепенного разрушения морскими волнами.

Путь к нынешнему успеху начинался несколько десятилетий назад. В 1930 году в Республике Коми открыли первое в мире нефтяное месторождение в Арктике — Чибьюское. В том же году его начали разрабатывать. Советский Союз стал первым государством в мире, которое начало разведку и разработку месторождений в условиях Арктики. Через два года открыли ещё одно крупное месторождение — Ярегское. И снова мировой дебют.

Нефть Ярегского месторождения тяжёлая, вязкая, с высокой плотностью, что на языке нефтяников означает трудно извлекаемую нефть. И это был один из первых успешных примеров добычи такой нефти.

Кто такие нефтяники? Так называют представителей почти 200 профессий! Это и те, кто непосредственно занят добычей нефти, и геологи, инженеры, строители, проектировщики, трубопроводчики, операторы, специалисты, обеспечивающие безопасность всего процесса, и многие другие. То есть нефтяник — это собирательное понятие, и обозначает оно все профессии, которые задействованы в нефтяной отрасли.

Следующий прорывной период для нефтяников пришёлся на 1960–1970 годы. Тогда геологоразведочные работы сосредоточили на севере Западно-Сибирской равнины. Среди прочих открыли легендарное нефтегазовое месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе — Новопортовское с его нефтью высшего качества.

Легко сейчас перечислять месторождения, но за этими открытиями стоит труд нескольких поколений учёных и инженеров. Мало найти месторождение, нужно создать транспортную инфраструктуру, спроектировать технику для добычи, организовать условия для жизни нефтяников не где-нибудь, а на Крайнем Севере!

Вот как рассказывает о том времени участник работ на арктическом шельфе О. А. Заливчий: «Никто из нас не чувствовал себя героем. Всех сплачивала воедино конкретная мотивация: призвание, романтика, познание Арктики, жажда приключений, освоение новых профессий, желание испытать себя в экстремальных условиях и чувство ответственности за порученное дело. Была ещё одна сила, может быть, одна из главных, — это наши жёны «декабристки», которые всегда были рядом, были для нас и ум, и совесть, и надежда, и поддержка. Многие из них тоже работали в Арктике». 

Представить, что это за условия и какая это работа, проще всего на конкретных примерах. Подсмотрим немного за работой нефтяников на самых легендарных месторождениях страны.    

Терминал «Ворота Арктики». Решение неразрешимой задачи

Как ты уже знаешь, Новопортовское месторождение на Ямале открыли в 1960-х годах. Но из-за сурового климата его разработку пришлось отложить. Активное освоение началось только в 2010 году, когда у нефтяников появилась соответствующая техника и новые методы добычи, пригодные для условий Севера.

Сорт нефти из этого месторождения назвали Novy Port. И это уникальный сорт! Он считается одним из самых лёгких, так как нефть имеет низкую вязкость, а это хорошо для добычи. Обрабатывать этот сорт нефти тоже легче: в нём очень мало примесей.

Нефть залегает на глубине более двух километров под слоем вечной мерзлоты. Чтобы до неё добраться, нефтяники используют технологию горизонтального бурения. Сначала скважина бурится вертикально, а на подходе к нужной глубине меняет наклон и проходит уже параллельно поверхности земли. Вот так хитро!

Добыть — добыли, а как перевозить?

Новопортовское месторождение практически отрезано от мира. Добраться туда можно только на вертолёте, но на нём не перевезёшь тонны нефти. Железной дороги нет, специальная наземная техника ездит только зимой по льду и снегу. Вот так задача! Дальше следи внимательно за ходом инженерной мысли.

Компания «Газпромнефть» построила трубопровод от месторождения до села Мыс Каменный на берегу Обской губы Карского моря. Он тянется на 103 километра! При этом в нём поддерживается температура до плюс 40 градусов, и находится он высоко над землёй на специальных опорах. Это сделали для того, чтобы вечная мерзлота под трубопроводом не таяла. А там, где проходят пути миграции северных оленей, оборудовали переходы.

Итак, по трубопроводу нефть приходит в приёмный пункт в посёлке Мыс Каменный. Там её проверяют и выдают специальный паспорт. Зачем нефти паспорт? Чтобы подтвердить, что это та самая нефть сорта Novy Port.

На этом путешествие нефти не заканчивается. Дальше она попадает на нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Он построен прямо в акватории Обской губы. Через этот терминал нефть перекачивают на специальные танкеры, которые по морю везут нефть к покупателям. Они идут в сопровождении двух ледоколов (ты же помнишь, что мы в Арктике?). 

Высота терминала «Ворота Арктики» 80 метров. Это сравнимо с высотой Спасской башни Московского Кремля.

Платформа «Приразломная». Нефтяники в гидрокостюмах

©VPales / Shutterstock.com

Теперь заглянем на месторождение, которое находится под водой! Приразломное месторождение — это первый случай добычи нефти на арктическом шельфе России. Чтобы добывать нефть из-под воды, в Печорском море построили специальную морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная».

Масса платформы «Приразломной» 500 тысяч тонн. Это сопоставимо с массой тысячи авиалайнеров!

Как же нефтяники добираются на работу? Сначала они садятся на самолёт в Архангельске и летят до посёлка Варандей. А там садятся на вертолёт и летят до самой платформы. Но погода за полярным кругом непредсказуемая. Иногда приходится ждать вылета несколько дней, хотя лететь-то всего около часа. 

Прежде чем сесть в вертолёт, пассажиры надевают гидрокостюмы из плотной резины. Зачем? Для безопасности. В случае чего в таком костюме можно продержаться в ледяной воде 40 минут и дождаться спасателей.

Из-за долгой дороги и суровой погоды нефтяники работают вахтами: месяц работают на месторождении, месяц отдыхают дома. Для более-менее комфортной жизни нефтяников в тундре строят целые вахтовые посёлки.

Город в открытом море

«Приразломную» можно сравнить с небольшим городом. Здесь одновременно находятся и работают 200 человек. У нефтяников есть кинозал, спортивный комплекс. А однажды на платформе играли в футбол! Это был уникальный футбольный матч с командой «Зенит».

Не вредит ли такой город морю?

На платформе обеспечивают максимальную безопасность для людей и природы. Автоматическая система в случае аварии перекроет все скважины за считанные секунды, предотвратив выброс нефти и газа. 

Воду для технологических нужд закачивают через специальные устройства, защищающие морских животных от засасывания в трубу. А у пилотов есть правило: вести вертолёт не ниже 500 метров над морем, чтобы гул не пугал животных.

Наша страна — лидер в освоении ресурсов Арктики. Советский Союз, а затем Россия разведали и разработали месторождения нефти и газа в Арктике, а для этого создали уникальные технологии и построили огромные транспортные системы. Подобных в мире пока нет.