По данным общественной Российской организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) только в первом квартале 2024 года телефонные мошенники похитили у жителей России более 4 млрд рублей. За эти же три месяца они атаковали наших соотечественников 13 млн раз1. Если бы каждая из этих попыток закончилась в пользу обманщиков, то сумма ущерба превысила бы два триллиона рублей.
Бьют по больному
Фото: Inside Creative House / Shutterstock / FOTODOM
Недавно атаку преступников пережили жители Москвы и Московской области. Как в старые времена, когда обманщики ходили по квартирам, только теперь на мобильные телефоны людей стали поступать звонки от псевдокоммунальщиков. Представляясь сотрудниками поставщика тепла «Мосэнерго» и поставщика электричества «Мосэнергосбыт», злоумышленники развивали беседу по нескольким сценариям:
- договаривались о проверке счётчиков, назначали дату и время визита проверяющего,
- предлагали сделать перерасчёт суммы оплаты коммунальной услуги в пользу клиента,
- сделать скидку по какому-либо поводу,
- убеждали, что в честь юбилея абоненту начислили солидную премию.
Также мошенникам важно целиком завладеть вниманием жертвы, поэтому они старательно вовлекают в разговор. И с каждым словом всё глубже затягивают в свою аферу.
Главная цель – получить возможность попасть в личный кабинет на портале «Госуслуги», этот сервис сейчас активно развивается, предоставляет упрощённый доступ ко многим ведомствам2. Из кабинета на «Госуслугах» решать многие вопросы намного проще, легче и быстрее. И это используют мошенники.
Они якобы отправляют сообщение и просят назвать код из СМС, который является пропуском на «Госуслуги», где есть все личные данные. Далее от имени своей жертвы они могут брать кредиты в банках, деньги забирают себе, а доверчивый пострадавший остаётся с огромным долгом.
Прошедшим летом возбуждены десятки уголовных дел, минимальные суммы ущерба по этой схеме начинаются от 250 тысяч рублей и в некоторых случаях составляют миллионы.
Ищут слабые места
Фото: Yta23 / Shutterstock / FOTODOM
Разумеется, фантазия мошенников только ЖКУ не ограничивается, и остаётся лишь удивляться оперативности их реакции на экономические реалии. Ипотека дорожает? У злоумышленников уже есть на этот счёт опасная схема.
Играя на страхе людей по поводу того, что деньги обесценятся, а жильё подорожает ещё больше, они размещают фейковые объявления о продаже квартиры, а с потенциальным покупателем по понятным причинам встречаются не лично, а предлагают созвониться в мессенджере под предлогом дальней и долгой командировки собственника. Вместо него переговоры ведёт мошенник или даже сгенерированный нейросетью двойник. Покупателя ещё больше запугивают скорым подорожанием и предлагают срочно внести задаток, чтобы не упустить выгодную сделку. Естественно после перевода суммы «владелец недвижимости» исчезает.
Рост в России числа самозанятых, которые самостоятельно оплачивают налоги от своей профессиональной деятельности, незамеченным мошенниками тоже не остался. Этим людям преступники звонят от лица налоговой, ошарашивают новостью о несоответствии банковских выписок с задекларированными доходами, а сверку предлагают провести снова на «Госуслугах». Дальше схема та же: получив доступ к личному кабинету, на жертву вешают огромные долги.
Как защититься
Увы, даже взрослый и здравомыслящий человек может поддаться панике и поверить звонящим аферистам. Но совет здесь один – ничего не делать сгоряча. Даже незадекларированные доходы или непроверенные счётчики могут подождать несколько часов, пока вы перепроверите информацию в ведомстве, позвонив туда или заехав лично.
Помните сами и научите своих близких: сотрудники банков, коммунальных служб, налоговой, полиции и других ведомств не станут просить по телефону личные данные – номера паспорта, СНИЛС, банковских карт, код из СМС и другие.
Даже в самом сообщении оператор сотовой связи напоминает, что передавать эти данные третьим лицам опасно!
А также не стоит вступать в переговоры и препирательства с мошенниками, шутить с ними и разыгрывать. Чем дольше длится такой разговор, тем больше вы теряете бдительность и легче переходите в категорию жертвы.
Что делает государство
Фото: New Africa / Shutterstock / FOTODOM
Если вдуматься в масштабы проблемы, её многообразие, то возникает, как минимум, два вопроса:
- где мошенники берут сведения об абонентах – не только сами мобильные номера, но и данные об их статусе самозанятого, например, или юбилее, как в истории про ЖКУ,
- почему мошенников нельзя отследить по номеру телефона, с которого звонят?
Закон также направлен на защиту от мошенничества в социальных сетях. Владельцы мессенджеров обязаны будут по запросу государства предоставлять информацию о пользователях, а владельцы каналов в соцсетях с аудиторией от 10 тысяч пользователей должны регистрироваться в Роскомнадзоре и получать знак о верификации. Это также должно способствовать снижению киберпреступности.
И всё же самым надежным способом не стать жертвой телефонных и интернет-мошенников остаётся бдительность и защита личных данных от утечки. Для этого не стоит выставлять сканы документов в открытых источниках, а также скачивать сомнительные приложения. И в любых обстоятельствах научитесь сохранять бдительность.
Источники:
- Как другие страны обязывают онлайн-платформы бороться с мошенничеством. Сайт.
- Ипотека и ЖКУ: что нового придумали мошенники в интернете. Сайт.
А вообще, даже тут под видом мамочек предлагают работу… Надеюсь никто не ведётся на это🙏