Детские страхи. Взрослый подход.
#ЧитаймамаОбновлено
В вашем доме есть маленький трусишка, который засыпает только при включенном свете, не желает оставаться один в комнате и видит в страшных снах Бабу-ягу или Бармалея? Такие проблемы встречаются у многих малышей, и это нормальная реакция детского организма на новую информацию и переживания. Детские страхи обычно проходят сами, но иногда они долго не желают покидать своего хозяина.
Страх — это защитная реакция на реальную или вымышленную угрозу. В природе страх помогает выживать, избегать опасности. Но у малыша пока свой, немного сказочный мир, в котором неодушевленные предметы могут оживать, Дед Мороз существует, а Баба-яга — вполне реальный персонаж, готовый в любую минуту вынырнуть из-под детской кроватки, стоит маме выключить свет. Поэтому маленькие дети видят опасность там, где ее на самом деле нет.
Существует основная триада страхов: боязнь одиночества, замкнутого пространства и темноты. Причины для детских страхов разные: ссоры между родителями, страх перед папой или мамой (страх наказания), эмоциональная холодность и отчужденность родителей, ощущение собственной беспомощности и незащищенности. Для некоторых явлений ребенок еще не может подобрать точных определений, поэтому реальные страхи проецируются на сказочных персонажей. Это происходит неосознанно: гораздо легче бояться Бабы-яги, чем признаться себе, что больше всего на свете пугает мамино невнимание или папина строгость.
И вот малыш, который только что настаивал на своей самостоятельности и требовал равноправия, уже чувствует себя уязвимым, оказавшись в темной комнате наедине со своими страхами. Он лежит в кроватке и боится, что в любой момент из-под шкафа появится страшное чудовище, а он не сможет себя защитить. В такой ситуации важна ваша поддержка, чтобы ребенок чувствовал уверенность и знал: если что-то случится, мама и папа придут на помощь. Да и сам он справится.
Создайте теплые доверительные отношения, чтобы ребенок мог поделиться своими страхами, зная, что вы не станете его высмеивать или считать слабым. Не пытайтесь излишне опекать трусишку: если он не научится решать свои проблемы, то не сможет почувствовать силу, не будет способен защитить себя. Дети, которым разрешают все без ограничений, тоже не ощущают себя в безопасности, замечая нерешительность родителей и отсутствие «надежной опоры».
Ключевой фигурой в формировании у детей чувства защищенности является папа. Важно, чтобы он проявлял свою заинтересованность, свои чувства.
Справляться со страхами помогает и дружба со сверстниками. Дети общаются, делятся мыслями, секретами и маленькими хитростями. Это поможет ребенку получить навыки защиты, он научится быть гибким и переживать неудачи. Поэтому лучше сходить с тревожным ребенком на детскую площадку и познакомить его со сверстниками. Можно также воспользоваться препаратом «Тенотен детский», который бережно успокоит нервную систему малыша и позволит ему справиться со страхами.
Когда маленький человек чего-либо боится, тратится огромное количество психической энергии. Это истощает, вызывая перенапряжение, нарушает сон, аппетит и познавательную деятельность: малыш становится невнимательным и с трудом усваивает новую информацию. Его психика работает на пределе, а страх может захватывать все большее и большее пространство в сознании.
Так что же делать с маленьким трусишкой? Разговаривать! Обо всем: что произошло за день, что его волнует, а что радует. Можно попросить малыша порисовать, пусть изобразит то, что его так пугает. Или попросить сочинить сказку о своем страхе.
В сложных ситуациях рекомендуется обратиться к детскому психологу, который поможет разобраться в истинных причинах страха и найти выход.
Анекдот есть на эту тему: «Детство- это когда бежишь ночью из туалета и радуешься, что тебя не съели».
Моя малышка боится темноты, пока включаем ночник. Успокаиваем, ложем ее любимую игрушку и говорим что она ее охраняет.
А я покопалась в себе и нашла причины страхов старшего сына… а вот пути решения этой проблемы не вижу.
Боится:
1. темноты. в детстве играли, любил пугать и пугаться, а теперь до крика доходит....
2. высоты, когда идем по мосту. Очень любил смотреть через перила. После перелома ноги катался на крыше коляски и вот так, на мосту, будучи на одном уровне с перилами, чуть не упали — в нас врезались, коляска чуть не перевернулась с обоими детьми, старший рухнул мне в руки и… теперь боится идти рядом с перилами через мост, жмется ближе к дороге...
3, резких громких звуков.
4. собак. гуляли на площадке. я качала младшего на качелях, старший катался с горки. и!!! сзади резко подбежала мелкая собачка и стала прыгать на него и очень звонко лаять… хозяйка что-то бормотала у дороги… им — момент прогулки, нам — стресс на долгие годы....
5. остаться одному
6. потерять игрушку
7. что-либо сделать «неправильно» =/ в игре, в одевании… во всем...
8. прыгнуть с высоты или упасть — после перелома ноги. хотя продолжает прыгать, падать....
9. что его задавит машина....
ммм если вспомню или обнаружу что-то еще, допишу…
как бороться? как принять? пока стараемся избегать «критических» ситуаций и говорить-говорить-говорить…
но в коридоре свет от датчика движений. и если сын сидит неподвижно — свет выключается. такое лицо, аж сердце болит при взгляде....
эх, как же так… я виню себя в страхах сына. А их с каждым разом всё больше.....