Больше, чем обычная ссора
Почему дети конфликтуют
Наиболее частой причиной развития конфликта в школьных сообществах становится борьба за лидерские позиции и авторитет. Еще одна распространенная причина конфликта в подростковой среде – обиды и непонимание.Чаще всего в конфликты вовлекаются – в роли нарушителей или жертв – подростки и дети из «группы риска».
Ребенок, который вынужден отстаивать свою индивидуальность, часто становится недоверчивым и замкнутым. Некоторые дети получают психологическую травму на многие годы вперед. Но плохо это не только для тех, кто стал «жертвой».За развивающимся конфликтом и его разрешением очень внимательно следит весь детский коллектив. И именно взрослые будут виноваты, если агрессивные действия «нарушителя» останутся безнаказанными.
Решаем по старинке?
Родители, чьи дети попали в неприятные ситуации, знают: чаще всего в школах практикуется административное вмешательство с привлечением социальных педагогов и психологов.
Хуже всего, если конфликт замалчивается, и школьникам предоставляют «разбираться» самим.
Традиционные способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, чаще всего оставляют подлинные конфликты неразрешенными. В итоге у детей формируется чувство безнаказанности или безответственности.
Медиация, или восстановительный подход
Действенной альтернативой малоэффективному административному подходу к разрешению школьных конфликтов может стать медиация, или восстановительный подход².Медиация (от латинского «mediаге» – посредничать) – способ разрешения споров с помощью посредника.
Медиация – понятие в педагогической практике не новое. Первые попытки применения в школе этого способа разрешения конфликтов были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в разных формах используется достаточно широко во многих странах мира.Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор (посредник) создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Слово «восстановительный» указывает сразу на несколько важных моментов.- С помощью посредника должны быть восстановлены человеческие отношения между обидчиком и пострадавшим.
- Должен быть восстановлен (исцелен от боли и страданий) пострадавший.
- Должен быть заглажен вред, нанесенный обидчиком пострадавшему.
Служба примирения, или восстановительная медиация «по-русски»
Двадцать лет – на защите прав ребенка
Впервые о возможности применения подобного метода в российских школах заговорили еще в девяностых годах прошлого века. А в начале 2000-х годов в нашей стране, при поддержке центра «Судебно-правовая реформа», начала разрабатываться российская модель школьной медиации.
Первую медиацию в России провели школьники-медиаторы 16 декабря 2002 года в школе № 464 города Москвы. Именно эту дату считают началом деятельности школьных служб примирения в России. В 2010 году фонд «Защита детей от жестокого обращения» внес школьные службы примирения в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребенка».
За минувшие годы этот метод получил серьезную «обкатку», показав свои преимущества на самых разных образовательных площадках. Школьная служба примирения продолжает развиваться, используя инновационные методы и вовлекая все больше волонтеров в свои ряды.
Московская инициатива
В начале мая 2022 года было принято решение ввести школьные службы примирения в каждом округе Москве – уже на официальном уровне.
Как объяснили в Экспертном институте социальных исследований (ЭИСИ), главная задача школьных служб примирения – формирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды¹.
«При возникновении непростой ситуации медиатор (нейтральный посредник) и школьники-волонтеры приглашают участников конфликта за стол переговоров, чтобы обсудить переживаемые чувства, найти способы решения ситуации и договориться, как действовать дальше», – рассказывают в Telegram-канале ЭИСИ.
Принципы работы школьной службы примирения
Попробуем разобраться, как работает школьная служба примирения.
«Три кита» службы примирения
Школьная служба примирения основана на трех важных принципах:
- принцип добровольности;
- принцип конфиденциальности;
- принцип нейтральности.
Кто может участвовать в медиации?
В школьной службе примирения могут участвовать кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителя, психологи и т.д.), а также учащиеся старших классов.
Важно, чтобы в команду службы примирения входили не безразличные школьные работники, а люди, действительно неравнодушные.
Каждый из участников проходит специальную подготовку, обучаясь методам проведения медиации.
Какие задачи решает служба примирения?
В задачи службы примирения входят:
- разрешение конфликтов силами самой школы;
- изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации;
- профилактика школьной дезадаптации;
- школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы⁴.
Форма организации школьной службы примирения может быть любой – от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения.
Какие ситуации разбирает?
Школьная служба примирения рассматривает³:
- межличностные конфликты;
- нецензурные оскорбления;
- угрозы;
- взаимные обиды;
- травлю в классе;
- причинение незначительного материального ущерба;
- длительные прогулы в результате конфликта;
- конфликты с учителями и родителями.
Каких результатов добивается служба примирения?
Важно, чтобы в результате конструктивных переговоров подростки, совершившие проступок или правонарушение, осознали причины своего поведения и его последствия². У них должна появиться возможность принести извинения, возместить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. При этом пострадавшие дети избавляются от негатива и желания мести.
За столом переговоров
Примирительные встречи между конфликтующими сторонами организуются для того, чтобы участники смогли услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о наилучшем для всех способе выхода из конфликта⁴. Нейтральный посредник (медиатор) помогает участникам выстроить конструктивный диалог.
Школьная служба примирения – реально работающая и эффективная альтернатива традиционным способам разрешения школьных конфликтов. В ее задачи входит не только разобраться с текущей ситуацией. Сделав выводы и приобретя важный опыт конструктивного решения конфликтов, и обидчик и пострадавший смогут избежать многих неприятных ситуаций во взрослой жизни.
Список литературы
1. В Москве решили ввести школьные службы примирения сайт
2. Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Школьная медиация: проблемы и перспективы // Журнал «Гуманитарные науки», 2018. – С. 86.
3. Школьная служба примирения «Дорога к миру» сайт
4. Школьная служба примирения: что это такое и зачем это нужно сайт