Всё чаще в новостных лентах мелькают успешные истории женщин в бизнесе. 27% предпринимателей в России составляют женщины, а в социальной и креативной сферах женщины уверенно ведут счет – 90% и 58%.
Действительно, женский бизнес в России развивается семимильными шагами. Forbes Women приводит следующую статистику по данным за 2021 год:
- количество женщин среди предпринимателей возросло на 20% за три года;
- 1,8 млн. компаний зарегистрированы женщинами, что составляет 30%. от общего числа;
- 58% женщин выбирают сферу услуг, 28% занимаются торговлей и всего 14% - производством;
- социальная сфера бизнеса на 90% принадлежит женщинам.
Портрет современной женщины предпринимателя
Фото: ©Anastasia Shuraeva / pexels
К бизнесу в России приходят разные женщины. Оригинальные факты собрал «Тинькофф Бизнес» после опроса 650 тысяч женщин-предпринимателей.
- Самой младшей бизнесумен всего 16 лет, самой старшей – 87.
- Женщины открывают свое дело в возрасте 35-40 лет.
- Женщины идут традиционным путем развития: образование, карьера и только после – открытие собственного дела. 73% предпринимательниц имеют высшее образование.
- Почти 60% бизнесвумен состоят в браке и являются матерями. Многие мамочки начинают бизнес, когда уходят в декрет.
Какой бизнес создают женщины
Фото: ©cottonbro / pexels
Как показала практика, женщины создают бизнес «по любви». Деревянные игрушки, авторские пирожные, натуральная косметика, украшения из камня, вышитые бисером картины – примеры реального бизнеса, который успешно запускают женщины, масштабируя любимое дело.
Женский бизнес условно можно разделить на 4 группы:
Торговля
Помимо привычных розничных магазинов одежды, продуктов питания, косметики и прочих категорий товаров, женщины успешно осваивают маркетплейсы и торговлю через соцсети.
Так получилось и у Анны Сергеевой, жительницы Петрозаводска. Анна создала свой бренд по производству детских игрушек из дерева, а назвала его в честь своего младшего сына – «Егорка». Именно дети были тем, кто вдохновил молодую маму открыть свое дело.
«В декрете потребность творчества еще больше обострилась. Нужно было куда-то приложить свое умение, создавать что-то своими руками — это всегда было мечтой. Вот моя мечта вылилась в такое дело». – рассказала Анна на интервью с новостным сайтом Карелии.
Младшему сыну нужны были развивающие игрушки, а старшей дочке нравились игры с посудой. Покупать дорого, да и качество зачастую было не очень. И Анна решила сделать игрушки для детей сама. Дерево же было выбрано за его безопасность, тактильность и экологичность.
Сначала создание игрушек было простым хобби, но уже в 2020 году увлечение стало бизнесом, и Анна зарегистрировала собственную фирму по производству деревянных игрушек.
Сейчас она сотрудничает с мастерами по всей России, используя самые разные породы деревьев, а игрушки «Егорка» популярны не только в нашей стране, но и за рубежом: в Азии, Сингапуре и Австралии.
Инфобизнес
Женщины захватывают интернет, ведут блоги и странички в соцсетях, осваивают IT, SEO, разрабатывают мобильные приложения, обучают интернет маркетингу, личному бренду и т.п.
Сфера услуг
Фото: © SHVETS production / pexels
58% женского бизнеса приходится на сферу услуг. Хенд-мейд, туризм, бьюти-сфера, услуги автоняни, организация праздников и т.п.: и торт испекут, и прическу сделают, и платье сошьют, и в свадебное путешествие отправят.
Ярким примером успеха в такой сфере является предпринимательница из Ульяновска, Елена Мухаметзянова. Ее увлечение кондитерским дело переросло в прибыльное дело.
Начав с небольших заказов на десерты, она постепенно расширяла свой бизнес, и теперь производит не только торты и пирожные, но и печенье, конфеты, выпечку, эклеры и капкейки. Постоянно оттачивая свое мастерство она придумывает новые эксклюзивные десерты, которых не найти в обычном магазине.
Сейчас Елена является руководителем целой кондитерской студии, а в планах у нее – расширение и сотрудничество с кафе и ресторанами.
Социальная сфера
Частные детские сады и школы, программы помощи детям с особенностями развития, уход за пожилыми людьми, кабинеты психологической помощи и многое другое.
Социальная сфера непроста, тут необходимы самоотдача и полное погружение в процесс. Кроме того, она отнимает много времени и сил, как физических, так и эмоциональных. Чаще всего именно таким предпринимателям государство оказывает поддержку, предлагая специальные социальные контракты. Полученные средства можно использовать для покупки специального оборудования, аренды помещений и других нужд.
Но не расстраивайтесь, сейчас разрабатывается все больше и больше новых государственных инициатив, направленных на развитие и поддержку женского бизнеса в самых разных сферах.
Поддержка женского бизнеса
Фото: ©Andrea Piacquadio / pexels
Активное участие женщин в социальном бизнесе дало толчок к образованию государственных и частных программ поддержки женского предпринимательства.
-
Минэкономразвития России с 2019 года занимается бизнес-образованием женщин-предпринимателей.
-
Госпрограмма «Развитие женского предпринимательства» реализует финансовую поддержку стартапов на выгодных условиях. На развитие социального бизнеса предусмотрены гранты до 500 т.р.
Например, Елена, кондитер из Ульяновска, о которой мы вам уже рассказывали, получила от государства социальный контракт на 250 тысяч рублей, которые использовала для покупки специального оборудования: принтера для нанесения рисунка на кондитерские изделия, печи и холодильника.
Евразийский женский форум активно консультирует женщин по вопросам бизнеса, инвестиций, благотворительности, а так же проводит конкурсы и финансирует лучшие проекты.
-
Программа с господдержкой «Мама-предприниматель» помогает реализоваться женщинам в декрете и безработным мамам, состоящим на учете в службе занятости. По программе можно получить новую профессию, высшее образование и юридическую помощь при открытии бизнеса.
-
Государственные микрофинансовые организации выдают женщинам займы на реализацию социальных и других бизнес-проектов по ключевой ставке ЦБРФ.
-
На базе региональных правительств разработаны гранты с учетом интересов местного предпринимательства.
Советы начинающим бизнесвумен
-
Выбирая сферу для бизнеса, ориентируйтесь на собственные интересы. Женщинам легче добиться успеха в любимом деле, чем освоить новую профессию.
-
Выводя хобби на уровень бизнеса, изучите основные показатели и рассчитайте прибыльность будущего дела.
«Сейчас Анна занимается расширением своего дела, и как бы ей ни хотелось самой все расписывать и упаковывать, просто не успеть. Экономическое образование помогает быть успешным менеджером, заниматься развитием фирмы», – пишет rk.karelia
-
Изучите рынок и конкурентов, найдите уникальность своего товара, проанализируйте чужие ошибки.
-
Подумайте, где и как вы будете продвигать свой товар (услугу). Изучите маркетплейсы, соцсети, традиционные способы продаж.
«Анна Сергеева возит свои игрушки на разные ярмарки, в том числе в Москву. «На ярмарке ты себя совершенно по-другому чувствуешь, это не сидеть за компьютером. Ты получаешь отзывы, живое общение, приходят дети, их не оттащить от наших игрушек», – из интервью петрозаводской предпринимательницы rk.karelia
-
Зарегистрируйте компанию. Это может быть ИП или ООО. На первое время можно оформить самозанятость.
Женское предпринимательство охватывает практически все сферы жизни и будет уверенно расти, что доказывает многоуровневая господдержка. Превратить любимое дело в прибыльный бизнес под силу каждой женщине.
Список литературы:
1. Карельское детство – деревянные игрушки. Сайт
2. Сладкая жизнь: как мечта об открытии собственной кондитерской студии превратилась в реальность. Ссылка
3. Бизнес для женщин. Сайт
4. Особенности господдержки женского предпринимательства. Сайт
5. Не у станка: какой бизнес в России создают женщины. Сайт
6. Женское предпринимательство. Сайт
7. В какой сфере лучше открыть бизнес женщине? Сайт
Но как звучит — Предприниматель. Собственное дело.