«Читает очень бегло», — гордятся успехами детей многие родители. «А наш читает очень медленно», — огорчаются мамы. Чтение — важный навык, с которым дети знакомятся перед учебой в школе и оттачивают его в начальных классах. Какие критерии утверждены сейчас?
Существуют таблицы нормы техники чтения, в соответствии с которыми оценивают количество прочитанных слов в минуту. Ее показатели отличаются по классам: в каждом из них иные параметры.
1 полугодие |
2 полугодие |
|
1 класс |
«5» — больше 20 слов «4» — 16-20 слов «3» — 10-15 слов «2» — меньше 10 слов |
«5» — больше 40 «4» — 31-40 слов «3» — 25-30 слов «2» — меньше 25 слов |
2 класс |
«5» — больше 45 слов «4» — 35-45 слов «3» — 25-34 слов «2» — меньше 25 слов |
«5» — больше 70 слов «4» — 55-70 слов «3» — 40-54 слов «2» — меньше 40 слов |
3 класс |
«5» — больше 70 слов «4» — 55-70 слов «3» — 40-54 слов «2» — меньше 40 слов |
«5» — больше 90 слов «4» — 75-90 слов «3» — 60-74 слов «2» — меньше 60 слов |
4 класс |
«5»— больше 90 слов «4» — 75-90 слов «3» — 60-74 слов «2» — меньше 60 слов |
«5» — больше 120 слов «4» — 105-119 слов «3» — 90-104 слов «2» — меньше 90 слов |
Что еще учитывают:
- способ чтения. Ребенок читает по слогам или слово целиком;
- выразительность чтения. Отмечает ли ребенок знаки препинания, выделяет ли конец предложения, вопросительный или восклицательный знаки;
- правильность чтения. Не искажает ли ребенок слова?
Однако нынешние учителя в России отмечают тенденцию, когда техника чтения в прежнем формате уступает уже осознанному чтению.
Ранее в школах считали количество слов, которое ребенок читал в определенный промежуток времени. Сейчас должен быть средний темп чтения. А в приоритете осознанное чтение, понимание прочитанного материала. Школьник должен уметь пересказать то, что прочитал, ответить на вопросы по тексту.
Пересказ помогает вспомнить текст и сделать выводы. Если ребенок не спешит при чтении, он способен понять структуру текста, определить ключевые детали, сделать выводы.
Чтобы школьник умел читать вдумчиво, сам процесс не должен у него вызывать проблем. Мы ранее писали о том, как научить ребенка читать.
Иногда у родителей возникает вопрос: можно ли детям оттачивать навык чтения, изучая не бумажные книги, а электронные?
Никакие гаджеты не заменят физическое ощущение книги в руках, — уверена детский писатель Ольга Митькина. — Я считаю, что это очень важно — так впечатлений больше. Дети чувствуют запах книги, а он особенный. Они могут потрогать странички и услышать шелест, всё это способствуют более глубокому погружению в историю и чувству реалистичности происходящего на страницах книги.
Когда ребенок рассматривает или читает бумажную книгу, он больше сопереживает главным героям и интересуется тем, что с ними происходит. Даже если это зайчик, ежик или птичка. А ведь для малыша развитие эмоционального интеллекта особенно важно. Также есть мнение, что читатели электронных книг хуже запоминают сюжет. Поэтому бумажные книги еще и тренируют память.
Есть способы улучшить технику чтения при помощи специальных упражнений.
Видео
Подробнее о нормативах чтения по ФГОС смотрите в ролике:
Фото: Depositphotos