7 навыков из советской школы, которые пригодились бы современным детям

401
0
0

Советская школа

Будни нынешних школьников буквально расписаны по минутам. Детям нужно успеть пройти школьную программу, затем посетить внеурочные занятия, среди которых спортивные тренировки, приобретение навыков по программированию, иностранным языкам и многому другому. «А вот в наше время все было по-другому», – вспоминают родители, заставшие советскую школу. И дело не только в том, что нынешняя школьная программа и ритм жизни значительно отличаются от того, что было до начала 1990-х.

Вспоминаем утраченные традиции, которые были у советских школьников. И навыки, которые дети приобретали на уроках. Многие родители, дедушки и бабушки вспоминают это с оттенком грусти. «Как жаль, что такого сейчас нет», – говорят они.

«Звездочки» у октябрят – опыт командной работы

В начальной школе ученики-октябрята делились на пятерки, составляя так называемые «звездочки». Распределяли обязанности. Выбирали:

  • командира – осуществлял руководство «звездочкой»;
  • санитара – носил с собой сумку с красным крестом, в которой всегда были йод, бинт и перекись водорода;
  • библиотекаря – советовал одноклассникам интересные книги, выписывал их названия в специально заведенную тетрадь, обсуждал на «Классном часе»;
  • цветовода – поливал растения в классе, закрепленные за «звездочкой»;
  • физкультурника – проводил утреннюю зарядку.  

Между «звездочками» проводилось соревнование. К примеру, кто больше прочитает книг, соберет большее количество макулатуры... Это был первый опыт работы в команде.

Октябрятские «звездочки»

Чистописание – развитие моторики, развитие мозга

Нынешние школьники, посещая музеи, поражаются тому, каким красивым был почерк у детей, к примеру, довоенного поколения. А все потому, что те мальчики и девочки осваивали каллиграфию в школе.

У младшеклассников в советской школе одним из обязательных предметов было чистописание. Дети учились аккуратно и красиво писать. Однако эту дисциплину упразднили как самостоятельную.

Известный ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская  отмечает огромное значение письма рукой:

Пишет рука, а на самом деле пишет наш мозг: какую команду он пошлет, то и будет происходить. И рука в этом смысле является продолжением мозга. Даже есть такой термин (он, правда, касается произведения искусства, рисования) — «умная рука», или «мыслящая рука». Письмо — это мелкая моторика: тренируя руку, мы тренируем мозг, а именно: те области мозга, где одновременно и моторика для руки, и моторика для произношения. Это особенно важно для маленьких.

Школьные прописи
Labirint

Шефство над отстающими в учебе – замена репетиторству

Школьники, демонстрирующие хорошие результаты в учебе, получали «в нагрузку» отстающих. Юные вундеркинды «подтягивали» одноклассников и школьников помладше по разным предметам.

«Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» – приобщение к спорту

Со спортом в советской школе «дружили».Командный дух и любовь к физкультуре прививали и конкурсами. Школьники любили «Веселые старты» с их разнообразными заданиями.

Часто привлекали и родителей. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» многие нынешние взрослые вспоминают с теплотой.

Отметим, что  тренерский состав школ «Трудового резерва» регулярно посещал уроки физкультуры и спортивные занятия, на которых соревновались ученики. Именно там и находили перспективных будущих спортсменов.

Веселые старты в СССР
Веселые старты учеников 2 класса школы №3, 1988 год. Фото: Gmvc.ru

«Классный час» – умение обсуждать злободневные вопросы

Староста класса вместе с помощниками готовили «классный час». Этот формат в начальной школе присутствует и сейчас, но проводит его учитель по теме учебной программы.

Советские школьники разбирали накопившиеся проблемы, к примеру, хулиганство одноклассников, необходимость помочь кому-то в учебе. Разумеется, не обходилось без политинформации, когда дети читали новости из газет по возрасту, к примеру, «Пионерской правды».

Уроки труда – приобретение практических навыков

Два урока подряд девочки учились готовить, печь или шить, а мальчики в мастерской работали с деревом. Взрослые с ностальгией вспоминают «труды», когда примерно за 30 минут до звонка мальчики приходили в класс девочек, где угощали печеньем, шарлоткой или салатами вроде винегрета или оливье. Те, в свою очередь, дарили разделочные доски.

Сбор урожая – формирование командного духа и трудовой опыт

Летом старшеклассники выезжали на сбор фруктов, а осенью собирали картофель на полях одного из сельхозпредприятий. В то время многие это воспринимали как нечто неприятное. Однако сейчас вспоминают с теплотой. Из памяти стерлись грязные руки и земля под ногтями, а посиделки всем классом и песни у костра – нет. Бонусом была сумка с собранными овощами или фруктами, которую каждый школьник мог принести домой.

Фото на анонс:  Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0