Сигналы: как распознать агрессию в ребенке по отношению к животным — и что делать дальше

232
0
0

По праву считается, что домашний питомец поможет малышу стать более  самостоятельным и ответственным, приучиться к дисциплине и регулярно проявлять доброту и сострадание. Но что делать, если родители внезапно замечают, что ребенок относится к зверятам совсем не так, как его учили?

Разными глазами

Психологи убеждены, что родители и дети абсолютно по-разному воспринимают домашних животных. Для малышей общение с Барсиком или Муркой – дополнительный способ познания окружающего мира. Умилительные пушистые комочки можно гладить, трогать, бесконечно рассматривать и наблюдать за их поведением.

Эмоции, которые дети получают от забавных привычек, преданности и ответной ласки своих подопечных влияют на развитие маленького человека только со знаком плюс. Заодно они научатся заботиться о зверятах, кормить их, выгуливать и даже помогать лечить.

Ученые считают, что общение с домашними животными помогает раскрепоститься даже самым застенчивым детям, ведь часто собака, которую надо регулярно выгуливать, «знакомит» маленького хозяина с новыми людьми.

Понять мотивы своего чада

Нередко бывает, что ребенок, искренне желая показать свою любовь котенку, так сжимает того в объятьях, что родителям становится страшно. Или кроха рассматривает жука, а потом растаптывает его, но исключительно с исследовательской целью, посмотреть, что будет дальше. Из-за маленького жизненного опыта он еще не знает, что делает больно или даже убивает. Для него котенок ничем не отличается от игрушки – ребенок пока еще начинает исследовать мир и ему любопытны разные ситуации и вообще все на свете. Кроме того, важно понимать, что животные, защищаясь, могут поранить малыша, испугать его.

Что делать родителям: Так как до трехлетнего возраста дети попросту не умеют делать выводы и учитывать предыдущий опыт, то не стоит заострять внимание на несчастном случае и взывать к его совести. Лучше коротко высказать свое резко отрицательное отношение к подобным поступкам и не разрешать несколько часов вообще прикасаться к животным. А вот начиная с четвертого года жизни необходимо объяснить, что котенку больно и страшно, ведь малыш уже может понять, что его действия причинили кому-то неприятности. Все агрессивные игры тут же переводите в мирное русло.

Когда надо насторожиться?

Люди давно заметили, а психологи подтвердили такую возможность: если ребенок издевается над животными, то из него вырастает злой и даже жестокий взрослый.  Поэтому родителям необходимо четко разделять этап познавания всего нового и необычного от поведения, когда малыш намеренно хочет причинить животному боль. Так уже выражается агрессия.

Причин такому поведению много. Самая распространенная – постоянные ссоры мамы и папы или же родители излишне строги и  слишком часто ругают ребенка, повышают на него голос. Как следствие, рассерженный и обиженный малыш мучает безобидных жуков, рвет траву, цветы, ломает ветки. Ему просто необходимо куда-то или на что-то выплеснуть обиду или даже злость. Так он решает свои психологические проблемы. Это называется замещением, т.е. переносом действия с недоступного объекта (родители) на доступный (котенок). А сам он в этот момент становится большим и сильным, так же, как его папа, например.

Еще одна нередкая, к сожалению, причина – жестокость родителей. Если малыша наказывают физически, пусть даже и не болезненно, то он в ответ наказывает игрушки, а потом идет и срывает головки у цветов.

Что делать родителям: постараться посмотреть на себя со стороны и критически оценить. А малышу сочинить историю про то, что, например, жук полз  себе в гости, никого не трогал, а сейчас ему очень больно из-за твоих поступков. Что бабочка без крыльев не сможет летать и добывать пищу, а значит, будет голодать. Ну и, конечно, необходимо учить на собственном примере и рассказывать, как брать щенка на руки и играть с ним, показать, что бабочка может сесть на руку и ее интересно просто разглядывать.  

Проанализируйте свои отношения с малышом. Уверен ли он в вас? Доверяет ли вам, а значит и к миру в целом? Если есть хоть малейшее подозрение, что источник конфликта вы сами, постарайтесь его решить и увидите, что агрессивность исчезнет.

Обратная ситуация

Я буду делать так, как хочу!

Если же малыш ни в чем не знает отказа и воспитывается во вседозволенности, то это также ведет к агрессивному поведению. Самый лучший вариант для психологического спокойствия малыша, когда осуществляется контроль со стороны взрослых за выполнением четких правил поведения.

Проследите за собой, выполняете ли вы эти правила? Иногда родители могут пнуть ногой животное, посмеяться над бездомным псом, кидая и тут же отнимая у него еду.  Не стоит даже отзываться о животных негативно. Дети всегда копируют поведение взрослых. Обратите внимание на окружение ребенка, все ли там в порядке с эмпатией?

Что делать родителям: научите малыша состраданию, объясните, что нельзя обижать беззащитных, необходимо беречь природу. Важно объяснять, почему малыш неправильно поступил, и так раз за разом, спокойно и терпеливо. Почитайте вместе книгу об умных и сообразительных животных, которые дружат с человеком и помогают ему. Наблюдайте, во что и как играют дети – ведь игры выражение их фантазий. Это тоже поможет сделать выводы.

Мы с сестричкою вдвоем.....

Новый член семьи

Если в семье появляеся еще один малыш, то старший ребенок невольно будет чувствовать себя растерянным. Поняв, что теперь он будет делить мамино и папино внимание еще с кем-то, он может начать ревновать и это естественно на первых порах, со временем все проходит. Но бывает так, что ребенку необходимо выразить свои чувства чем-то агрессивным и тут его взор падает на беззащитного щенка...

Что делать родителям: старайтесь не упускать старшего из вида, постоянно общайтесь с ним, вместе любуйтесь первыми успехами новой сестрички: вот она улыбнулась, а вот она сказала первое слово. Читайте ему любимые книги, интересуйтесь его делами и заботами. Поговорите и убедите малыша , что вашей любви хватит на всех.

Оборотная сторона раскаяния

Это вполне может быть...агрессия. Малыш, понимая, что сделал что-то нехорошее (дергал кошку за усы, а она кричала и отбивалась), испытывает чувство вины или стыда. Но выразить это пока еще не может, а значит, он начинает неосознанно  защищаться, нападая на тех, кто гарантированно не может ему ответить. 

Что делать родителям: самое главное, разграничить действие (дергал усы кошке) от чувства (обиделся за то, что не пустили гулять). Поясните малышу, что вам не нравится его поступок и почему это плохо.  И ругаете вы его за то, что кошке больно, а не за то, что он разозлился на ваш отказ погулять.

Тут важна последовательность. Нельзя пропускать даже небольшое проявление жестокости, тут же остановите кроху, поясните, почему и постарайтесь вместе исправить поступок – успокойте животное, дайте ему поесть.

Хочу быть как все!

В школьном возрасте ребенок ощущает себя взрослым и ему становится интереснее со сверстниками, чем с родителями. И если ребенок попадет под влияние компании, которая жестока с животными, то он будет стараться повысить свой авторитет в их глазах , а значит, превосходить по жестокости. 

Тут намешана масса психологических проблем: возможность самоутвердиться, борьба за власть, за сферы влияния. Школьники стремятся всеми силами доказать, что они способны на некие поступки, за которые из будут уважать, а значит, бояться.

Что делать родителям: самое главное, не следует считать подобное поведение детскими шалостями. Животные тоже ощущают боль и страх. И насилие над ними – первый сигнал тревоги, что надо брать ситуацию под контроль. Иначе ребенок может вырасти человеком, лишенным эмпатии, жестоким и бесчувственным.

 Хороший способ справиться с подобной агрессией – изменить отношение ребенка к «жертве». Рекомендуется воспользоваться ролевыми играми: пусть игрушечная собачка защитит куклу, лягушка вытащит из воды солдатика, главное, чтобы зверюшки выступали на стороне добра.

Немаловажный момент: пусть ребенок помогает ухаживать за теми домашними животными, которые уже есть дома. Насыпает им корм, вычесывает, наливает свежую воду. Школьник может погулять с собакой, давать нужные лекарства.

Если ребенок продолжает мучить животных, необходимо призвать на помощь психологов и, в более серьезных случаях, психиатров.

Читайте также:

Все фото:  Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0