В школах большое внимание уделяют проектной деятельности. И младшеклассники тоже создают мини-научные работы по математике, литературе, русскому языку, другим предметам. Проекты готовят как по теме школьной программы, так и на и иные: патриотизм, семейные ценности, здоровый образ жизни…
Чтобы запись в электронном дневнике «подготовить проект» не вызывала вопросы вроде «а где искать информацию?» или «как понять, что выбрать?», мы обратились за комментариями к эксперту, заведующей библиотекой №1 города Дедовска городского округа Истра Московской области Валерии Муравьевой.
Каким источникам доверять
Сейчас много литературы, в том числе спорной или околонаучной. Та же ситуация, но в более усугубленном варианте, существует в интернете, — отмечает эксперт. — Я бы рекомендовала обратиться к проекту российской государственной детской библиотеки вебЛандия, где созданы сайты для детей. Это безопасный контент, который может быть интересен школьникам.
Второй ресурс, который полезно применять при работе с проектами, это Национальная электронная библиотека (проект Министерства культуры Российской Федерации). В нем крупное собрание книг по школьной программе, оцифрованных документов, карт и прочих материалов. Это то, чему можно доверять.
Достойны доверия энциклопедии, просветительские издания тех издательств, которые зарекомендовали себя хорошо. И формат литературы подтверждает, что это — серьезно.
Как искать информацию для проекта в интернете? С осторожностью! К примеру, Википедия собирает ее большое количество. Но все надо проверять в нескольких источниках.
Если есть ссылка на исследования, это всегда будет более точная и качественная информация. Такой информации можно больше доверять, нежели чем той, где этого нет.
Полезно обращаться за информацией к авторитетным экспертам, статус которых как специалистов в этой области подтвержден.
С осторожностью нужно собирать информацию на развлекательных ресурсах и соцсетях.
Можно создать ребенку перечень книг и сайтов, который взрослый посчитает для себя и своего ребенка авторитетными.
Как выбирать главное из большого объема информации
Необходимо заузить запрос, по которому идет поиск. Лучше информацию собирать конкретными вопросами и маленькими блоками, — делится золотым правилом Валерия Муравьева.
Составляйте список вопросов по теме проекта. Чтобы изложить мысль в докладе или эссе, ребенку нужно научиться создавать структуру материала и уже в соответствии с ним выстраивать информацию, которую собрал в результате поиска».
…Что говорят о школьных проектах дети
В школе нам часто задают проекты. Сейчас пишу по теме «Семейные праздники». Мы с мамой выбрали тему «Как мы празднуем в семье День Победы», чтобы подробно рассказать об этом (Настя)
По математике была тема проекта «Как считали в старину». Оказалось, что многие дети сделали обзор по разным народам. Учительница посоветовала не «распыляться», а в следующий раз выбирать что-то одно. Я выбрал тему «Как считали в племени майя» и подробно рассказал именно про это (Никита)
Я всегда ищу информацию вместе с мамой. Она не разрешает мне самостоятельно «копаться» в интернете. Мы собираем информацию на сайтах, где есть упоминание об ученых, которые проводили исследования о том, про что я рассказываю в своих проектах (София)
… Проекты в школе — это интересно и познавательно. Дети собирают информацию, отделяют важное от «информационного мусора», анализируют, структурируют, сочетают. А во время презентации проекта защищают его, отвечая на вопросы учителя и одноклассников. Работа важная и полезная, так как уже в юном возрасте ребенок получает представление о том, как ориентироваться в информационном пространстве.
Все фото: Depositphotos