Не просто линии и завитушки: о чем говорят каракули ребенка

185
0
0

Малыш взял в руки карандаш, фломастер и выводит каракули? Поздравляем его и вас — наступил важный период в развитии. Каракули — это визуальный способ общения ребенка с вами, возможность осмысленного взаимодействия.

Фазу написания каракулей можно разделить на стадии:

  • случайные каракули — малыш их выводит, не задумываясь;
  • контролируемые каракули — ребенок знает, что и как будет делать дальше;
  • наименования каракулей — дает название «написанному». К примеру, это мама, это папа, это собака.

Каждый из этих этапов имеет решающее значение для физического, творческого и литературного развития детей.

Этап №1: случайное рисование каракулей

Начинается примерно в возрасте полутора лет и завершается, когда ребенку исполняется от двух до двух с половиной лет. Ребенок просто черкает линии на бумаге. Важно поощрять его, хвалить.

У вас всегда должен быть запас бумаги, чтобы малыш мог делать свои «заметки». Не ругайте, что он тратит больше количество чистых листов. К примеру, провел линию и бросил. Ваш ребенок активно развивается. Не мешайте ему, не тормозите этот процесс.

Вы можете показать, какие каракули можно делать: прямые линии, ломаные, завитушки. Ребенок будет в восторге: был чистый лист, затем он взял карандаш и, чудо, — на бумаге появилось изображение.

Этап №2: контролируемые каракули

По мере роста и развития ребенок переходит к стадии контролируемых каракулей. Период длится примерно один год. За это время малыш учится контролировать свои действия, — где он будет ставить отметки на бумаге и какие.

Теперь ребенок может понимать, — то, что он рисует, имеет название. К примеру, провел линию. Мама может сказать: «Ты нарисовал полку», и покажет горизонтальный предмет. Кроха нарисовал круг? Сравните это с отпечатком чашки на салфетке или окошком стиральной машины.

Этап №3: наименования каракулей

Этот этап показывает, что мышление ребенка изменилось. Теперь он связывает каракули с окружающим его миром. Малыш видит связь между рисунком, который он создал, и чем-то значимым для него в его жизни.

Интересуйтесь тем, что ребенок рисует, но не ищите смысл в каракулях, не пытайтесь поправлять. Например, если заявляет, что эти линии с кружком — мама, продолжите беседу. Задавайте вопросы: какого цвета волосы у мамы? Что говорит мама? Что у мамы в руках?

На этом этапе полезно ввести в процесс рисования разные цвета, которые смогут добавить дополнительное измерение в художественный опыт ребенка.

Учите ребенка рисовать простые фигурки: кружочки и палочки. Он удивится, как из этих уже знакомых элементов получаются человечки, машинки, птицы… Кстати, ученые назвали возраст, с которого детей можно обучать рисованию. Это полезно родителям малышей, которые планируют увлечь детей творчеством.

Сохраняйте детские каракули. Когда ребенок подрастет, ему будет интересно увидеть результаты своего творчества в нежном возрасте. 

Все фото:  Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0