Малыш взял в руки карандаш, фломастер и выводит каракули? Поздравляем его и вас — наступил важный период в развитии. Каракули — это визуальный способ общения ребенка с вами, возможность осмысленного взаимодействия.
Фазу написания каракулей можно разделить на стадии:
- случайные каракули — малыш их выводит, не задумываясь;
- контролируемые каракули — ребенок знает, что и как будет делать дальше;
- наименования каракулей — дает название «написанному». К примеру, это мама, это папа, это собака.
Каждый из этих этапов имеет решающее значение для физического, творческого и литературного развития детей.
Этап №1: случайное рисование каракулей
Начинается примерно в возрасте полутора лет и завершается, когда ребенку исполняется от двух до двух с половиной лет. Ребенок просто черкает линии на бумаге. Важно поощрять его, хвалить.
У вас всегда должен быть запас бумаги, чтобы малыш мог делать свои «заметки». Не ругайте, что он тратит больше количество чистых листов. К примеру, провел линию и бросил. Ваш ребенок активно развивается. Не мешайте ему, не тормозите этот процесс.
Вы можете показать, какие каракули можно делать: прямые линии, ломаные, завитушки. Ребенок будет в восторге: был чистый лист, затем он взял карандаш и, чудо, — на бумаге появилось изображение.
Этап №2: контролируемые каракули
По мере роста и развития ребенок переходит к стадии контролируемых каракулей. Период длится примерно один год. За это время малыш учится контролировать свои действия, — где он будет ставить отметки на бумаге и какие.
Теперь ребенок может понимать, — то, что он рисует, имеет название. К примеру, провел линию. Мама может сказать: «Ты нарисовал полку», и покажет горизонтальный предмет. Кроха нарисовал круг? Сравните это с отпечатком чашки на салфетке или окошком стиральной машины.
Этап №3: наименования каракулей
Этот этап показывает, что мышление ребенка изменилось. Теперь он связывает каракули с окружающим его миром. Малыш видит связь между рисунком, который он создал, и чем-то значимым для него в его жизни.
Интересуйтесь тем, что ребенок рисует, но не ищите смысл в каракулях, не пытайтесь поправлять. Например, если заявляет, что эти линии с кружком — мама, продолжите беседу. Задавайте вопросы: какого цвета волосы у мамы? Что говорит мама? Что у мамы в руках?
На этом этапе полезно ввести в процесс рисования разные цвета, которые смогут добавить дополнительное измерение в художественный опыт ребенка.
Учите ребенка рисовать простые фигурки: кружочки и палочки. Он удивится, как из этих уже знакомых элементов получаются человечки, машинки, птицы… Кстати, ученые назвали возраст, с которого детей можно обучать рисованию. Это полезно родителям малышей, которые планируют увлечь детей творчеством.
Сохраняйте детские каракули. Когда ребенок подрастет, ему будет интересно увидеть результаты своего творчества в нежном возрасте.
Все фото: Depositphotos