Ребенок ничего не рассказывает. Я не знаю, как у него прошел день в детском саду или в школе… Такая ситуация знакома многим родителям. Не спешите нервничать и тащить информацию из малыша! Для начала нужно разобраться, почему ваш ребенок не спешит делиться новостями.
Поверьте, делает это он не потому, что хочет скрыть от вас что-то важное, — поясняет* психолог Нина Ливенцова. — Ребенок живет в моменте. Его мышление образное, мыслит образами, а не словами. Способности к рефлексии еще нет.⠀
Вы просите ребенка собрать то, что с ним произошло за день в какой-то складный рассказ, выразить словами. Ребенку трудно это сделать. У него в голове образы, трудно их переложить в слова, многих слов еще и не знает. Описать вам образ он не может.
Эксперт отмечает, что ребенок не понимает скрытого смысла, который вы заложили в вопрос «Как прошел день?». Он для него слишком абстрактен.
Ребенок живет в настоящем моменте «здесь и сейчас». Вот он рад встрече с мамой, он весь в этом моменте, а его просят отвлечься от этого момента и погрузиться в проживание прошлого. А он не может, он живет здесь и сейчас, — рассказывает психолог.
Теперь, когда понятно, что ребенок вовсе не скрывает информацию о том, как прошел его день, нужно научиться беседовать с малышом. Нина Ливенцова подготовила подсказки для мам.
Прежде, чем начать беседу — постарайтесь расслабиться. Ваше напряжение, если оно есть, будет создавать давление, а оно нам ни к чему.
Учимся слушать ребенка. Ребенок может вам не рассказывать ничего «по теме», но трещать «ни о чем». Слушайте, что говорит и подстраивайтесь под его мысли. Давайте понять, что вы внимательно слушаете и слышите. Давайте ребенку время переварить вопрос, мысль, слова.
Эксперт приводит в пример диалог мамы с дочкой:
— Алиса, как прошел твой день?
— Хорошо!
— Это здорово! (искренняя радость, я вся свечусь!)Молчим (молчать часто полезней, чем говорить).
— Мама, девочки не хотели дружить! (недовольная).
— Совсем, совсем? (искреннее удивление, я вся одно удивление)
— Да!Молчим.
— Ну вообще-то я с Викусей играла!
— Ого, так значит кто-то дружил? А ты говоришь никто! (я все еще сплошное удивление)
— Ой мама, я просто забыла (смеется)Молчим
— Мама, а Николаевна сказала, что я француженка!
Эксперт советует мамам контролировать свой тон. Иначе разговорить ребенка не получится.
Переключайте директивный тон на заинтересованный, — поясняет* психолог. — Чтобы ребенок открывался, он должен чувствовать, что это безопасно. Если ребенок чувствует давление, контроль, оценку раковина захлопнется.
— Ты что сегодня ел? (контроль)
— Ничего
— Как это ничего? (контроль не пройден, возмущение!)— Какие оценки? (контроль)
— Ну, тройка
— Опять тройка! (возмущение).
Если ребенок демонстрирует нежелание общаться, Нина Ливенцова советует мамам «оставить дверь для беседы распахнутой». Выглядит это так:
— Ты сегодня играл с ребятами? (искренний интерес)
— Нет!
— Совсем, совсем не играл? (Удивление, интерес)
— Нет (с точкой, а может с раздражением)
— Не хочешь об этом говорит? Хорошо! Как захочешь, я буду рада тебя послушать (оставили дверь открытой).
А как ваш ребенок отвечает на вопрос о том, как прошел его день?
Читайте также:
- Совет дня: избавьтесь от привычки говорить ребенку фразу «Иди и успокойся»
- Совет дня: чтобы стать другом своему ребенку, задавайте этот вопрос каждый день
Все фото: Depositphotos