Детский сад и первый класс: как помочь ребёнку адаптироваться в новой среде

714
0
58

Начало посещения детского сада или школы – сложный период для малыша. Во время первой адаптации к новым условиям волнуются и родители, и дети. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Но всё ли так драматично на самом деле? Нет, можно прожить этот период спокойно и без нервов. Как это сделать – расскажем далее.

Этапы адаптации в детском саду

Способы адаптации в детском саду
Важно, чтобы малыш к моменту поступления в детский сад уже обрёл некоторое чувство уверенности в себе.

У малышей раннего возраста весьма слабые адаптивные возможности. Им сложно даётся длительное пребывание в состоянии стресса. Внезапный переход в новую социальную ситуацию может травмировать неокрепшую психику крохи и привести к замедлению темпа психофизического развития или эмоциональным нарушениям.

В целом вы должны быть готовы к тому, что потребуется время, чтобы малыш привык к детскому саду. Ведь этот процесс связан с серьёзным напряжением всех физиологических систем в организме ребёнка. Чтобы снизить риск возникновения осложнений и облегчить этот период, используйте плавный переход малыша в дошкольное учреждение из дома.

Сегодня специалисты выделяют три степени адаптации детей к садику: лёгкую, среднюю и тяжёлую. Последняя встречается крайне редко – лишь у 3–5% детей. Но вы должны быть готовы к любым возможным реакциям малыша. Поэтому разберём подробно каждую степень и её признаки.

  • О лёгкой речь идёт, если малыш привыкает к новой обстановке в течение одного месяца. Его аппетит приходит в норму уже через неделю, ещё неделю спустя налаживается сон. На фоне стресса при этом не возникают острые заболевания. Эмоциональное состояние малыша можно охарактеризовать как спокойное и устойчивое. Он активно и с удовольствием контактирует со сверстниками и взрослыми в саду, не замыкаясь и не нервничая.
  • Средняя занимает больше времени. Для полного восстановления аппетита и сна малышу в данном случае потребуется от 20 до 40 дней, а настроение может быть нестабильным в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. Но всё же ребенок осуществляет заметную поведенческую и познавательную активность при должной поддержке взрослых.
  • Тяжёлая хоть и встречается достаточно редко, проявляется весьма деструктивно. Малыш ведёт себя агрессивно, разрушительно реагирует на внешние обстоятельства и людей. Он может падать на пол, громко кричать и протестовать, не реагируя на слова и попытки утешения. Либо если малыш сам по себе тихий и спокойный, может снижаться его активность на фоне стресса. Или возможны проявления подавленной агрессии: тихий плач, подавленность, хныканье, напряжённость.

Каким детям легче даётся адаптация

Каким детям легче даётся адаптация
Огромным плюсом будет соблюдение стабильного режима сна и бодрствования, близкому к садовскому. Фото: Gpointstudio, Freepik.com

Однозначно проще будет детям, привыкшим к самостоятельности. Если малыш самостоятельно ходит на горшок, может одеться без помощи взрослого (хотя бы базово) и умеет крепко держать в руках ложку, за него можно быть спокойным. Ему не придётся испытывать лишний стресс на фоне срочного обучения навыкам, которые он уже освоил ранее, и это облегчит процесс адаптации.

Также привыкание к детскому саду пройдёт спокойнее, если малыш физически крепкий и здоровый, имеет устойчивый иммунитет. Ведь все силы организма в этот период направлены на привыкание к новому месту. И будет лучше, если малыш при этом не имеет предрасположенности к острым респираторным и простудным заболеваниям, а также не страдает чем-то хроническим.

Огромным плюсом будет соблюдение стабильного режима сна и бодрствования, близкому к садовскому. Поэтому уточните расписание дня в саду заранее. И старайтесь укладывать малыша на ночной сон не позже девяти часов вечера, чтобы не омрачать утро перед садом истериками из-за недосыпа и трудного подъёма.

Сложности и стресс могут быть у малышей, с которыми родители не разговаривали ранее о детском садике и предстоящих переменах. Для таких детей это будет неожиданностью, которая едва ли их обрадует.

Советы и лайфхаки для родителей

Любящие мамы и папы искренне хотят облегчить для малыша время привыкания к садику. Но как это сделать? Основная ваша задача – это создать спокойную обстановку дома, в которой малышу будет комфортно и безопасно.

  1. Потихоньку подготавливайте малыша к предстоящим переменам, говорите о садике, прогуляйтесь до него и посмотрите вместе территорию. Обсудите, что вы увидели, как там будет здорово играть.
  2. Не менее важно психологически подготовить кроху к предстоящей временной разлуке с мамой. Придумайте ваш особый ритуал прощания: важно, чтобы маленький человечек был твёрдо уверен – мама скоро вернётся и заберёт его домой.
  3. В первые дни в детском саду не спешите сразу убегать за дверь. Побудьте с малышом какое-то время, пройдите с ним в группу. А потом, уходя, непременно проговорите, что вскоре вернётесь за ним.
  4. Важно, чтобы малыш к моменту поступления в детский сад уже обрёл некоторое чувство уверенности в себе. А без развития самостоятельности взрастить его будет непросто. Помогите малышу заранее научиться самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать молнию, проситься на горшок, кушать ложкой.
  5. Безусловно, все дети уникальны по характеру и типажу. Есть те, кто легко знакомится на площадке с ровесниками и открыт к новой дружбе. А другие – более застенчивые и тихие. Поэтому однозначно предсказать, как сложится этот непростой период в жизни малыша, не получится.
  6. Даже в том случае, если вы чем-то недовольны, в присутствии крохи обсуждайте только положительные моменты, касающиеся воспитателей и сада в целом. Если малыш настроен позитивно ко взрослым, которые присматривают за ним, он будет их уважать и легче пойдёт на контакт.
  7. Ещё один совет: старайтесь соблюдать режим сна и бодрствования в выходные дни. Если вам кажется, что малышу требуется в выходной день как следует выспаться на неделю вперёд, значит у вас неверно организован режим сна. И, скорее всего, отход ко сну происходит слишком поздно вечером. В период привыкания постарайтесь также не перегружать кроху. В это непростое время изменений детской нервной системе ни к чему лишнее напряжение.
  8. Будьте терпимее к истерикам в это время. Детская психика подстраивается под перемены, ей нужно время. Обнимите и успокойте малыша, сохраняйте сдержанность и попробуйте переключить внимание малыша в момент капризов на иную деятельность, займите его чем-то.
  9. Спокойная и бесконфликтная атмосфера в семье будет укреплять нервную систему и способствовать расслаблению ребёнка в период нахождения дома. Больше хвалите малыша, не ссорьтесь и не ругайтесь при нём с членами семьи. Дети очень тонко считывают ваше напряжение и переживают сильный стресс. Главное правило звучит просто: спокойна мама – спокоен малыш.
  10. Если у вашего крохи есть любимая плюшевая игрушка, захватите её с собой (предварительно обсудив это с воспитателем). Малышу будет значительно спокойнее в новой обстановке, если в руках он держит маленькую частичку дома.
  11. Используйте игру или сказку. Можно придумать историю о маленьком зайчике, который идёт в садик впервые. Как ему немного не по себе и капельку страшно, но потом он знакомится там с детками и воспитателями, играет и радуется. Самым главным акцентом должен быть момент, когда мама возвращается за зайчиком. Так малыш через игру считает финал каждого дня в саду: мама обязательно за ним вернётся.

Адаптация детей к школе: нюансы и особенности

Адаптация детей к школе
Как правило, дети, посещающие дошкольные учреждения, адаптируются к занятиям быстрее остальных.

После беззаботного времени в детском саду наступает новый важный этап – поступление в 1 класс. И здесь родители сталкиваются с другим процессом привыкания, который тоже не всегда проходит так гладко, как хотелось бы.

Новый период – это переход малыша к систематическому обучению и привыкание к школьным требованиям и уставу. За этим стоит непростой путь психологического и физического привыкания к незнакомой среде, приспособления к школьному укладу и изучению новых знаний.

Данный период по-своему переживает каждый первоклассник. Большинство детей до школы ходили в детский сад, где большую часть времени они могли играть, гулять и веселиться. А тихий час позволял отдохнуть. И вдруг первоклассник попадает в школьный кабинет, где всё совсем иначе: интенсивный режим, установки и требования, дисциплина и спешка. Как привыкнуть к таким переменам? Потребуется время и силы. А ещё – понимание и спокойствие родителей.

В детской психологии самым важным годом в жизни школьника является как раз самый первый. И на многое тут влияет правильная адаптация. Если ученик спокоен и чувствует себя в безопасности в классе, это позволяет ему с лёгкостью завести друзей и влиться в новый коллектив, сосредоточиться на учебном процессе. А также мотивирует к получению отличных отметок и освоению новых знаний.

Есть три этапа, через которые, как правило, проходит первоклассник в процессе приспособления к новым школьным реалиям.

  • Ориентировочный. В этот период малыш бурно реагирует на перемены, возможности и силы его организма находятся в состоянии стресса. Ученик в это время пытается подстроиться под новую среду. Длится это в среднем 2–3 недели.
  • Неустойчивое приспособление. Реакции становятся более сдержанными и спокойными. Ребёнок начинает постепенно обретать оптимальные формы поведения и чувствовать себя увереннее.
  • Устойчивое приспособление наступает в тот момент, когда школьный кабинет становится привычным и безопасным. Школьник уже не испытывает стресс, ему легче находить понятные способы реагирования на разные ситуации.

Сложнее всего привыкание к школе протекает у деток с различными особенностями нервной системы. К группе риска относятся три категории.

  • Малыши с повышенным порогом утомляемости. Причиной тому могут быть хронические заболевания или какие-либо другие индивидуальные особенности. Это в некоторой мере снижает успехи на уроках.
  • Дети с гиперактивностью. Высидеть целый урок за партой для такого малыша – сущий кошмар, требующий титанических усилий. Чаще всего таким ученикам свойственно нарушать порядок в классе и усваивать новый материал с некоторым отставанием.
  • Вундер-первоклассники. Такие ученики уже многое знают ещё до поступления в школу, поэтому на уроках им может быть попросту неинтересно. Поэтому они могут нарушать классную дисциплину, баловаться и хулиганить.

Повышенные требования родителей к первокласснику могут вызвать дополнительные сложности. Не торопите своего малыша, он всё еще маленький и незрелый. Поэтому привыкание может занять у него не один месяц.

Приспособление к новому режиму корректно оценивать по совокупности показателей. Ведь малышу в первые месяцы учёбы предстоит привыкать и к школьному режиму, и к общению с учителями и одноклассниками, и к классному кабинету.

Условно адаптация делится на несколько этапов.

  • Учебно-мотивационная. Речь идёт о появлении и развитии желания осваивать новые знания.
  • Организационная. Это развитие навыка приспособления к новой среде и дисциплинарным правилам, а также к распорядку и обязанностям.
  • Социальная. Тут речь идёт о поведении и социальных реакциях в новой среде. И об установлении с учителями и сверстниками нормальных отношений.
  • Психологическая. Адекватное восприятие школьником новой для себя социальной роли «ученик». И нормализация эмоционального самочувствия малыша.

Все дети разные, не стоит об этом забывать. Поэтому у каждого школьника могут быть отклонения в той или иной сфере (или сразу в нескольких). Кому-то будет непросто завести друзей, а кому-то болезненно даётся строгий школьный режим. Поэтому крайне важно обращать внимание не только на оценки первоклассника, но и на его состояние.

Как родители могут помочь юному школьнику

Как родители могут помочь юному школьнику
В детской психологии самым важным годом в жизни школьника является как раз самый первый.

Подготовку к школе тоже лучше начинать заранее. Как правило, дети, посещающие дошкольные учреждения, адаптируются к занятиям быстрее остальных. Но им бывает непросто перестроиться с игровой формы обучения на длительные уроки в школьном классе.

Как родители могут облегчить процесс привыкания к новым условиям? Вот несколько рекомендаций.

  1. Старайтесь хвалить малыша почаще и не осуждать его за промахи.
  2. Не сравнивайте своего ребёнка с другими учениками. Это очень травматично для детской психики.
  3. Для школьника очень важен правильный режим дня. У него должны быть свободные часы для активных игр и общения с друзьями.
  4. Не предъявляйте слишком суровых требований к первокласснику. У него ещё впереди 10 лет школьной учёбы, всё успеется.
  5. Не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие. В первое время малыш может чувствовать себя нестабильно и уязвимо, что отражается и на здоровье тоже.
  6. Обсуждайте замечания учителя (если таковые будут) дома в спокойной обстановке, без агрессии и давления.
  7. Будите по утрам малыша нежно и постепенно. Весь его школьный день будет зависеть от того, как началось утро.
  8. Правильно рассчитывайте время, чтобы малыш не опаздывал на уроки и не испытывал из-за этого лишний стресс.
  9. Давайте ученику время отдохнуть после занятий. Не заставляете его сразу же приступать к домашнему заданию после прихода домой.
  10. При выполнении домашних упражнений поощряйте самостоятельность первоклассника. Не нужно сразу сделать всё за него, даже если вам кажется, что сам он не справится. Если ему потребуется помощь – он попросит о ней.
  11. Не ставьте первокласснику условий.
  12. Сказки перед сном всё также успокоительно девствуют на вашего теперь уже школьника – он всё еще малыш. Будьте ласковы, помогите ему расслабиться после насыщенного учебного дня и уснуть.

Признаки успешной адаптации к школе

  • Успехи в учёбе. Каждый развивается и усваивает материал в своём темпе. Справляется ли первоклассник с программой? Если ребёнок при обучении испытывает затруднения, поддержите его, не критикуйте.
  • Спокойствие и позитивное настроение ребёнка в процессе обучения.
  • Степень самостоятельности ученика при выполнении им учебных заданий. То есть школьник решает попросить помощи взрослого только после того, как несколько раз сам попытался решить предложенное задание. Родители зачастую рвутся помочь школьнику прежде, чем он попробует сделать сам. Ученик привыкает к совместному решению заданий и делать это в одиночку уже не хочет. Ваша задача – сразу обозначить границы и постепенно уменьшать своё участие в занятиях дома.
  • Ключевым аспектом полного освоения в школьной среде является налаживание позитивных и адекватных межличностных отношений ребёнка с учителем и одноклассниками.

Очень важно на первых порах помочь ребёнку избавиться от мыслей в духе «у меня ничего не выйдет» или «я не справлюсь с этим». Старайтесь вселить в школьника уверенность в собственный успех.

Будьте готовы к повышенной или пониженной активности ребёнка, к его капризам в адаптационный период. Малыш сильно перегружен переменами. Не переживайте, всё стабилизируется со временем.

Фото: Freepik.com (за исключением указанного особо)

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 58
M*** Katarina
Я рисовала на тыльной стороне улыбающиеся личики, а сердечко на ладошке. Дочка действительно была уверена, что хоть я на работе, но я с ней рядышком. А чтобы в садик она ходила без перерыва на больничный, даю ей новинку — бэби эвалар витамин с в форме растворимых таблеток, из которых я готовлю вкусный напиток. Таким образом укрепляется иммунитет, а организм сопротивляется разным инфекциям.
Валерьевна Екатерина
Для нас лучшим решением привыканием к садику стала игрушка заяц няня
Валентина

А мы пользовались советами со статьи https://razvivaites.ru/blog/adaptaciya-k-shkole 

Адаптация нашего первоклассника прошла легко и быстро 😘

Катя

У ребенка никогда не было температуры за последние 3 года… он отходил в школу 3 дня.появилась температура и слабость ничего не ест.больше никаких признаков нет…голрло чистое.может ли это быть признаком адаптации к школе??? может ли быть школа для ребенка стрессом,и по этому появилась температура? спасибо…
Ольга

Слышала про адаптацию к саду, но к школе блин? 2 недели отходил в школу, неделю проболел, неделю отходил, сегодня опять сопли...🤦  В саду последний год практически не болел, а тут второй раз за месяц.(( Сколько это может длиться? пс. в школе ему очень нравится, стресса нет.
Алекса Давыдова

Приму любые истории и советы, как максимально безболезненно ребенку пережить эту адаптацию. Я сама школы не меняла, своим опытом поделиться не могу. Думаю, как поддержать дочку и что ей посоветовать
Виктория

Вопрос, у кого детки ходили
1.Платно ли это?(при школе)
2.нужно ли находиться на занятиях с ребенком?
3.как часто они проходят?
4.Занятия ведёт тот педагог, к кому они попадут в 1 класс?
P.S. в садик мы не ходили
Мила

Так повелось, что первое сентября воспринимается как всеобщий праздник. Но ведь помимо состояния праздника ребенок испытывает волнение и стресс в этот день. А после праздника наступают учебные будни. Сложности с адаптацией к учебному режиму возникают у каждого школьника. Как же этого избежать?
Если у ребенка есть большой интерес к получению знаний, то начало нового учебного года для него в радость. Ни о каком стрессе в этом случае речи не идет. Но ведь причины измененного состояния могут возникать из-за нарушения режима и чрезмерных нагрузок.
Ясно, что летом распорядок дня у ребенка меняется, но хотя бы последние 10 дней каникул нужно плавно возвращаться к школьному ритму. Пару часов занятий в день, а также прогулки, рациональное питание и хороший сон, помогут ребенку настроиться на учебный процесс. Главное, при этом верно распределять нагрузку в течение дня.
С началом учебного года стоит обратить внимание на график дополнительных секций и кружков. Лучше всего, если они будут проходить в дневное время, так как после 18:00 концентрация у ребенка падает, а вот утомляемость повышается. На вечер лучше планировать совместные прогулки. Это будет полезно и ребенку и родителям.
Адаптация считается периодом высокого функционального напряжения. По этой причине педагоги не дают новый материал в начале первой учебной четверти года. В сентябре лучше заняться повторением пройденного материала.
Адаптационный период первоклассника составляет 4-6 недель. Во втором, третьем и четвертом классе это время сокращается до 2 недель. При переходе в пятый класс дети испытывают стресс и дискомфорт. Новые предметы, новые педагоги, все это не проходит мимо несовершенной психики школьника. По этой причине время на адаптацию увеличивается до месяца.
Как понять, что у ребенка стресс и пора вмешаться?
При стрессовом состоянии у ребенка возникают «глупые ошибки» — пропуски, недописанные буквы и навязчивые движения. Еще одним симптомом, который больше заметен в школе, это нарушение внимания. Отсутствующий взгляд, неспособность ребенка ответить даже на самый простой вопрос. Это не касается детей, которые всегда отвлекаются и вертятся в силу своего темперамента. Резкая смена настроения, раздражительность и тревожность, как правило, проявляются дома. В школе дети стараются держать данные эмоции под контролем.
Повышенная тревожность и страхи негативно сказываются на состоянии ребенка. Так как на их фоне возникает беспокойный сон, и изменение пищевых привычек.
Если вы заметили один из перечисленных симптомов у своего ребенка, то первое, что нужно сделать, это проанализировать режим и нагрузки. Если ребенок перегружен, то дополнительные занятия необходимо снять. Далее стоит разобраться в том, что является триггером возникшей проблемы.
Триггером может стать все что угодно. Даже физиологические факторы, такие как голод или жажда, как бы это странно не звучало. Многие дети не завтракают дома перед школой, на переменах тоже могут оставаться голодными, по разным причинам. А мы потом удивляемся, почему они не работоспособны. Стоит ли удивляться? Организм ребенка не может нормально функционировать, испытывая голод. Это касается и питьевого режима. Жажда является очень сильным стрессом для организма.
Жара, или просто резкая смена температуры также могут стать фактором, влияющим на наличие стресса у ребенка. Еще одним, сильным раздражителем является шум. Недостаток кислорода тоже может привести к сильному стрессу. Если классное помещение плохо проветривается, то находиться в нем в течение урока совершенно некомфортно. При нехватке кислорода снижается работоспособность и умственная деятельность.
Помимо физиологических, есть еще социально-психологические и эмоциональные факторы. Такие как конфликты в семье, неудачи, ситуации неопределенности, неадекватные требования, информационные перегрузки и все виды насилия.
От нас, родителей, зависит многое. Именно мы можем помочь ребенку сформировать эмоциональный интеллект. Нужно научить чадо управлять своими эмоциями. Двигательная активность, умение расслабляться, концентрироваться и заниматься любимым делом, все это отличные инструменты для профилактики стрессового состояния.
Ну и самое главное, мы, родители, должны всегда оставаться на стороне своего ребенка! Больше общения, меньше претензий и требований, и тогда в трудную минуту ребенок будет знать, что вы его точно поддержите, и за советом он придет именно к вам.

Луиза

Девочки, буду пробовать все, мы начали ходить в садик, только неделю ходим по полдня. Спать не остаётся, плачет во всю, меня воспитатель вызывает и я ее забираю домой. Как ваши дети привыкали спать в садике? Может дадите проверенный совет.

Яна

бредовый совет… ребёнок придёт в группу и перед завтраком его попросят вымыть руки, сердечко уплывёт в воду и расстройству не будет конца

Загрузить еще