Визуальный контакт со взрослыми помогает малышам быстрее развиваться

435
0
0

Автор статей

Группа экспертов из университета Принстона (штат Нью-Джерси, Америка) провела ряд исследований на тему активности детского мозга во время занятий со взрослыми. Ученые обнаружили интересную особенность… Отметим, работа велась в Принстонской детской лаборатории, где ученые изучают, как дети учатся видеть, говорить и понимать мир.

Уже первое исследование продемонстрировало, как мозг ребенка и взрослого взаимодействуют во время игры. Ученые обнаружили измеримое сходство в их нервной деятельности. Другими словами, активность мозга ребенка и взрослого росла, когда они вместе играли, смотря друг на друга, и падала, когда зрительный контакт прекращался.

Мы знаем, что мозг взрослых синхронизируется, когда они смотрят фильмы и слушают истории, но мало что известно о том, как эта «нейронная синхронность» развивается в первые годы жизни, — отмечает Элиз Пьяцца, научный сотрудник Принстонского института нейронаук (PNI).

По мнению исследователя, нейронная синхронность имеет важные последствия для социального и интеллектуального развития ребенка.

Ученые отмечают тот факт, что изучать реальное общение лицом к лицу между младенцами и взрослыми довольно сложно. Большинство прошлых исследований нейронной связи включали сканирование мозга взрослых с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) в отдельных сеансах, когда взрослые смотрели фильмы или слушали истории.

Для изучения общения в реальном времени исследователям необходимо было создать способ регистрации мозговой активности как у детей, так и взрослых. Для этого была разработана новая система нейровизуализации, которая позволила записать нейронную координацию между младенцами и взрослыми, когда те играли с игрушками, пели песни и читали книги.

Для чистоты исследования один и тот же взрослый общался со всеми малышами, которые участвовали в исследовании (18 детей в возрасте от 9 до 15 месяцев).

Эксперимент состоял из двух частей. В одном из них взрослый проводил пять минут, общаясь непосредственно с ребенком: играл с ним, пел и читал. Ребенок при этом сидел на коленях у родителей и слушал ученого «глаза в глаза». В следующий раз экспериментатор общался с другим взрослым, пока ребенок тихо играл со своим родителем.

Когда эксперимент завершился, ученые изучили полученные данные. Было обнаружено, что во время очных сессий мозг ребенка синхронизировался с мозгом взрослого в областях, которые вовлечены в восприятие окружающего на высоком уровне. Был сделан вывод: визуальный контакт помогал малышам расшифровывать общий смысл рассказа или анализировать то, что взрослый читал. А вот когда взрослый и младенец отворачивались друг от друга и общались с другими людьми, нейронная связь между ними исчезала.

Во время эксперимента ученые сделали еще одно открытие — наиболее сильная связь между взрослым и ребенком произошла в префронтальной коре головного мозга. Основным назначением этой области считается согласование мыслей и действий в соответствии с внутренними целями. Ранее считалось, что она недостаточно развита в младенчестве.

Мы также были удивлены, обнаружив, что мозг младенца часто «руководил» мозгом взрослого человека на несколько секунд, предполагая, что дети не просто пассивно получают информацию, но могут направлять взрослых к следующему моменту, на котором они собираются сосредоточиться. К примеру, какую игрушку выбрать, — отметил представитель Принстонской детской лаборатории Лью-Уильямс.

Во время общения взрослый и ребенок, похоже, образуют петлю обратной связи, — добавила Элиз Пьяцца. — Оба мозга отслеживали совместный зрительный контакт и совместное внимание к игрушкам. Итак, когда ребенок и взрослые играют вместе, их мозг динамически влияет один на другой.

Читайте также:

Все фото: Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0