Моя дочь пришла в детский сад в четырехлетнем возрасте. Этакий мамин хвостик… Она попала в группу детей, многие из которых ходили в сад с яслей – то есть на тот момент уже два года. И это, конечно же, сказалось на их самостоятельности и умении «решать вопросы».
Детский сад – миниатюра общества взрослых людей. Все дети – разные: амбициозные, тихони, драчуны, деликатные. В саду мы столкнулись с тем, что дочку поначалу стали обижать: игрушку заберут, толкнут. Агрессии она прежде не видела, поэтому не знала, как надо на нее реагировать. В нашей семье не кричат, не ругаются, не дерутся. Поэтому мой ребенок – деликатный и спокойный.
Поначалу я ее учила реагировать так на обидчиков: говорить о том, что ей это не нравится. К примеру: «Мне не нравится, что ты забираешь у меня игрушку. Положи ее обратно». Но, как оказалось, деликатностью решать вопрос удавалось лишь в редких случаях. На хулиганов это не действовало.
Но когда в группе возникла ситуация с девочкой, которая, как «серый кардинал» пыталась настроить других малышей против моей дочки, я вмешалась. Поговорила с ее мамой, но там меня не услышали. Как раз тот случай, когда яблоко от яблони недалеко падает.
И во время очередной ситуации, когда была попытка обидеть моего ребенка (толкнули в раздевалке), я разрешила дочке применить ответные действия: толкнули – толкни сильнее, чтобы было неповадно, ударили – дай сдачи, но сильнее. Мне самой неприятно об этом говорить, так как это не та модель поведения, к которой я привыкла. Но с людьми надо говорить на их языке. И если ребенок не понимает слов «Мне не нравится, когда ты меня толкаешь», он поймет лишь общение на своем языке.
Отмечу, слова о том, что я разрешаю дочке отвечать агрессией на агрессию, та самая мама запомнила. И «серый кардинал» козни больше не строила.
Добрым, белым и пушистым быть нельзя. Заклюют! Но и драться тоже нельзя, ведь неадекватных людей (и детей) много. Сейчас я учу дочку тому, что нужно уметь просчитывать ситуацию и не общаться с теми, кто ей не подходит. Поэтому в школе она дружит с парой девочек и мальчиков – все дети похожи с ней по темпераменту и манере поведения.
Или вот другой случай. У дочки есть одноклассница, которая несколько лет занимается карате. У нее разговор с обидчиками короткий: толкнули – сразу в нос кулаком. Перегиб? Думаю, да. Ведь визави может оказаться сильнее, и новый удар уже прилетит к ней. А нос надо беречь.
А на днях слышала в гардеробе, когда помогала дочке переодеваться перед занятиями гимнастикой, как незнакомый мне папа буквально науськивал сына: «Будет приставать, ты ему сразу в морду». Сказать, что шокировало – ничего не сказать. Во-первых, слово «морда». Ну как так? Во-вторых, с такими папами и вырастает поколение агрессивных людей.
Я отлично понимаю, что иногда нужно давать отпор силой. Это в том случае, если нет (!) возможности решить вопрос словами – когда обидчик, в силу воспитания, не приемлет другого способа коммуникации. Всегда надо быть умнее!
На мой взгляд, мамы учат детей вести себя в ситуации, когда тех задирают примерно так:
- первые говорят: «Сначала скажи, что тебе так делать не надо. Поговори, а потом принимай меры по ситуации»;
- вторые учат: «Сразу бей, чтобы потом к тебе никто не лез»;
- третьи советуют: «Ты с ним вообще не разговаривай и рядом не будь, чтобы не приставал».
А как вы учите ребенка вести себя в проблемной ситуации с обидчиком?
Читайте также:
- Монолог мамы: «Я жалею, что отказалась от сына ради мужа»
- Совет дня: используйте простой прием для легкой адаптации в саду и школе
- Монолог мамы: «Как я искала врача для платных родов»
Все фото: Depositphotos