Нарды: правила древней игры

2589
0
0

Нарды – занимательная настольная игра для двух участников, развивающая память и устный счёт. Для игры в нарды не требуется специальных знаний, при этом она учит стратегическому мышлению. Чтобы научиться играть в эту увлекательную игру, начинающим не понадобится много времени. Рассказываем, что такое нарды, какие из них являются популярными и как в них играть.

Как играть в нарды
По одной из легенд, нарды появились в Персии в VI веке. Фото: Nor Gal / Shutterstock / FOTODOM

Нарды являются официальным видом спорта. Наиболее распространённые дисциплины – это длинные и короткие нарды. Но по факту разновидностей нардов не один десяток, и, как правило, они имеют национальный окрас.

В нашей стране популярными считаются длинные нарды. Их также любят в бывших странах СНГ, в Турции, ОАЭ. За рубежом чаще играют в короткие нарды, которые считаются более сложными и являются международной дисциплиной. Ежегодно в мире проводятся турниры по коротким нардам, а чемпионат мира по нардам проходит в Монте-Карло.

Описание игры

По одной из легенд, нарды появились в Персии в VI веке. Игру называли «тахте нард» или «тахте», что означало «битва на деревянной доске».

Доказательством, что нарды являются древнейшей игрой, является тот факт, что они были найдены в гробнице Тутанхамона. 

Нарды часто сравнивают с шахматами и объединяют их в общую группу, но нарды отличаются простыми правилами и средним уровнем стратегии.

Нарды – это настольная игра для двух участников на специальной доске. В типовой набор входят:

  • доска – поле, поделённое на две части и расчерченное 24 ячейками (пунктами, лунками) двух цветов;
  • кубики (кости) с цифрами (точками) – 2 шт. с цифрами от 1 до 6;
  • фишки (шашки) – 30 шт., по 15 шт. на каждого игрока. Фишки бывают двух цветов, как правило, используют 15 чёрных и 15 белых фишек, но в современных игровых наборах могут присутствовать и другие варианты цветов.

Суть игры

У каждого игрока есть 15 фишек, которые размещаются в 24 ячейках в виде треугольников по определённому принципу. Исходная расстановка фишек зависит от того, в какой вид нардов вы играете – короткие или длинные. Игроки попеременно бросают два кубика и передвигают фишки по доске согласно выпавшим очкам. Побеждает тот, кто первый проведёт шашки через поле, соберёт их в своём доме и выбросит их с доски прежде, чем это сделает противник. В процессе игры можно максимально мешать противнику, блокируя его фишки.

В нардах не может быть ничьей, игра в любом случае заканчивается победой одного из игроков.

Базовые термины

Как играть в нарды
Короткие и длинные нарды имеют свои отличия. Фото: MuratGungut / Shutterstock / FOTODOM
  • Ячейка – узкий треугольник на игровом поле (всего их 24).
  • Голова – начальное расположение шашек на доске, в стартовой ячейке.
  • Дом – последняя четверть игрового поля, начиная с пункта, отстоящего от головы на 18 клеток. Проще говоря, это четверть доски со стороны каждого игрока.
  • Двор – вторая часть игрового поля, справа от дома.
  • Бар – поле-перегородка, которая разделяет игровое поле на 2 части. Когда шашка попадает на бар, она должна оставаться там до тех пор, пока её не выведут на свою территорию.
  • Блот – пункт, занятый только одной шашкой, которая может быть ударена противником.
  • Кубики (кости) – фигуры с нанесёнными на гранях значениями от 1 до 6. Кубики кидаются через стакан.
  • Стенка (забор) – выстроенные в ряд шашки, которые блокируют продвижение шашек противника.
  • Куб удвоения – даёт возможность повысить ставку в одной партии в спортивных разновидностях длинных и коротких нард.

Виды нард

Самые популярные виды нард, как уже отмечалось, короткие и длинные. Они имеют свои отличия.

Короткие нарды

Короткие нарды – игра на двух игроков на доске, состоящей из 24 узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в 4 группы по 6 треугольников в каждой. Эти группы называются дом, двор, дом соперника, двор соперника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и носит название бар.

Пункты объединены в группы:

  • Дом (1–6).
  • Двор (7–12).
  • Двор противника (13–18).
  • Дом противника (19–24).

Правила игры в короткие нарды

Важно! В коротких нардах фишки двигаются навстречу друг другу, чёрные против часовой стрелки, а белые – по часовой стрелке. Образно говоря, игроки идут навстречу друг другу, один игрок движется по часовой стрелке, другой игрок – против часовой стрелки.

Пункты на игровом поле нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для противника. У каждого игрока имеется 15 фишек. В коротких нардах фишки расставляются игроками следующим образом: по 2 фишки в 24-м пункте, 5 фишек в 13-м, 3 фишки в 8-м и 5 фишек в 6-м.

Каждый игрок имеет свою пару игральных костей и свой стакан, который нужен для перемешивания костей. Кубик с нанесёнными на его гранях числами 2,4,8,16,32 и 64 используется, чтобы следить за текущей ставкой игры.

Суть игры

Цель игры – перевести все свои фишки в свой дом и затем выбросить их с доски. Тот игрок, который первым снимает все свои фишки, становится победителем.

На заметку: термин «выбрасывать» обозначает такие ходы фишкой, которые помогают ей оказаться за пределами доски.

Движение фишек

В начале игры каждый игрок бросает одну кость. Этот шаг определяет, какой игрок будет ходить первым и какие числа он будет использовать для своего первого хода. В случае выпадения одинаковых чисел кости перебрасываются. Тот игрок, у которого выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обеих костях.

  • Шашка может двигаться только на тот пункт, который открыт, то есть не занят 2 или более шашками другого цвета.
  • Числа на отдельных костях составляют разные ходы. Например, если у игрока выпало 5 и 3, он может пойти одной фишкой на 3 поля, а второй – на 5. Также игрок может пойти одной фишкой на 8 полей (3 плюс 5), но это возможно лишь в случае, если промежуточный пункт также открыт.
  • Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое число на каждой из костей дважды. Например, если выпало 5–5, то игрок должен сделать 4 хода по 5 очков. При этом он может двигать шашки в любой комбинации, как считает правильным.
  • Игрок обязан использовать оба числа, которые ему выпали, если они разрешаются правилами, или все 4 числа в случае выпавшего дубля. В случае, если можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число. Если можно сыграть каждое из чисел отдельно, а не оба вместе, игроку следует играть большее число. Если игрок не может ходить, то он пропускает свой ход. В случае, если выпал дубль, а игрок не может использовать все 4 числа, он должен сделать столько ходов, сколько допустимо.

Как побить и зарядить (поместить) шашку

Пункт, занятый только одной шашкой, как уже говорилось, называется блот. Если шашка другого цвета останавливается на этом пункте, то блот считается побитым (выбитым) и шашка кладётся на поле доски, расположенное между домашней областью и игровой зоной, называемой бар. В любое время, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первое, что должен сделать игрок, это зарядить, то есть поместить шашки в дом противника. Шашка вступает в игру, передвигаясь на пункт, соответствуя значению на выброшенной кости.

Например: если игроку выпали 4 и 6, он может переместить шашку в 4-й или 6-й пункты, если они не заняты шашками противника. Если же оба блота (пункта), соответствующие числам брошенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести только некоторые из своих шашек, но не все, он должен поместить в дом противника все допустимые шашки и потом пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут выведены с бара, нереализованные значения костей можно использовать, как всегда, перемещая шашку, которую вы поместили в дом противника или другую шашку.

Как выбросить шашки

Когда игрок завёл все 15 шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их за пределы игровой доски. Игрок выбрасывает шашку с доски по следующему правилу: бросается пара костей и шашки, которые находятся на пунктах, значения которых выпали, убираются с доски. Например, если выпало 6 очков, то шашка выкидывается из 6-го пункта.

Если на пункте, значение которого выпало, нет шашек, игрок может переместить шашку из пунктов, больших, чем выпавшее число.

На этапе выкидывания шашек все шашки игрока должны находиться у него в доме. Если шашка окажется битой в процессе выбрасывания, то игрок должен вернуть шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выкидывать шашки. Победителем партии становится тот, кто первым снял все шашки с доски.

Длинные нарды

Как играть в нарды
В длинные нарды также играют вдвоём. Фото: Ala Skazava / Shutterstock / FOTODOM

Длинные нарды, как уже говорилось, особенно популярны на территории бывших южных советских республик и на Кавказе. Доска и набор идентичны коротким нардам, отличие заключается в расстановке фишек и правилах: в коротких нардах нет выбивания. Короткие нарды считаются наиболее простым вариантом игры.

Правила игры

В длинные нарды также играют вдвоём, у каждого игрока  в наличии по 15 фишек, но только своего цвета, которые расставляются на своей части игрового поля вдоль правой стороны. Игроки имеют право передвигать фишки только одного, своего цвета. 

Исходное расположение фишек на игровой доске (позиция 12 и 24): 15 фишек одного игрока находятся на левой нижней позиции, а 15 фишек соперника – на правой верхней. Это расположение называется голова, а ход из этого положения называется ход с головы. За один ход с головы разрешается взять только одну фишку.

Так же, как и в коротких нардах, ход делается броском двух кубиков (игральных костей), и определяется право первого хода. Далее игроки делают ходы по очереди в зависимости от цифр на кубиках. Число на каждой кости показывает, на сколько ячеек игрок должен передвинуть свои фишки. Ход игрока подразумевает бросок кубиков и перемещение фишек после броска.

Суть игры

Важно! В длинных нардах ход направлен против часовой стрелки, а дом находится в левом верхнем углу относительно игрока. Образно говоря, два игрока двигаются в одном направлении – против часовой стрелки и обходят доску, догоняя и перегоняя друг друга.

Игрок должен сделать всеми своими фишками полный круг против часовой стрелки, завести их в дом и выбросить раньше соперника. Домом для игроков является последняя четверть игрового поля с каждой стороны, начинающаяся с ячейки, отстающей от головы на 18 клеток. Выбрасывать фишки за пределы доски разрешается только тогда, когда все фишки оказались в доме. Исходя из этого, чёрные идут из зон 12–7 в зоны 13–18, а белые – из зон 19–24 в зоны 1–6.

Движение фишек

Игрок кидает сразу 2 кубика и после броска перемещает любую из своих фишек на количество клеток, соответствующее числу выпавших чисел на одном из кубиков. Далее игрок перемещает ещё одну любую фишку на число клеток, равных выпавшему второму кубику. Следовательно, если на одном из кубиков выпала цифра 3, а на другом 6, то игрок передвигает одну из фишек на 3 клетки, а другую на 6. Также по правилам можно передвинуть только одну из фишек, но на 9 клеток (3 + 6). Какой первый ход делает игрок, не играет роли – большее или меньшее число. Но с головы допустимо брать только одну фишку.

Первый бросок в партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. То есть, если та самая, единственная фишка, которую по правилам можно снять с головы, не проходит, то разрешается снять вторую. Таких сочетаний бросков для игрока всего три: 6–6, 4–4, 3–3 – при них для прохода мешают фишки противника, стоящие на голове. Если выпадает только одно из таких сочетаний, то игроку разрешается снять с головы 2 фишки.

Если игроку выпадает дубль, то есть одинаковое количество очков на обоих кубиках, то количество очков удваивается, и дальше игрок ходит таким образом, как будто он кинул 2 кубика дважды и, соответственно, может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике. До окончания своего хода игрок может ходить своими фишками по своему желанию, если это предусмотрено правилами.

На одно поле допускается ставить произвольное количество фишек одного цвета. На поле, занятое фишкой соперника, ставить свою фишку запрещено.

Если фишки соперника оказываются на 6 клетках перед какой-нибудь вашей фишкой, то она оказывается запертой. Блоки из 6 фишек строить разрешается, но запирать все 15 фишек соперника по правилам нельзя.

  • Вы вправе построить заграждение из 6 фишек только тогда, когда хотя бы одна из фишек соперника окажется перед этим заграждением или когда хотя бы одна из фишек противника зайдёт в дом.
  • Если ситуация такова, что игрок не может сделать ни одного хода, то он пропускает ход.
  • Если игрок имеет возможность сделать полный ход, он не вправе его сократить, даже если его это не устраивает. Например, если игроку выгоднее сделать 4 шага, а ему выпало значение 6 и он имеет возможность сделать 6, то он обязан ходить 6.
  • Если выпадают такие числа, которые разрешают игроку сделать только один ход из двух, то игрок обязан выбрать большее число. Меньшее число сгорает.

Как выбросить шашки

Выбрасывать шашки – означает ходить таким образом, что шашки оказываются за пределами игровой доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все шашки приходят в дом, пройдя полный круг по игровой доске.

В процессе выведения фишек из дома игрок вправе использовать значения, которые ему выпали на костях по своему желанию: он может ходить фишкой в доме или выбросить её. Выбрасывать фишки разрешается только с полей, соответствующих значениям, выпавшим на кубиках.

Например: если вам выпали на кубиках значения 6–3, то вы вправе вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля.

По ходу выведения фишек с собственного дома разрешено выводить фишки с полей низшего ранга, если в полях высшего ранга фишек нет.

Например: если вам выпали на кубиках значения 6–5, а на полях 6 и 5 фишки отсутствуют, то вы можете вывести из дома 2 фишки со следующего по порядку 4-го поля. Но если и там нет фишек, то с 3-го, если и там фишки отсутствуют, то со 2-го и так далее.

Результат игры в длинные нарды

Как уже говорилось, ничьей в нардах не существует. Если один из игроков выбросил все свои фишки за пределы игровой доски, второй считается проигравшим, даже если следующим шагом он так же мог выбросить все свои фишки. На этом партия считается законченной.

Однако существуют исключения из правил, и в некоторых турнирах может использоваться игра с ничьёй. В такой партии всегда делается чётное (равное) число ходов, и, если игрок, ходивший первым, выбросил все свои фишки, его противник имеет право сделать ещё один ход. И, соответственно, если второй игрок так же скидывает все фишки, фиксируется ничья.

Фото на анонс: Nor Gal / Shutterstock / FOTODOM
0
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0