Для гармоничного и активного развития малыша – как психического, так и физического – игрушки столь же необходимы, как хорошее питание, правильная гигиена, здоровый сон. С их помощью кроха знакомится с окружающим миром, учится общаться, управлять своим телом, распознавать и выражать эмоции.
0-3 месяца
В этот период начинают развиваться зрительное и слуховое восприятие, младенцы учатся концентрировать взгляд на ярких, звенящих и шуршащих предметах. Важно побуждать кроху следить за движением игрушки, поворачивать головку вслед за ускользающим из поля зрения предметом. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучащие игрушки развивают восприятие, учат слышать. Параллельно малыш пытается делать первые целенаправленные движения, стремясь потрогать игрушку, ударить по ней ручкой.
Подобные действия формируют координацию, совершенствуют движения.
Игрушки:
- Музыкальный мобиль. Приятная мелодия заставит малыша прислушиваться, а разноцветные, проплывающие над головой фигурки, – присматриваться.
- Подвесная дуга с игрушками. Ее можно разместить над коляской, кроваткой или шезлонгом.
- Подвесные погремушки. Шарики, куколки, фигурки животных разных цветов и фактур – развивают звуковое и тактильное восприятие.
3-6 месяцев
Малыши становятся более активным: совершают первые перевороты со спины на живот и обратно, к 5-6 месяцу – пытаются садиться и ползти. Теперь ребенок не просто рассматривает игрушки, а взаимодействует с ними. С четырех месяцев малыш учится брать в ручку игрушку, привлекшую его внимание. Теперь необходимы не только тактильные ощущения, сейчас важно сочетание «вижу-трогаю-чувствую», которое позволит развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику.
Игрушки:
- Развивающий коврик. Многофункциональная игрушка, состоящая из материалов разных текстур и цветов, с музыкальными дугами, на которых висят разные фигурки, звенящие и поющие игрушки.
- Тряпичные мячики и «полосочки» с различными наполнителями.
- Деревянные или пластмассовые бусы, которые можно хватать, ощупывать, трясти.
- Звучащие игрушки маленького размера: бубен, барабанчик, дудка, свистки, погремушки, которые удобно удерживать их в руке и греметь ими.
- Говорящие и поющие книжки. В 3-6 месяцев ребенок уже эмоционально реагирует на речь, смеется, с удовольствием слушает песенки и стихи, поэтому ему будет интересно поиграть с интерактивными книжками, которые издают звуки разных животных и говорят голосами мультипликационных героев.
- Игрушки, которые можно перекатывать: мячики со звенящими элементами внутри, погремушки-шары, неваляшки.
6-9 месяцев
Ребенок начинает активно исследовать мир, ползать, вставать. Он уже умеет сидеть, что открывает новые возможности для игр. В этом возрасте активно развивается музыкальный слух и восприятие звуков, логическое мышление, умение различать цвета, формы, размеры, малыш играет двумя ручками одновременно, совершенствуется мелкая моторика. Соответственно, крохе нужны игрушки, стимулирующие развитие всех этих навыков..
Игрушки:
- Игровой столик с интерактивной панелью. Малыш учится стоять, и нужно сделать так, чтобы стоять ему было интересно. Игра за таким столиком будет способствовать не только формированию мышечного корсета, но и развитию тактильных ощущений, звукового восприятия.
- Пирамидки и кубики. Пришла пора собирать пирамидки и строить башни! Кубики, стаканчики научат ребенка различать формы, размеры и цвета.
- Заводные игрушки будут стимулировать ползание, а чуть позже – и первые шаги.
-
Музыкальные инструменты. «Какафония», извлекаемая малышами из подобных игрушек развивает чувство ритма, координацию движений, внимательность, память и музыкальный слух.
9-12 месяцев
Малыш уже умеет ползать, стоять и учится самостоятельно ходить, а, значит, готов к расширению своего «игрового поля» и ассортимента игрушек. Все хочется взять, потрогать, соответственно, нужны разнообразные игрушки-пищалки, шарики, мячики, машинки. Игрушки должны быть как мягкие, так и жесткие, разной формы, текстуры, из различных материалов, которые можно было бы вкладывать друг в друга, высовывать, строить (пирамидки) вращать, нажимать, перемещать, двигать и т.п.
Игрушки:
- Сортеры: стимулируют развитие мышления и зрительно-моторной координации.
- Машинки-каталки: учат малыша координировать свои движения. Если по размеру машинка достаточно большая, то она будет служить малышу опорой при ползании и совершении первых шагов.
- Игрушки-каталки в виде зверюшек, машинок или вращающихся барабанчиков на колесиках с длинной ручкой. Они служат ребенку опорой, когда он еще неуверенно ходит, и таким образом развивают координацию движений.
- Игрушки-гнезда: вкладывающиеся друг в друга стаканчики разных форм (цилиндры, усеченные трапеции, конусы), матрешки. Эти игрушки стимулируют развитие координаций движений, мелкой моторики, познавательных способностей, логического мышления.
1-2 года
На втором году жизни ребенок активно исследует свойства различных бытовых предметов, учится обращаться с ними, копируя поведение взрослых. Ложки, чашки, блюдца, зубные щетки, тряпочки, расчески… «Годовасики» и детки постарше стремятся использовать эти простые вещи в своих играх. Но есть специальные игрушки, которые помогают развивать умение обращаться с ними, тренировать не только координацию рук, но и все психические процессы: внимание, память, речь, мышление.
Игрушки:
- По-прежнему актуальны сортеры, кубики, пирамидки, формочки и коробочки разных цветов и размеров, сборно-разборные игрушки.
- Совочки, лопаточки для копания, формочки для игры в песочнице.
- Игрушечная посуда, инструменты.
- Молоточки и колышки для забивания их в специальные прорези.
- Удочки с магнитом для ловли рыбок, сачки для вылавливания игрушек.
- Интерактивные игрушки, которые умеют петь, разговаривать, распознавать речь, реагировать на движения, танцевать, ходить, а также выполнять целую массу других действий. Подобные игрушки помогают развить слух – в их памяти часто есть множество мелодий.
2-3 года
Ребенок становится более самостоятельным, у него все ярче проявляется способность сравнивать и обобщать. Все развивающие игрушки, которые были до этого, не нужно убирать, но следует их разнообразить более сложными видами, новыми элементами и способами оперирования.
Игрушки:
- Пазлы – очень хорошо тренируют логическое мышление малышей, отлично задействуют мелкую моторику рук, помогают развивать усидчивость.
- Крупная и мелкая мозаика, с помощью которой ребенок учится выкладывать различные фигуры.
- Детское домино с изображением животных, ягод и фруктов, игрушек, транспорта и других тематик со знакомыми для ребенка изображениями. Кстати, деревянное домино – это не только настольная игра, но и прекрасный строительный материал.
- Интерактивные обучающие игрушки, с помощью которых малыш будет учить буквы, цифры, выполнять различные «задачки», слушать и петь песенки.
- Доска для рисования на стену или доска-мольберт.
- Конструкторы.
Надеемся, эта информация помогла вам сориентироваться в мире развивающих игрушек.
Растите и играйте с пользой и удовольствием!
Фото: Depositphotos