«Привет! Как тебя зовут? Давай дружить!», — так чаще всего начинают общение малыши. Что значит дружба для детей? Как ее понимание меняется в зависимости от возраста ребенка?
2–3 года
Малыши еще не умеют дружить. Каждый из них играет сам по себе в песочнице, на детской площадке, в развлекательном центре. Малыши уже проявляют интерес к тому, что у соседа, к примеру, интересная игрушка. Особенность данного периода — дети начинают обмениваться игрушками.
В этом возрастном периоде родителям очень важно научить детей не просто делиться, а обмениваться, для того, чтобы дети понимали основной принцип дружбы, — рассказывает психолог Катерина Есакова.
4–6 лет
В 4–6-летнем возрасте дети воспринимают дружбу таким образом: друг — это тот, с кем ты играешь сейчас.
Если друг ушел с площадки пообедать, у тебя автоматически может появиться другой друг, — поясняет Катерина Есакова
7–9 лет
В этом возрасте в жизни ребенка происходит важное событие — он становится школьником. И уже в начальных классах многие понимают, что прежние детсадовские друзья уже не так интересны. Новоиспеченные школьники порой испытывают смешанные чувства:
Как же так? Мы ведь дружили... А теперь мне с этим мальчиком или с этой девочкой уже не очень интересно играть и общаться.
Наступает период, когда дети задумываются о том, насколько и комфортно с друзьями, когда их связывают не только игры в детском саду.
9–12 лет
Подрастающие дети все чаще реагируют на окружающих их сверстников с точки зрения внутренних характеристик (установок, убеждений, ценностей). Они наблюдают, делают выводы. Осознают, что другие, в свою очередь, могут таким же образом делать выводы о внутренних характеристиках. Ловушка может быть в том, что ребенок может принять точку зрения другого.
На этом этапе дети обычно выбирают друзей, убеждения которых совпадают с их собственными. Психологи называют это «фазой взаимности и равенства». В той степени, в которой их взгляды различаются, друзья способны приспособиться к некоторым различиям и прийти к общему мировоззрению. Уже приходит и понимание так называемой «выгодной дружбы».
А если друга нет?...
Лучшая помощь, которую вы можете оказать — поддержка и уверенность, что все у него получится, — советует* родителям известный психолог Людмила Петрановская и делится золотыми советами с детьми, кто пока в поиске друга или подруги:
- Будь готов к дружбе, но не навязывайся. Не старайся ни на кого походить, для твоего НАСТОЯЩЕГО друга ты будешь интересен именно такой, какой ты есть.
- Рассказывай о себе, своих увлечениях. Приноси время от времени в школу что-то из своей коллекции, или интересную книгу, или фотографии с занятий в спортивной секции. Среди ребят обязательно найдется кто-то с похожими интересами.
- Дружба — это когда хорошо всем, а не кому-то одному. Убедись, что не командуешь, слушаешь других ребят.
- Научись не злиться из-за проигрышей — ведь это просто игра с друзьями!
- Когда первый контакт завязался, поддержи его. Запомни, как зовут нового знакомого, расспроси его, чем он увлекается, где живет, во что любит играть.
- Спроси о чем-нибудь, в чём он хорошо разбирается. Или скажи что-нибудь хорошее, похвали. Только не надо подлизываться — скажи о том, что на самом деле тебе понравилось.
- Не расстраивайся, если ничего не выйдет. Значит, это еще не твой настоящий друг.
Все фото: Depositphotos