Мамам

Базовые нормы общения

72
0
0

В последнее время люди все больше пишут и меньше говорят, при этом нельзя забывать базовые нормы общения. В частности, писать безграмотно – это показывать низкую самооценку и неуважение к собеседнику. Развязность и экспрессия на работе – это нарушение личного пространства коллег и перенос решения рабочих проблем в личную плоскость.

Основы светского этикета были заложены в Италии при флорентийском дворе. В последнее время и особенно с распространением социальных сетей происходит десакрализация языка. Теперь речевой этикет уже не только правила хорошего тона, а культурный код, позволяющий хорошо понимать друг друга представителям разных полов, выражать разницу в социальной иерархии, общаться старшим и младшим, знакомым и незнакомым.

Приветствие и обращение к незнакомому человеку

Правильное обращение – «Здравствуйте!», но не «Доброго времени суток!».

В русском языке нет официального обращения к человеку, поэтому универсальный вариант обращения - «Извините, пожалуйста!», но не «Молодой человек», «Гражданин» и тем более не «Женщина» или «Мужчина». Обращения с использованием междометий («Эй!» или «Ты!» недопустимы).

С незнакомыми и старшими корректно общаться «на Вы», при этом в письменной речи к людям старшего поколения предпочтительно обращаться «на Вы» с заглавной буквы.

Семья

В семье мать с отцом могут обращаться к детям, как «Дочь» или «Сын», что в пределах нормы и выражает дистанцию, но предпочтительным вариантом является простое обращение по имени.

Родители могут называть друг другу «Папа» и «Мама», что выражает неосязаемую иронию и единство внутреннего жизненного пространства. К старшему поколению дети должны обращаться, как «Дедушка» или «Бабушка», но не «Дед» или «Баба».

Работа

В большом коллективе предпочтительным вариантом обращения является по Имени/Отчеству и «на вы». В некоторых случаях общаются по Имени/Отчеству и «на ты», показывая дружеский стиль общения.

В рабочих командах часто общаются «на ты» вне зависимости от возраста и уровня знакомства, при этом сохраняя дистанцию в отношениях и понимая разный уровень в социальной иерархии. Также нормой является обращение по имени и по фамилии. Но даже в таких случаях обращение руководителя к подчиненным «на вы» будет хорошим тоном, поскольку выражает уважение.

В разговорах надо сохранять зрительный контакт, не обязательно при этом смотреть в глаза, но у собеседника должна быть уверенность во взаимной заинтересованности в происходящем разговоре.

Общение должно быть уважительным. При этом надо уметь отказывать и быть готовым к критике коллег. Элементарной и при этом обязательной вежливостью является, когда мужчины открывают дверь перед женщинами.

В русском разговоре важным атрибутом является обсценная лексика. Надо понимать, что ненорматив это не регулярная форма речи, а высшее проявление экспрессии и злоупотребление им понижает уровень рабочего общения.

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0