Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 3 (март) 2005 г.

Семь нот. Часть 2.

Как всё будет происходить?
Что общего между нотой и буквой? Ноты, как известно, записываются на нотном стане. Но их можно обозначить и буквами: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Не забывайте, мы в самом начале пути!)
Можно ли сопоставить ноту и цифру? Конечно можно. Нотный ряд до, ре, ми, фа, соль, ля, си – это числовой ряд от одного до семи – 1,2,3,4,5,6,7.
Как сравнить ноту и цвет? Очень просто. Поглядите на небо после дождя. Там радуга. В радуге семь цветов. Семь цветов – семь нот. Красный – «до», оранжевый – «ре», желтый – «ми», зелёный – «фа», голубой – «соль», синий – «ля», фиолетовый – «си».
А три основные геометрические формы – треугольник, круг, квадрат появятся сами, как только мы начнём заниматься с нашими ожившими звуками, организуя их в пространстве согласно музыкальным законам и правилам. Осталось добавить, что традиционная нотная азбука не отменяется! Она всё время будет находиться рядом: сначала на периферии нашего внимания, а затем незаметно переместится в центр урока. Это произойдёт сразу, как только наш малыш сможет свободно ориентироваться в разноцветных нотах.
Первые уроки с мамой.
Попробуем провести первое занятие при помощи уже известных нам «четырёх начал». Нарисуйте большую красивую радугу. Нижняя полоска – красная, над ней – оранжевая, выше – желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая и снова красная. Наша радуга особая, музыкальная, поэтому она начинается и заканчивается красным цветом.
Расскажите малышу историю о том, как однажды на небе встретились Солнышко и Дождик, протянули друг другу ладошки, и в них засияла Радуга. Эти персонажи (Солнце и Дождь) будут присутствовать на каждом уроке. Они символизируют в музыке два начала – веселое и грустное, Мажор и Минор. На каждом занятии можно повторять этот рассказ и, добавляя в сюжет новые подробности, превращать в спектакль. Например: «Дождик не хотел уходить. Он всё шел и шёл. Звери в лесу промокли. Зайцы начали чихать, белки – кашлять. Заметил Ветерок мокрых зверей и пожалел их. Он прогнал Тучу! Выглянуло Солнышко и протянуло убегающему Дождику свои ладошки. И опять на небе засияла Радуга». Радуга должна быть очень большой, чтобы захватывать внимание ребёнка. Её можно нарисовать на листе ватмана. Солнце и Тучку, из которой льётся дождь, можно вырезать из картона. Звери – игрушки.
Вижу – прикасаюсь – называю. Теперь следует изучить радугу. Пересчитайте с ребенком полоски, прикасаясь к каждой пальчиком: «первая полоска, вторая полоска,… восьмая полоска». Эти прикосновения очень важны, т.к. уже сейчас мы моделируем, имитируем игру основного звукоряда «доремифасольлясидо» на клавишном инструменте или на металлофоне. Проговаривая вслух формулу «первая полоска, вторая полоска…», мы учимся читать ноты, развиваем внимание и дикцию. Пронумеруйте арабскими цифрами полоски на радуге. Рядом с восьмёркой поставьте единицу со звёздочкой: 8 (1*). Теперь надо запомнить, в каком порядке расположены цвета на радуге. Для этого подойдёт известный стишок «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Каждый». Прикасаясь пальчиком к полоскам, учим стишок, запоминаем названия цветов и их порядок на радуге.
Сделайте уменьшенную копию радуги из плотной бумаги и разрежьте её на полоски. Пусть наш маленький ученик научится правильно и быстро собирать это самодельное лото, глядя на большую радугу, висящую на стене.
Кто живёт на радуге? На Радуге жизнь бьёт ключом. Здесь живут девочки – нотки. Можно чередовать: девочки – нотки, девочки – звуки. Они сестрички и подружки. Их восемь. Девочки одеты в разноцветные платья. Все девочки разные, а две, в красных платьицах, – одинаковые. Каждая девочка живёт на своей полоске. Читайте снизу вверх такую «читалку – считалку»: на красной полоске живёт девочка в красном платье, на оранжевой полоске – девочка в оранжевом платье….на последней полоске снова красная девочка. Красная полоска открывает Радугу, красная полоска закрывает Радугу!
Нарисуйте восемь совершено одинаковых девочек. Платья раскрасьте в цвета радуги. На платьицах напишите их имена: Красная – «ДО», Оранжевая – «РЕ»,……… Фиолетовая – «СИ», Красная – «ДО». Девочки – нотки часто приходят к нам в гости (спускаются по лесенке, скатываются по Радуге как по горке, летят на паращютиках, на ковре – самолёте и т.д.). Для чего? Чтобы учить детей музыкальной грамоте, складывать вместе с ними из звуков песенки, петь их и играть на инструменте. Теперь следует выучить с ребёнком имена девочек. Если малыш не умеет читать, очень хорошо положить начало этому процессу на примере наших семи музыкальных слогов. Тем более что буква в сочетании с цветом запоминается и узнаётся очень быстро. Наклейте «девочек» на отдельные карточки и учите ребёнка расставлять их друг за другом, используя Радугу в качестве образца (какая полоска – такая девочка). При этом полезно приговаривать, припевать считалку: Девочку в красном платье зовут «Нота До», девочку в оранжевом платье зовут «Нота Ре»… и т.д. Пропевая этот текст, желательно повышать голосом тон при переходе от одной «девочки» к другой. Но если мама сомневается в качестве своих вокально – слуховых данных, то на этом этапе достаточно выразительного чтения нараспев.

 

Пожаловаться
Рубрика:  Рукоделие
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи