Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 3 (март) 2005 г.

Самое острое чувство

Можно ли «воспитать» чувство юмора?

«Смотри на все с юмором»,- нередко можем слышать в сложных житейских ситуациях. Хорошо, если это чувство есть, а что делать тем, у кого его нет? Для кого сложно посмеяться над собой? И он все принимает близко к сердцу, всерьез и не представляет, что можно по-другому взглянуть на вещи. Ну, не смешно ему! Неужели чувство юмора дано от природы и его нельзя ни воспитать, ни наоборот отучить от него?
Конечно, есть счастливчики, получившие этот дар от родителей, такие дети еще с детства поражают родителей и знакомых остроумием и находчивостью. Но научить ребенка легче относиться к неудачам и жизненным трудностям, разбираться, над, чем стоит смеяться, а над чем нет, а также вовремя и к месту пошутить, – это вполне выполнимо.
Все мы знаем, что людям, обладающим этим удивительным качеством, на свете легче и интереснее жить. Чувство юмора  – лучший советчик в безнадежных, казалось бы, ситуациях.

Самая первая улыбка или «От улыбки каждый день светлей!»
С какого возраста можно и нужно начинать говорить о чувстве юмора? Как и о многом другом, с самого раннего детства. Как только малыш впервые неуверенно улыбнулся вам. Возможно, он просто чувствует себя хорошо и его ничего не беспокоит. Но, эта первая неумелая улыбка так трогательна и прелестна, что вызывает в вашей душу волну нежности и ответную улыбку. Примерно в этом же возрасте появляется другая улыбка. Психологи и педагоги называют ее улыбкой узнавания. И как не улыбнуться самой, когда кроха после внимательного изучения вашего лица вдруг счастливо улыбается: он впервые понял, что мамины руки, молочко и ваше лицо – это практически одно и то же. От родительской реакции зависит многое. Ваша радость при виде счастливой улыбки малыша, говорит ему о том, что это – лучшее средство налаживания контакта с другим человеком. До чувства юмора еще далеко, но все начинается с малого. В данном случае с этих первых улыбок, и ответа на них. Чем чаще малыш будет видеть улыбку на лицах родителей, а также общаться с ними, тем увереннее он будет чувствовать себя, понимая «раз мама улыбается, ласково воркует, значит, ничего страшного нет, все в порядке». Ему тоже от этого радостно и спокойно.

Крохе тоже может быть смешно!
Смех и улыбка грудничка имеют мало отношения к тому, что мы привыкли называть чувством юмора. Правда, в младенческом смехе присутствует его главный компонент – радость жизни. Без нее нет чувства юмора, есть только ирония или едкий сарказм. Следующим важным шагом становится умение увидеть смешное. Чтобы рассмотреть смешное, необходим жизненный опыт, пусть даже совсем крохотный. Ведь смешное возникает из неожиданности, тогда, когда привычный ход событий нарушается. Даже трехмесячные крохи вполне способны на проявление такого чувства юмора. Например, их могут смешить длинные, непонятные слова (научные термины или иностранные названия), не свойственные для речи близких. Конечно, это может произойти только в том случае, если беседы взрослых для крохи – привычная и обязательная часть его жизни. Следовательно, для того, чтобы малыш обладал чувством юмора, общайтесь с ним как можно больше. А главное, всегда с радостью встречайте его улыбку. Так как игра является важной и неотъемлемой частью детства, то через нее тоже воспитывается чувство юмора. Начиная с самых простых игр(когда папа подбрасывает малыша, а потом ловит, что вызывает дикий восторг крохи) до более сложных игр в дошкольном возрасте («испорченный телефон», ассоциации, веселые кроссворды и т.д.)
Кстати, воспитывая у своего чада чувство юмора, не забывайте сами о нем. Даже, если, его первые шутки будут не совсем удачны. Изобретательность и чувство юмора малыша не должны оставаться незамеченными. Следовательно, еще один совет для родителей, которые хотят взлелеять в детях чувство юмора: цените шутки малыша даже в том случае, когда они добавляют вам хлопот.

Почемучки и фантазеры.
Возраст двух-трех лет – период овладения речью и бурного развития детских творческих способностей. До пяти лет каждый ребенок – творец и мудрец. Взрослым остается только поощрять и помогать этому развитию всеми силами. В это время дети активно осваивают речь, язык, на котором говорят. Как правило, дело не обходится без словотворчества. Комический эффект новых слов, выдумываемых на ходу малышами, объясняется чаще всего тем, что его звучание слегка искажается, но смысл сохраняется. Вот тогда и появляются люденок, рыбенок – по аналогии с тигр-тигренок мышь-мышонок; духлая, пахлая и т.д. И если трех-четырехлетние малыши острят чаще случайно, то пяти-шес-тилетние дети отпускают шуточки вполне сознательно. Родителям важно не только уметь ценить шутки детей, не менее важно научить ребенка отличать действительно остроумный розыгрыш от банальной или чересчур злой. Поддерживайте игру в словотворчество. Еще один способ, с помощью которого дошкольники с удовольствием запечатлевают смешное, подмеченное в жизни, – это подражание. В пять-шесть лет многие из них превращаются в замечательных артистов и пародистов. Они тонко подмечают особенности речи близких и знакомых, их походку или движения. Давайте возможность этим талантам проявиться. Помогите подготовить самодеятельный концерт или устройте конкурс двойников. При удобном случае необходимо объяснить ребенку, что шутить можно с близкими друзьями и хорошими знакомыми. Врядли стоит упражняться в искусстве, копировать походку какого-нибудь важного господина, к которому, вы с крохой зашли по делам. Смех – прекрасное лекарство от капризов, раздражения и хандры. Например, одна мама придумала со своими детьми игру: она, ее сын пяти лет и семилетняя дочь договорились, что в течение недели в критических ситуациях, то есть когда кто-то из детей капризничает или мама раздражается, другие постараются увидеть в происходящем что-то смешное. Выигрывал тот, кто «насобирал» больше всего «смешинок». Вот пример детских находок: мама ушла с работы сердитая, в раздражении забрала из сада сына, а дома сразу же начала отчитывать дочь. В середине неприятного разговора девочка обратила внимание на то, что мама говорит и одновременно в такт словам дирижирует веником, которым собиралась подметать пол. Ее поведение выглядело ужасно смешно, и дочь сообщила об этом всем присутствующим, а потом еще и изобразила по просьбе мамы, как все происходило. Пока все смеялись, мама успела подумать, что проступки детей – скорее всего плод ее раздраженного воображения, и конфликт был исчерпан. Ребенок, хотим мы того или нет, безошибочно считывает стиль поведения взрослых, в том числе и способы разрешения конфликтов. Умение видеть в ситуации, прежде всего смешное, а потом уже все остальное часто позволяет снять лишнюю напряженность момента. Это совсем не значит, что конфликты в таком случае не требуют разрешения. Просто совместный смех дает возможность разрядить обстановку, ровно настолько, чтобы подойти к ней конструктивно и без лишних эмоций.
Ну и конечно, помогают воспитанию чувства юмора специальная детская литература, спектакли, мультфильмы и детские фильмы. Но важно, не только вместе читать, смотреть фильмы, ходить в театр, а также обсуждать с ребенком прочитанное(увиденное), что рассмешило и почему, что было непонятно и наоборот заставило погрустить. Из этих бесед вы наверняка и для себя вынесете много полезно, ведь как говорится «устами младенца, гласит истина».

Чувства – это святое
Но во всем – и смех не исключение! – надо знать меру. Поэтому для того, чтобы из вашего сына не вырос злой насмешник или циник для которого «нет ничего святого», стоит помнить о вещах, над которыми смеяться нельзя. Можно самим составить список «нельзя», учитывая особенности своего ребенка и принципов принятых в вашей семье:
нельзя подвергать осмеянию человеческие чувства:
– смеяться, когда ребенок говорит, что ему обидно, больно, тоскливо, грустно (например, когда пятилетняя дочка рассказывает о своей несчастливой влюбленности).
-стараться с помощью юмора и иронии обесценить его переживания. Иногда взрослые делают это, руководствуясь благими мотивами: отвлечь, уменьшить боль. На самом деле такое поведение взрослых для ребенка выглядит как уход от его проблем, нежелание говорить с ним о том, что его волнует.
Нельзя подвергать осмеянию физические недостатки и особенности:
Нельзя высмеивать детей (как и взрослых), когда у них что-то не получается. Некоторые родители прибегают к такому приему, чтобы вызвать у ребенка желание совершить усилие. Это неверный путь, и эффект тут достигается за счет страха перед унизительными словами взрослого.
В общем, в список может добавить каждый свое, важное для него и его детей. Но, не стоит относиться к списку чересчур серьезно и делать слишком много ограничений (равно, как и не делать их вовсе). Все-таки речь идет о смехе, юморе.

Школьные годы чудесные?!
Серьезным моментом для ребенка и родителей является время, когда ребенок идет в школу. Сделать праздник из первого учебного дня и последнего школьного звонка, получается у многих. Но, вот какими станут десять лет между ними, как о них ребенок будет вспоминать. Что будет первым приходить в голову, при упоминании о школе – дневник, страх наказания, страх быть осмеянным сверстниками или первые победы, первая гордость и первая любовь? От взрослых зависит, научиться их отпрыск с юмором относиться к трудностям и не опускать руки при первой же неудаче, умению рассмешить и посмеяться над собой.
Для этого с первых учебных дней ребенка не следует сравнивать с другими детьми: «смотри – Маша уже вовсю читает сама, а ты еле-еле по слогам». Пусть другие дети уже пишут красиво буквы, а ваше чадо только-только одолело крючочки. Не забудьте оценить именно его умения: «какой молодец, такие ровные крючочки у тебя получились, скоро ты так же красиво и буквы будешь писать». Если у него что-то не получается, старайтесь сделать ситуацию смешной, но ни в коем случае не обидной или унизительной. Например: «Да, конкурс «Кто быстрей решит задачу», ты выиграл! Но, приз получает, тот кто выигрывает еще и второй конкурс «Реши, правильно!» Для ребенка и так стресс плохие отметки, непонимание сверстников и несправедливость учителей, поэтому от вас им нужна поддержка и желательно настрой на победу. По крайней мере, сталкиваясь с трудностями, не стоит сразу вешать нос, скорей всего ситуация не такая безнадежная, как кажется.

Проверка чувства юмора.
Конечно, вовремя сострить, рассказать удачный анекдот, увидеть смешное вокруг, это все важно. Детям веселым и остроумным, легче найти общий язык со сверстниками, а порой и с учителями (если, конечно, те сами не лишены чувства юмора).Такие дети часто являются душой компании, с ними легко и интересно, так как чувство юмора не только не исключает, но и подтверждает наличие интеллекта. Ведь надо знать, над чем и когда смеяться. Иначе, «смех без причины…», говорит, сами знаете о чем.
Если в семье принято много шутить, смеяться, рассказывать смешные случаи, то ребенок будет перенимать именно эту манеру общения и поведения. И скорей всего будет расти жизнерадостным и веселым.
И все же самая лучшая проверка чувства юмора человека – его способность смеяться не столько над другими (это дело не хитрое), сколько над собой. Ведь это помогает ему в трудных и неприятных ситуациях. Тот, кто способен увидеть себя со стороны и улыбнуться, выходит из передряг с гораздо меньшими потерями, чем люди, слишком серьезно относящиеся к своей персоне. Как говорил Мюнхгаузен «не стоит делать слишком серьезное лицо, ведь самые большие глупости на земле делаются именно с таким выражением лица».

Последняя пара строк о юморе.
Последний совет к родителям, которым хотелось бы воспитать в своих отпрысках чувство юмора. Не относитесь к этому слишком серьезно, просто будьте естественны, а если смеетесь, то смейтесь от души. Дети, очень чутки к любой фальши. Не стоит прятать за нервным смешком, действительно серьезную проблему. Если нет желания и причин для смеха, не заставляйте ребенка верить в то, что все чудесно. Ведь помимо чувства юмора, у малыша необходимо воспитывать и другие, не менее важные чувства: отзывчивость, доброту, смелость, честность и т.п. Ребенок, который не умеет плакать, врядли сможет от души рассмеяться. Тем более, что в жизни пригодится разный опыт.
Ну и конечно, не стоит насильно делать из ребенка остряка и весельчака. Возможно, ваш ребенок просто не склонен к этому. Зато, вполне возможно, имеет какой-то другой дар, который ни в коем-случае не стоит упускать. В конце концов, все люди разные и это уже само по себе замечательно.

Марина Пушкина

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи