Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 3 (март) 2005 г.

10 шагов для создания волшебной сказки.

Практически никому из родителей не удается избежать роли сказочника. Хотим мы того или нет, умеем или не очень, наши детки просят нас рассказать или почитать сказку перед сном, в дороге и на отдыхе.

Мир сказок ярок и образен, малыши очень любят погружаться в эту волшебную реальность с помощью взрослых. Прочитав дома все книжки, или не обнаруживая их под рукой в определенной ситуации, родителям приходится самостоятельно придумывать увлекательные истории. Хотелось бы поделиться некоторыми правилами создания не только увлекательных, но и полезных сказок. Сказок, которые могут помочь вашему ребенку решить какую-либо проблему, найти поддержку своим мыслям и чувствам и даже вылечить его. Да-да, не удивляйтесь – историей, рассказанной с учетом определенных правил можно даже вылечить малыша! Яркие образы воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, он проживает жизнь героя сказки или истории, чувствует то, что происходит в повествовании, и то, что он ощутит в конце, что закрепится в его мыслях и чувствах во многом зависит от мастерства рассказчика и основной идеи сказки.
Итак, прежде всего, хотелось бы обратить внимание на разницу между сказками и «историями из жизни». Сказки в большей степени помогают донести идеи любви, добра, сообразительности, ловкости и т.п. – т.е. учат важности и развитию каких-либо качеств личности. А истории, например, про девочку из соседнего дома, помогают научить каким-то навыкам – подсказывают ребенку способ решения какой-либо проблемы, линию поведения (ссора с лучшим другом, конфликт во дворе, как с этим справиться, прогулы в школе – почему так не стоит делать и к чему это может привести и т.п.)
Но для достижения нужного эффекта, для того чтобы история не осталась просто забавной выдумкой, прежде всего, нужно, чтобы ребенок соотнес себя с героем, идентифицировался с ним. Поэтому постарайтесь, чтобы содержание рассказа (характеры, события, обстановка) было созвучно привычному мироощущению вашего крохи.
Например, вы живете в центре города в квартире в девятиэтажном доме. У вас две девочки, младшая дочь родилась совсем недавно. Довольно часто в таких ситуациях приходится иметь дело с детской ревностью. В решении этой проблемы также могут помочь вовремя рассказанные истории. В данном случае начинать рассказ для старшей можно словами: « Маша жила с родителями в высоком доме на шумной улице в большом городе. Но квартира их была уютная и светлая. А еще Маше очень нравилось кататься на лифте, ведь жили они высоко – на восьмом этаже. Жили хорошо, дружно и случилось в их доме радостное событие – у Маши появилась маленькая младшая сестренка…» Т.е. вы описываете ребенку практически вашу ситуацию, лишь слегка меняя детали.
Что касается имени главного героя, то лучше использовать другое имя, но близкое по звучанию к имени вашего ребенка.
Например, если вашу дочь зовут Ксения, то для сказки можно ввести персонаж – Принцессу Есению, а для историй «из жизни» – девочку Лушу (если дома вы зовете дочку Ксюша). Лучше, чтобы эти персонажи стали постоянными для ваших историй. В дальнейшем их можно очень хорошо использовать для общения с ребенком, для того, чтобы узнать о его чувствах – чтобы он мог выразить СВОЕ, говоря от лица ДРУГОГО. Таким способом можно снять психологическую защиту. Например, в процессе сказки можно спрашивать, в какой-то ситуации: «Как ты думаешь, а что чувствовала Луша? А почему она боялась признаться в..? А что она на самом деле хотела?» или то же, но не в процессе рассказа, а просто, когда что-то случается, можно спрашивать: «А что бы в этом случае сказала /сделала Луша?» и т.п.
Не менее важно, чтобы сам рассказ и проблема, которую вы хотите помочь ему решить, были изложены понятным ему языком.
Старайтесь описывать ситуацию так, как воспринимает ее РЕБЕНОК, а не так, как воспринимаете ее ВЫ. Т.е. не с позиции взрослого «Так не бывает». Например, в случае страха темноты: «Мальчик всегда спокойно засыпал и ничего не боялся, ведь чудовищ в комнате не было, потому что они никогда не живут в домах у людей, а прячутся далеко-далеко в лесу..». В этом случае лучше начать с того, что он очень боялся зайти в комнату. Он знал, что там полно чудовищ и они могут…… – т.е. описать максимально близко к тому, что чувствует ребенок, чтобы он почувствовал «О! Это же как у меня, он тоже так чувствует..». Опишите этот страх в красках, но затем обязательно предложите выход из этой ситуации, модель поведения, способ решить проблему. Во время повествования должны произойти изменения и победа над ситуацией. Важен счастливый финал и чествование героя – победителя.
Итак, по порядку, все десять шагов на пути построения волшебного содержания:
1) Обдумайте проблему ребенка, настройтесь на его волну. Постарайтесь взглянуть на нее с детской точки зрения.
2) Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотите донести до сознания вашего ребенка? Какие решения вы собираетесь предложить посредством рассказа. Эти решения не должны быть слишком сложными. Могут предполагать обретение новых практических или общественных навыков, поддержку друзей или членов семьи, усвоение какой-либо истины.
3) Начните рассказ с представления героя или героини, у которых схожие страхи, тревоги, опасения или конфликтные ситуации. Пусть ребенок отождествит себя с ним.
4) Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на вашего ребенка. Зачастую, когда мы слишком встревожены и выбиты из колеи какой-то проблемой, мы забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах и талантах. О них нелишне напомнить. Для этой цели можно использовать не только главного героя, но и других персонажей – его друзей и помощников (герою встречается сильный медведь, храбрый лев, веселый птенчик).
5) Опишите в начале рассказа конфликт, затем переходите к его положительному разрешению
6) Рассказывая какую-либо историю, будьте открытыми для вашего ребенка. Обратите внимание на то, когда ребенок увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению его лица вы определите его реакцию на услышанное. Если вы заметили, что малыш уже потерял интерес, заканчивайте рассказ. Сделайте сказку многосерийной, разбейте ее на части и рассказывайте то количество времени, которое наиболее подходит для вашего ребенка.
7) Если ваш ребенок комментирует рассказ или задает вопросы по его содержанию, не оставляйте это без внимания. Комментарии и вопросы часто помогают заглянуть в мысли ребенка, в его внутренний мир. Если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, можно переадресовать его ребенку: «А ты что думаешь на этот счет?», если он говорит: «Не знаю», попробуйте поиграть с ним в игру типа «Угадай-ка». В таких ситуациях догадки детей помогут вам понять, о чем они думают.
8) Если вы не знаете причину беспокойства или тревоги ребенка, можно воспользоваться историей для того, чтобы ее установить. Вставляйте вопросы по ходу типа: «А как ты думаешь, чем была встревожена Луша в тот момент?» или «Чего испугалась?» «На что обиделась?», «Что, по мнению Луши, могло произойти?»
9) Если в дальнейшем, после рассказа, ребенку не удается добиться положительного результата, действуя, как было рассказано, то поддержите его. Расскажите историю про девочку, у которой сначала не получалось, но она была терпелива и упорна и, в конце концов, смогла найти выход из своего затруднительного положения. Все получилось. И если сразу не получается – ничего страшного, все хорошо.
10) Не забывайте о чувстве юмора. Обращаясь к нему, придумывайте каких-нибудь смешных персонажей, даже нелепых, одно воспоминание о которых в дальнейшем сможет повышать настроение ребенку (собака-вертолет, например и т.п.)
Отпустите свою фантазию, тоже помечтайте, находите яркие и в то же время понятные образы.
Например, в ситуации детей-погодок можно использовать метафоры про руки – левая и правая. Ни одна из них не лучше, а каждая – молодец. Обе нужны и только вместе – сила, все могут. Идея сплочения. Или можно рассказать историю про сестренок – большую и маленькую, которым надо было достать какой-нибудь волшебный ключ, чтобы спасти кого-то (маму, например), вызволить из подземелья. Путь был долог и непрост, много всего надо было преодолеть (придумайте несколько ситуаций), в итоге добрались до этого ключа, но он лежал высоко-высоко и только вместе (забравшись одна на плечи другой) они смогли дотянуться. Можно также подчеркнуть, например, то, что сначала старшая пробовала дотянуться с помощью палки, с помощью кошки, еще кого-нибудь – но все не то, и лишь когда младшая стала помогать, они и дотянулись до заветного ключа и все сделали правильно. Только ВМЕСТЕ у них все получилось.
Ситуации, требующие нашего участия, появляются на каждом шагу, постарайтесь не подходить к каждой из них, как к очень сложной проблеме, как к тяжкой ноше. Можно попробовать их решать вот таким творческим путем, играючи. Успехов вам!

Людмила Цацкина, психолог.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи