Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 4 (апрель) 2004 г.

Мост в «страну глухих»

Один из самых страшных диагнозов. которых боятся любые родители – это нарушение слуха у малыша. А уж если на приеме врача прозвучал диагноз «глухота», мир, кажется, готов рухнуть: неужели кроха никогда не узнает. что такое музыка и птичий щебет, не услышит нежного маминого голоса, навсегда окажется отрезан от мира нормально слышащих людей. Как же теперь помочь малышу, как научиться с ним общаться, как научить его общаться с другими людьми?

Обо всем этом мы беседуем с натальей Дмитриевной Шматко, заведующей лабораторией педагогической коррекции нарушенной слуховой функции Института коррекционной педагогики РАО.
– Начиная с какого возраста можно выявить нарушения слуха у малыша?
– Сделать это можно с первых дней жизни. Уже в роддоме врач-неонатолог должен выявить факторы риска, позволяющие заподозрить, что у ребенка может быть снижен слух. При наличии хотя бы одного из них, врач при выписке должен порекомендовать родителям как можно раньше пройти специальное обследование.
– Что относится к таким факторам?
– Спектр достаточно широк. К факторам риска относятся:
o инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз)
o токсикозы беременности
o асфиксия новорожденного
o внутричерепная родовая травма
o гипербилирубинемия
o гемолитическая болезнь новорожденных
o масса тела при рождении меньше 1500 г.
o недоношенность
o переношенность
o препараты с ототоксическим действием ( к ним относится ряд антибиотиков и других сильнодействующих средств)
o наследственные заболевания
o патология челюстно-лицевого скелета новорожденных

– Что же нужно делать, если выявлены факторы риска?
– Прежде всего, срочно обратиться в районную поликлинику к участковому отоларингологу, который при помощи специального прибора, звукореактотеста, проверит состояние слуха малыша. Если в ходе проверки подозрение на снижение слуха подтверждается или нет полной уверенности в нормальном слухе малыша, его нужно срочно направить для углубленного обследования в сурдологический центр или кабинет.
– Допустим, при рождении не было выявлено никаких факторов риска. Стоит ли успокаиваться?
– Безусловно, не стоит. Дело в том, что учет факторов риска позволяет выявить лишь до 50% детей с нарушениями слуха. Поэтому, даже если все выглядит внешне благополучно, в течение первого года жизни детям стоит как минимум трижды пройти обследование у отоларинголога: в 1, в 4 и в 6 месяцев.
– Что делать, если по каким-то причинам в поликлинике нет необходимого оборудования?
– Да, такое действительно случается, и, увы, нередко. Но, чтобы выявить подозрение на снижение слуха, на самом деле вовсе требуется сложная аппаратура. Мы разработали абсолютно доступный метод, получивший название «гороховых проб» Провести его можно не только в поликлинике, но и в домашних условиях. Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая – нелущенным горохом, вторая – гречкой-ядрицей третья – манкой. Четвертая баночка остается пустой. Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем – с гречкой и последняя – с горохом), а в другой – пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, демонстрируя так называемый «комплекс оживления», заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка, нужна. кстати, именно для того, чтобы исключить ситуация, когда малыша поворачивается просто чтобы рассмотреть новый, незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может определить направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять. Не стоит беспокоиться. если до четырех месяцев малыш не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Также дети этого возраста еще не могут определить направление звука. А вот ребенок старше четырех месяцев уже должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову (или глаза) в сторону источника звука. Хочу обратить особое внимание родителей: не нужно самостоятельно проводить обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что может затруднить дальнейшее обследование.
– Что в поведении малыша должно насторожить родителей?
– Конечно, бесполезно ждать, что новорожденный отреагирует на звук так же, как взрослый. Механизм формирования слуха происходит постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы.
o в первые две-три недели малыш, как правило вздрагивает от громких звуков
o в возрасте 2-3 недель ребенок, услышав достаточно громкий звук на относительно небольшом расстоянии, замирает, перестает двигаться, и, если до этого кричал, замолкает.
o в возрасте 1 месяца малыш должен поворачиваться на звук голоса позади себя
o в возрасте 4 месяцев поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса.
o с 3 до 6 месяцев ребенок реагирует криком на резкие, непривычеые звуки
o в 4-5 месяцев появляется лепет
o к году – первые слова.
При первом же подозрении на снижение слуха, немедленно обращайтесь в сурдологический кабинет.
– Везде ли есть такие кабинеты?
– В настоящее время в стране работает около 200 сурдокабинетов, которые расположены во всех республиканских, краевых, областных центрах, во многих крупных городах.
– Может ли малыш, родившийся здоровым, потерять слух позже?
– Да, конечно. Это может произойти в результате инфекционных заболеваний: паротита, скарлатины, отита, гриппа, менингита, энцефалита. Поэтому я бы рекомендовала через месяц после выздоровления обязательно проверить ребенку слух.
– Вообще, насколько важно регулярно проверять слух?
– Думаю, об этом сами за себя скажут цифры. В ходе Всероссийской диспансеризации было обнаружено, что около 30% детей страдают незначительными нарушениями слуха. Причем самое обидное, что большинство из них были кондуктивными, то есть, поддавались излечению (такие нарушения возникают при хроническом отите, аденоидах, серных пробках, дефектах слуховых раковин, барабанных перепонок). А ведь в результате даже очень слабого нарушения слуха страдает развитие малыша, у него не формируется правильная артикуляция, фонематический слух, он учится зхуже, чем мог бы
– Наталья Дмитриевна. Вы все время говорите, что необходимо выявить нарушения слуха в первые же месяцы жизни. Почему это так важно?
– Независимо от состояния слуха, в первые месяцы жизни все дети в первые четыре месяца жизни проходят одни и те же стадии предречевого развития. В два-два с половиной месяца дети начинают гулить. Эти первые звуки свидетельствуют о том. что малышу хорошо, он доволен, сыт. Постепенно слышащий ребенок начинает искать способ воспроизвести понравившийся звук. Есть такое понятие «заражение звуками»: мама повторяет звук, произнесенный малышом. а он, слушая ее сам повторяет его снова и снова. так постепенно гуление переходит в лепет: осознанное, целенаправленное повторение звуков родного языка. Именно с этого момента пути развития нормально слышащего и глухого ребенка резко расходятся: для неслышащего ребенка звуков не существует, он не может им подражать, и естественный путь развития речи становится невозможен. Если начать занятия в два-три года, как это было принято раньше, щель между малышом и миром слышащих превратится в пропасть, и в течение многих лет придется наводить мосты.
– Страдает ли при нарушении слуха общее развитие ребенка?
– Безусловно, нарушение нормального речевого развития ведет за собой и задержку психологического, интеллектуального эмоционального развития.
– Что же меняется, если выявить нарушения слуха на первом году жизни.?
– Первый год – единственное время. когда можно «попасть» в естественное русло развития ребенка. выявив нарушения слуха в первые месяцы жизни, мы подбираем малышу слуховые аппараты и приступаем к упражнениям. Если удастся перевести гуление в лепет, путь становления речи малыша максимально сблизится с тем, который проходят нормально слышащие дети: на смену звукам придут первые слова, затем – фразы. пусть и несколько позже, чем нормально слышащие дети, малыша со сниженным слухом начнет общаться. Понимать обращенную к нему речь, и когда он подрастет, его речь практически не будет отличаться от речи любого здорового ребенка. У наших детей чистые, звонкие голоса, хорошая артикуляция, а главное, они уверены в себе и не боятся общаться.
– Когда ребенку можно начинать пользоваться слуховыми аппаратами?
– Если нет индивидуальных противопоказаний, мы стараемся подобрать их как можно раньше, уже в первые месяцы жизни. ведь это – залог успешного развития ребенка.
– Как строятся занятия с такими малышами? Их проводят специалисты?
– Нет, первый и главный учитель малыша – это его мама. без кропотливой, повседневной, самоотверженной работы родителей обучение невозможно. Специалист-сурдолог лишь направляет работу родителей, времени от времени контролирует достижения малыша.
– Что самое главное на первому году жизни?
– Самое главное – научиться понимать, чего хочет малыш и сразу же откликаться на его зов. чтобы он понял, что с помощи голоса можно установить контакт с окружающим миром. Если контакт состоялся, вы сможете научить малыша чему угодно.
– Как строятся занятия с малышом после года?
– Для таких детей при специальных детских садах организуются группы кратковременного пребывания. Здесь проводятся индивидуальные занятия с малышом и занятия в малых группах по два-три человека. куда подбирают детей примерно одного возраста. Плюс таких групп в том, что малыша можно приводить сюда и каждый день, и раз в неделю. в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, желания и возможностей родителей.
– Сколько может стоит обучение в такой группе?
– Все занятия – абсолютно бесплатны, поскольку существует федеральная программа реабилитации детей с нарушениями слуха.
– И вот, малыш подрос, научился разговаривать. рассуждать, думать… Куда отдать ребенка дальше? В обычный садик или специализированный? или лучше воспитывать его дома?
– В каждом случае следует решать это индивидуально, учитывая все «плюсы» и «минусы» массового и специализированного сада. Дело в том. что, как бы ни велики были успехи малыша в освоении речи, он не станет лучше слышать. Но если по состоянию слуха малыш остается глухим, по уровню развития он уже значительно обогнал своих глухих сверстников: овладел речью, научился читать и писать. Идеальной формой могли бы стать интегрированные группы, где на восемь слышащих детей приходится 3-4 неслышащих. В таких группах, помимо воспитателя работает психолог и сурдолог. С одной стороны, неслышащий малыш учится жить в мире слышащих. с другой – получает квалифицированную помощь. Такие группы начинают сейчас появляться, хотя пока их крайне мало.
– Что бы вы порекомендовали нашим читателям?
- Прежде всего, помнить, что даже самый пессимистичный диагноз лучше неведения. Поэтому, если вам кажется. что с вашим малышом что-то не так. не отмахивайтесь от своих подозрений, а немедленно обращайтесь за помощью. А потом – запаситесь терпением и мужеством и приготовьтесь к многолетнему кропотливому труду. Он непременно приведет вас к успеху, подарит вашему ребенку радость полноценного общения.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи