Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 10 (октябрь) 2004 г.

Коварство комфорта

Один из важных критериев, по которому оценивают новорожденного, его физиологическая зрелость, готовность к переходу в новые условия жизни (оценивается сердцебиение, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы малыша). Зрелым или незрелым родился ребенок – это лишь первая ступенька на пути к здоровью и успешному развитию малыша.

«Первый год – начало всему, год «запуска» здоровья, силы и способностей ребенка» – написал Борис Павлович Никитин, педагог, отец-профессионал. Даже физиологическую незрелость, с которой рождаются некоторые малыши, в первый год можно полностью компенсировать, как и наоборот, неверным обращением с ребенком можно ее не только усугубить, но даже вызвать.
Именно тогда закладываются основы успешного или неуспешного развития, могут быть сглажены и компенсированы или, наоборот, обострены проблемы внутриутробного развития. Новорожденный может приспособиться практически к любым условиям, чего не скажешь о взрослом человеке. Это же можно сказать и о развитии других способностей человека: чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности. Значит, не используя первые дни и первый год для развития адаптивных механизмов и способностей к обучению, мы теряем эти возможности почти безвозвратно.
И если даже родившийся ослабленным, незрелым, ребенок легче всего может наверстать упущенное, догнать сверстников именно в первый год, что говорить о сильном ребенке. Главное – не навредить.
Какие же условия нужны для того, чтобы первый год стал залогом будущего успеха? И что, наоборот, может помешать успешному старту?
На первый взгляд, кажется, что лучшее, что можно сделать, это создать малышу максимально комфортные условия, защитить почти как в утробе матери, устроить для него райскую жизнь, ведь он еще такой крохотный и беспомощный: согреть, как следует накормить (чтобы рос поскорее), бережно  положить в кроватку и лишний раз не выпускать из нее, ведь мир полон опасностей: упадет, поцарапается, грязь в рот возьмет, замерзнет и т. д. Но оказывается, не отсутствие комфортных условий, нестерильный пол и переохлаждение, – совершенно другие опасности подстерегают маленького ребенка.

Перегревание
«Перекутывание и высокая температура в комнате, где живет новорожденный, ведет к свертыванию за ненадобностью механизмов терморегулирования и частым простудным заболеваниям». Проще говоря, если у ребенка нет необходимости адаптироваться к окружающей среде, напрягаться, «работать», например, согреваться через движение, тогда врожденный механизм сворачивает свою работу за ненадобностью, а малыш становится чувствительным к любому сквозняку или снижению температуры воздуха.
После рождения ребенок должен попасть в среду, где температура гораздо ниже, чем нужно для комфорта и бездеятельного пребывания, это закаляет и делает детеныша сильнее. Удивительно, но об этом знают даже животные. Ученые Югославии поставили опыт с крысами-самками накануне появления у них потомства. Крыс выпустили в длинный коридор, по сторонам которого находились ячейки, в каждой их которых кондиционеры поддерживали определенную температуру: 0, плюс 5, 10, 15, 20, 25, 30 градусов Цельсия. После свойственной всем крысам первоначальной разведки, они постепенно начали растаскивать кучу тряпок и мешок соломы – готовить для себя гнезда. Самым удивительным было то, что крысы, будто сговорившись, поместились все в комнате с температурой 15 градусов, то есть на целых 20 градусов ниже «комфортной», это при том, что крысята рождаются голенькими. Разница температур тела и окружающей среды является самым ощутимым стимулом мышечной активности малыша. Чем больше эта разница, тем активнее мышечный тонус, обеспечивающий нормальное развитие. Разумеется, разница температур должна быть ограничена рамками физиологического, адаптивного, стресса. Каждая мать, раздев ребенка в комнате, где прохладно, чувствует под рукой напряжение его мышц. Как только напряжение спало, воздушную ванну следует прекратить. Именно тонус мышц регламентирует длительность закаливающих процедур. Поначалу у физиологически незрелого ребенка этот период не превышает 5 – 10 секунд, у зрелого порой достигает 60 секунд.
А вот рекомендации Никитиных по поводу одежды для младенца: «Ребенок бывает голеньким все время, пока не спит или когда мама его кормит. Он свободно шевелит ручками, ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинеют. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптивная реакция малыша к холоду. Радуйтесь родители, если она у него работает, – холодные ножки меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма (определять, замерз ли ребенок, нужно ощупывая не ручки и ножки, а плечо малыша). Засыпать ребенку лучше с теплыми ножками: его можно завернуть или даже согреть ножки своим дыханием и руками. При этом температура в комнате 17-19 градусов, а во время сна под пеленкой 32-34. Нужно завернуть, одеть или согреть малыша в том случае, если он перестал двигаться, расслабился, это значит, он устал!».
Даже слишком теплая вода во время купания может повредить малышу, она снижает мышечный тонус, угнетает механизмы двигательной активности. По мнению Аршавского, температура воды не должна превышать 32 – 34 градусов даже при первых купаниях.
Стерилизация
Стерилизация пищи, питья, посуды, пеленок, игрушек и прочего задерживает естественное развитие и укрепление иммунитета ребенка, приводит к болезненности. Когда ребенок не знаком ни с какими микробами, то даже непатогенные микробы становятся инфекцией, а общая нервозность, страх перед «грязью, микробами», постоянное одергивание подросшего ребенка, снижают сопротивляемость организма в целом. Чистоту, конечно, нужно поддерживать, но не стерильность. Как это не странно, но дети, знакомые с раннего возраста, с «родными микробами» – именно такие они в своем доме – меньше болеют.
Ограничение в движении
Недостаток движения ведет к недоразвитию мышечной системы и вместе с ней к слабости всех внутренних органов и даже к задержке умственного развития. Когда не работают нормально мышцы человека, перестают нормально функционировать и другие системы организма: лимфатическая, нервная, дыхательная, тормозятся все процессы.
О чем речь? Ведь в первые месяцы ребенок очень мало двигается, даже ползать не умеет. Оказывается, в первые недели жизни ребенка основное внимание нужно обращать на его двигательную активность во время сна. В этот период ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный (пусковой механизм) двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате 50 – 60 процентов времени спящий ребенок проводит фактически в движении. Нельзя этому препятствовать, туго заворачивая его. Постепенно время бодрствования увеличивается, а значит, можно заняться с крохой гимнастикой, плаванием, массажем. Почему такое внимание двигательной активности? Оказывается, развитие интеллекта и двигательная активность в первые годы жизни напрямую связаны, нельзя ограничивать малыша в движении, наоборот, если учить ребенка плавать, делать с ним гимнастику, тогда он обгоняет своих сверстников и в интеллектуальном развитии.
Важно только помнить, что вся двигательная активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности. В первые недели жизни такой интерес стимулируют двигательные рефлексы, вызванные раздражением подошв, пяток, пальцев, ладошек. Полезная процедура и массаж ребенка – легкие поглаживания его тельца. Прикосновения, тактильный контакт невероятно важен в первые месяцы (и не только) жизни, чем больше вы держите ребенка на руках, касаетесь его, гладите и укачиваете, тем здоровее, сильнее и успешнее он будет.
Удержитесь от того, чтобы подросшего ребенка оставлять в манеже, постоянно возить в коляске, это оставляет без нагрузки сердце, учит пребывать в безделье, не развивает стопу (она остается плоской), ограничивает свободу ребенка.
Перекармливание
Неужели опасность может таиться в еде? Озабоченные родители считают калории и переживают, когда малыш недоедает свою порцию до конца. Что же в этом плохого? Ведь невозможно перекормить ребенка грудным молоком. Малыш сам контролирует, сколько ему нужно высосать, а молоко максимально соответствует его потребностям. Опасность таится лишь в раннем прикорме (до прорезывания первого зуба), смешанном и искусственном вскармливании, а также кормлении насильно. Вопреки рекламе искусственных смесей, наиболее удобной и безопасной пищей для младенца остается грудное молоко. А страх на тему того, что ребенок недоедает, недополучает приводит к тому, что количество детей с избыточным весом неуклонно возрастает с каждым годом.
Оберегание от опасностей
Так же, как заброшенность, опасен сверхзаботливый уход за ребенком (непрерывные занятия, развлечения, игры), когда у малыша не остается времени для самостоятельной деятельности.
У сверхзаботливости есть и еще одна сторона: желание уберечь от опасностей внешнего мира. «В рот игрушки не давать, на пол не пускать, в гости не ходить – а вдруг заболеет!» Вот что пишет на эту тему Б. П. Никитин: «Ограничивая свободу ребенка и возможности познания мира, оберегая его от всего, мы задерживаем развитие творческой стороны интеллекта. Если вместо знакомства с опасностями, мы ребенка попросту к ним не подпускаем, это ведет к неосторожности ребенка, и в конце концов, увеличивает опасность травматизма. Огромное количество запретов подавляет ребенка, делает его удобным для взрослых, но неразвитым. Важно с первых недель жизни способствовать свободному развитию способностей малыша, помогая ему самостоятельно проявлять свою активность». Например, недостаточно, просто включать ребенку музыку, важно, чтобы он сам попробовал извлекать какие-то звуки (хоть на кастрюле ложкой играть), ведь когда ребенок что-то делает сам, он творец.
Итак, что нужно делать, чтобы «запустить» здоровье и способности ребенка в первый год:
• Одевать малыша легко, очень подойдут воздушные и солнечные ванны, температура воздуха в помещении не должна быть выше 20 градусов;
• Не сдерживать его двигательную активность (это касается и более старшего возраста) ребенка;
• Если даже вы не делаете специальную гимнастику, можно учить ребенка крепко хвататься за протянутые к нему пальцы, выкладывать на животик, класть игрушку перед ним, чтобы тянулся за ней, это упражнение повторяется несколько раз в день;
• Выкладывать с первых месяцев ребенка на пол (на пеленке, покрывале или одеяле), это стимулирует его двигательную активность, позволяет видеть мир в ином ракурсе, к тому же совершенно безопасно – малыш не упадет;
• Закаливать. Подойдут обливания, босые ножки и т. п. Никитины рекомендуют троекратное погружение в холодную воду в первый-второй день после рождения. Это запускает терморегулирующие функции организма;
• Как можно больше брать ребенка на руки, поддерживать постоянно эмоциональный контакт;
• Не ограничивать ребенка в познании мира, знакомить с опасностями, показывать как можно избежать некоторых из них;
• Не перегружать запретами, вы и ребенок должны понимать, почему что-то запрещено;
• Кормить ребенка по требованию (первое прикладывание сразу после рождения), не отнимать от груди как можно дольше, не прикармливать до полугода;
• Создать вокруг ребенка обогащающую, развивающую среду.

Наталья Кулакова
При подготовке материала использованы книги «Искусство быть здоровым», сост. Чайковский, Шенкман, Б. П. Никитин «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней»

Пожаловаться
Рубрика:  Поведение ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи