Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 11 (ноябрь) 2004 г.

Скоро в школу

Наступил сентябрь, опять прозвенел для кого-то первый звонок. Скоро в школу и вашему ребенку, всего через год… И каждому хочется, чтобы его ребёнок был «не хуже других». Вон соседская девочка уже читает, а этот даже буквы учить не хочет, одна беготня да игры на уме! И хотя все точно знают, что в первый класс берут всех, но приёму в школу предшествует собеседование и так хочется, чтобы ребенок преодолел этот свой первый рубеж.

Основная задача родителей перед школой – выработать у ребенка мотивацию к обучению, помочь понять маленькому человечку, что учиться может быть очень интересно и, главное, полезно! Он должен сам захотеть получать знания.
Конечно же, никто не требует от дошкольника непременного умения бегло читать и быстро считать, этому его научат в школе, но кое-что знать ему, всё-таки, надо.
У каждого учителя – свои требования, но все сходятся во мнении, что ребенку будет легче «входить» в мир знаний, если он уже до школы познакомится с буквами (их названием и печатным написанием), звуками, будет уметь соединять их в слоги и односложные слова.
Из элементарных знаний по математике выделяется знание цифр, умение считать по порядку, навык в сравнении большего и меньшего количества предметов, знакомство с плоскими фигурами.
На собеседовании обязательно предлагаются задания на внимание и запоминание (вспомнить, что было нарисовано на картинке, которую ребенок перед этим рассматривал или что на ней неправильно нарисовано). Кроме этого проверяется умение ребенка ориентироваться в пространстве (могут предложить что-либо нарисовать в центре листа или в верхнем левом углу листа, или снизу от уже нарисованного предмета).
Многие родители, не надеясь только на свои силы, записывают детей в различные подготовительные классы. Но, во-первых, не у всех есть такая возможность, а во-вторых, бывает так, что ребенок категорически отказывается ходить на эти занятия по разным причинам. Можно ли полноценно подготовить ребенка к школе своими силами, не прибегая к помощи профессионалов? Без сомнения!
Беседуя с родителями мы не устаем повторять, что наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка. Поэтому, если вы хотите позаниматься со своим малышом сами, проводите такие занятия не более 1-3 раз в неделю, но систематически.
Лучше всего проводить занятия в виде набора различных игр, ведь игра – один из способов познания мира!
Очень важно не подорвать интерес у ребенка к подобным занятиям. Никогда не нужно начинать знакомство с новой темой с трудных заданий. Ведь ваша цель – научить малыша, а не проэкзаменовать его.
Поэтому усложняйте задания постепенно, от занятия к занятию, подбирая каждый раз игры и упражнения, которые малыш может выполнить. Ни в коем случае не поддавайтесь ребёнку, не делайте его победителем в каждом эпизоде. Во время самой игры никогда ребёнка не торопите, пусть он сначала усвоит смысл и правила игры.
Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Многие из предлагаемых нами игр и упражнений будут гораздо увлекательнее, если их выполняют сразу несколько ребят примерно одного возраста и подготовки.
Продолжительность каждого занятия предпочтительно не более 30 минут. За это время дети успевают выполнить 2 – 3 задания. Если предполагается начинать осваивать новое упражнение, то занятие надо начинать именно с него. На следующих двух занятиях это упражнение для закрепления обязательно повторить, а потом предлагать его детям один-два раза в месяц, постепенно усложняя.
К занятиям надо обязательно готовиться, подбирать необходимые упражнения, задачи и игры, причём с запасом. Если новая тема сразу детьми не понята, лучше её оставить и вернуться к ней через пару недель, на такой случай и нужен запас задач. На импровизацию во время занятий надеяться не стоит!
Сейчас, в век бурного развития канцелярской техники, легко подготовить одинаковые задания сразу для большого числа детишек, что позволяет практически не отвлекаться на рисование на доске.
Все развивающие игры, упражнения и задачи можно условно сгруппировать по их назначению, хотя точной границы, естественно, не существует.
Прежде всего, надо вырабатывать умение концентрировать своё внимание. Самое простое упражнение – перерисовать таблицу со знакомыми малышу значками. Таблица выглядит примерно так: (рисунок 1.1). Повторяя упражнение, надо менять число и положение знаков, а также увеличивать количество клеточек в таблице. При кажущейся легкости этого задания, даже старшеклассники умудряются в нем запутаться.
Проще всего организовать игры на развитие памяти с обычными предметами. На стол выкладываются хорошо знакомые всем вещи, например, будильник, книга, шляпа, чашка и кубик. Ребенку даётся некоторое время, чтобы всё это запомнить, затем он отворачивается, и один предмет убирается. Теперь малыш должен постараться вспомнить, что же отсутствует на столе. Для ребятишек трёх-четырёх лет пяти предметов больше, чем достаточно, детям 5-6 лет можно предложить 8 и более предметов.
На «вступительных экзаменах» детишкам нередко предлагаются логические задачки, чаще всего такие, что получили у нас на занятиях название «третий лишний». Ребёнку даётся набор слов и предлагается определить, какое из них лишнее.
Например, в наборе слов КОЗА, КОРОВА, КУРИЦА, ЛОСЬ, лишней может оказаться как КУРИЦА (птица среди рогатых животных), так и ЛОСЬ (дикое животное среди домашних).
Для знакомства с буквами и цифрами тоже можно использовать игры. Один из вариантов такой игры мы назвали «Слово в слове». Ребенку предлагается найди слова, в которых содержится слово ОСА. Например, если в слове РОСА зачеркнуть букву Р – РОСА, то останется слово ОСА. Если в слове СОДА зачеркнуть букву Д – СОДА, то оставшиеся буквы С, О и А слово ОСА не образуют, так как расположены в другом порядке. Один из возможных наборов слов:
ОСАДА КОСА ПОСОХ ДОСКА СОКОЛ СОСНА СТОГ КОЛБАСА
Для успешного выполнения этого упражнения вовсе не обязательно знать грамоту, ребенок просто сравнивает изображение букв в ключевом слове «ОСА» с изображением букв в предложенном наборе слов, и при этом незаметно для себя учится читать. Естественно, это не единственный случай, когда какое-нибудь слово содержится в других словах и не единственная игра, подходящая для первого знакомства с алфавитом.
Знакомить малыша с цифрами можно при помощи обычного лото, Каждому участнику игры выдаётся таблица с цифрами.
В таблице некоторые цифры могут повторяться, а могут и отсутствовать. Кроме того, готовятся квадратики по размеру ячеек в таблице, на них также написаны цифры. Ведущий наугад достаёт один из квадратиков и объявляет изображенную на нём цифру. Тот из детишек, кто первым находит эту цифру у себя на карточке, получает квадратик и закрывает им соответствующую цифру. Побеждает тот, кто первым закроет все цифры на своей карточке. Другие разновидности этой игры помогают осваивать начала арифметики и устный счёт.
Для развития навыков устного счета поможет такая игра:
Берётся обыкновенный игральный кубик, на гранях которого нанесены числа или точки от 1 до 6. Такой кубик легко сделать самим из обычного детского кубика, лучше пластмассового, написав на его гранях или наклеив на них соответствующие числа. Каждый кидает на стол кубик три раза подряд. Подсчитывается сумма очков на верхней грани. У кого набранных очков окажется больше, тот и победил.
Надо, чтобы ребёнок сам подсчитывал очки, как свои, так и ваши, и сам определял победителя. Очевидно, что 3 броска – это условность. Можно подсчитывать сумму и 4, и 5, и 6 бросков. Дело вкуса. Просто три броска представляются оптимальным числом.
Желательно, чтобы у ребёнка с детства выработался хороший почерк. Чем же определяется понятие «хороший почерк»? Во-первых, человек должен сам понимать, что он, собственно, написал. Во-вторых, другие тоже должны понимать, что он написал, и желательно без особых усилий. Основы почерка легче всего заложить в детстве, не дожидаясь начала освоения грамоты.
Кроме плохого, небрежного почерка у детей могут быть и другие трудности в написании цифр и букв: отсутствие связных движений при письме, неустойчивость графических форм (по высоте, ширине, наклону цифр и букв), либо слишком большое напряжение руки при письме, либо слишком слабый нажим…
Все эти проблемы отмечаются у детей при недостатке развития тонкой моторики кисти и пальцев руки (микромоторики), а также при несформированности зрительно-двигательной координации. Без сомнения, многие родители хотят помочь своим детям в преодолении трудностей, которые испытывают ребятишки разного возраста, особенно дошкольники и младшие школьники.
Мы предложим в дальнейшем упражнения-игры, позволяющие научить детей достаточно чётко проводить прямые и кривые линии. При этом, подбирая эти упражнения, мы стремились к тому, чтобы аккуратно проведённая линия была не целью, а средством выполнения задания.
Очень понравилось детям проводить различные линии внутри обозначенных границ так, чтобы не задеть эти границы. Самое простое задание – провести линию между двумя параллельными прямыми. От занятия к занятию расстояние между прямыми уменьшалось. Потом параллельные прямые заменялись плавно изогнутыми линиями и линиями с углами. Само по себе это занятие трудно назвать весёлым, но дети, в какой-то момент, придумали ставить рекорды, общие и личные, и дело пошло намного интереснее.
Прощаясь, уважаемые родители, хочется еще раз подчеркнуть, что наиболее эффективной для ребенка является эмоционально приятная деятельность. Поэтому занятия должны всегда проводиться в доброжелательной обстановке. Играя с ребенком, необязательно быть только «ведущим» или «учителем», а лучше – равным партнером по игре.
Желаем Вам успехов!
 
Дружинин Б.Л. и Куминова И.И.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи