Из журнала пользователя Здоровье школьника
Доступно: Для всех
За партой

Десять шагов к письму

«Пиши ровно! Старайся! Грязно!» – мало найдется счастливчиков, чьи тетради в начальных классах не пестрели бы подобными учительскими ремарками. Однако обычно первоклашка с трудом понимает, что конкретно нужно сделать, чтобы учительница была довольна, да и родители чаще всего недоумевают, как же помочь малышу освоить пропись. В итоге нередко дело сводится к окрикам, слезам и скандалам, а почерк у ребенка так и остается неважным.
Но неужели человечество до сих пор не придумало, как сделать процесс обучения письму менее мучительным и более эффективным? Конечно, такой способ есть.
Весь секрет в том, чтобы правильно организовать процесс подготовки к письму. «Осваивая с ребенком необходимые для письма движения и навыки, необходимо соблюдать определенную последовательность, – говорит наш постоянный собеседник, Марьяна Михайловна Безруких, академик РАО, доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии РАО. – Для этого мы разработали специальную систему упражнений, разбитую на десять этапов или шагов». В этом случае у будущего первоклашки мягко формируются необходимые для письма навыки и, придя в школу, он без особых проблем осваивает прописи. Остановимся на каждом шаге подробнее.
1. Как сидеть?
Еще до того, как ребенок начнет осваивать письмо, необходимо приучить его правильно сидеть. Конечно, писать можно и в не очень удобной позе, но, не говоря уже о том, что это вредит зрению и осанке, в этом случае будут неправильно формироваться движения, необходимые для письма, и быстро ребенок не научится.
Исправить же неправильную позу после того, как малыш к ней привык, не просто трудно, а практически невозможно.
Поэтому необходимо сразу же приучить дошкольника соблюдать несколько несложных правил:
• сидеть прямо;
• опираться на спинку стула;
• не опираться грудью на стол;
• ноги держать прямо, с упором на пол или подставку (если ножки стула слишком высоки);
• туловище и голову держать ровно;
• обе руки – на столе, при этом локти
• выступают за край стола;
• свет при работе падает слева (у левшей – справа).
2. Как держать тетрадь и ручку?
От положения тетради и ручки зависит не только почерк, но и осанка. Поэтому, пока этот этап не будет прочно освоен, переходить к следующему не рекомендуется.
Следует учитывать, что праворукие и леворукие дети должны держать и тетрадь, и ручку по-разному.
Праворукий ребенок:
• Тетрадь должна быть чуть наклонена вправо, чтобы ее нижний левый край находился на уровне середины груди. Такое положение тетради позволяет свободнее передвигать руку по строке.
• Левая рука поддерживает тетрадь сначала снизу, а когда страница заполняется – сверху.
• Ручка лежит на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой – с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты. Указательный палец не должен прогибаться. Рука во время письма опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – 2 см.
Леворукий ребенок:
• Тетрадь сдвинута к левой руке и наклонена вправо.
• Ручка берется чуть выше (3–4 см от кончика стержня). Указательный палец практически не прогибается. Ручка лежит более плоско вдоль большого пальца. Угол между ручкой и кистью практически отсутствует.
3. Как рисовать прямые линии?
В 5–6 лет, когда начинается подготовка к письму, у детей еще не сформированы понятия «верх» и «низ», «правая и левая сторона», «середина». Очень часто, даже придя в первый класс, они просто не понимают, что имеет в виду учитель, говоря, к примеру: «Закругляем вниз налево».
• Сначала ребенок должен освоить понятия «верх», «низ», «право», «лево», «середина» в игре, без графических движений.
• Когда он поймет, что от него требуется, предложите ему соединять точки по стрелочкам в заданном направлении: «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
• Необходимо добиться, чтобы движение действительно начиналось и заканчивалось в заданной точке.
• Дошкольник должен научиться различать, понимать и чувствовать, что его рука действительно может свободно двигаться в разных направлениях.
4. Как рисовать параллельные линии?
Непараллельность штрихов – наиболее частое нарушение почерка, причем обычно дети не понимают, почему они пишут некрасиво, а взрослые не могут им этого объяснить. Добиваться параллельности при помощи трафаретов и косых линеек бессмысленно – при переходе на письмо без разлиновки надо будет осваивать навык заново. Лучше отработать его на дописьменном этапе.
• Объясните ребенку, что такое параллельные линии. Самое простое определение – ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга.
• Объясните и покажите, что все вертикальные и косые штрихи пишутся только сверху вниз, а горизонтальные – только слева направо.
• Самый эффективный способ тренировки – штриховка. Внимание! Для работы подбирайте небольшие картинки, чтобы штрих не был очень длинным. Важно не много штриховать, а делать все правильно.
5. Учимся рисовать полуовалы
Полуовалы – составная часть как печатных, так и строчных букв.
Рисовать эти элементы для ребенка
довольно сложно. Необходимо учитывать:
• ориентировку в пространстве;
• соотношение высоты и ширины.
При выполнении этих фигур необходимо обращать внимание на положение руки: кисть должна опираться только
на мизинец.
6. Учимся рисовать круги и овалы
Чтобы круг или овал не превратились
в каракули, необходимо выдержать четкую траекторию движения, что для ребенка
6–7 лет достаточно сложно.
• Для отработки навыка полезно «раскручивать» и «закручивать» спирали.
• Чтобы увидеть и четко понять различие между кругами и овалами, полезно срисовывать эти фигуры не по отдельности, а рядом, и сравнивать.
7. Рисуем зигзаги и прямые
Нередко ребенок неплохо осваивает написание отдельных букв, но при попытке написать слово первые несколько букв пишутся правильно, а следующие становятся меньше, меняется наклон, пропорции. Это происходит из-за того, что ребенок не умеет передвигать руку по строке, напрягает ее, жестко опирается на мизинец и всю руку.
Чтобы этого не произошло, нужно
на предварительном этапе научить свободно передвигать руку по строке.
• Выбираем крупные графические элементы: «волны», облака», «дороги с горками».
• Сначала пробуем «проехать по широкой дороге», потом – «по узкой тропинке».
• Начинаем с пунктирных линий, а когда они начнут получаться, можно научить ребенка выполнять сплошные линии,
не отрывая руки.
8. Различаем и пишем элементы печатных букв
Знакомство с алфавитом рекомендуется совмещать с анализом элементов букв
и их сочетаний, конструированием букв
из спичек и других материалов.
На этом этапе ребенку необходимо понять, что такое рабочая строка, ее нижняя и верхняя граница, срединная линия. Написать даже самые простые и хорошо отработанные элементы печатных букв в рабочей строке – новая и далеко не простая задача для 6–7-летнего ребенка.
В ходе этой работы дети осознают, что «палочки» и «кружочки», которые они пишут, – это элементы букв. Освоив анализ и конструирование печатных букв, способ их расположения на строке, ребенок легко учится делать то же самое с письменными.
9. Учимся писать печатные буквы
Когда восьмой шаг освоен, ребенку обычно бывает несложно научиться писать печатные буквы в строке.
Чтобы закрепить зрительный образ буквы и избежать механического копирования, полезно выполнять задания типа «допиши букву». Точки начала движения и стрелочки помогают сформировать правильную траекторию движений при письме.
Кроме того, при выполнении таких заданий:
• закрепляется зрительный образ буквы;
• совершенствуется система двигательных координаций;
• отрабатывается умение четко следовать инструкции, определять последовательность действий.
10. Пишем элементы письменных букв
Фактически, девятый шаг завершает дошкольный этап подготовки к письму. К следующему, десятому шагу рекомендуется переходить только в школе. Он строится так же, как и предыдущие: на основе осознанного выполнения графических движений, дальнейшего совершенствования зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, способности к анализу и синтезу, произвольной регуляции внимания и организации деятельности.
Но это уже тема отдельного разговора.

Эксперт: Марьяна Безруких.
Записала Ася Штейн.
www.za-partoi.ru

Пожаловаться
Рубрика:  Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи