Из журнала пользователя Группа компаний «СвитЧайлд»
Доступно: Для всех

Ребенок будет жить с суррогатной матерью: Конституционный Суд отклонил жалобу генетических родителей.

Конституционный Суд РФ принял решение отказать генетическим родителям ребенка в рассмотрении жалобы о неконституционности положений Семейного кодекса РФ и ФЗ «Об актах гражданского состояния», которые определяют порядок регистрации детей, родившихся по программам суррогатного материнства. Таким образом, высший судебный орган России поставил точку в более чем 2-х летнем конфликте, фактически оставив в силе решение судов более низкой инстанции о законности регистрации в качестве родителей ребенка суррогатной матери и ее бывшего мужа.

Данная история долгое время привлекала внимание широкой общественности. Напомним, что в начале 2010 г. жительница Ульяновской обл. Зинаида Р. заключила договор с генетическими родителями, согласно которому обязалась выносить ребенка генетических родителей, родить его и передать отцу и матери. Однако вскоре между сторонами возник конфликт, в результате которого 15 июня 2010 г. она забрала из клиники свое заявление на участие в программе суррогатного материнства. 4 ноября 2010 года Р. родила мальчика, а 14 декабря 2010 года по ее заявлению органами ЗАГС была произведена запись о рождении ребенка, матерью которого записана Р., а отцом – ее бывший супруг. При этом работники ЗАГС руководствовались п. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ, согласно которому «лица, … давшие свое согласие… на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)».

Отец и мать ребенка обратились в суд с иском, конечной целью которого являлись аннулирование сделанной записи о рождении ребенка и их регистрация в качестве отца и матери новорожденного. Однако суды различных инстанций отказали в удовлетворении требований родителей; основанием для отказа явилась вышеупомянутая статья Семейного Кодекса, а также  п. 5 статьи 16 Федерального закона № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», который подтверждает необходимость письменного согласия суррогатной матери. Тогда генетические родители обратились с жалобой в Конституционный Суд РФ; по мнению заявителей, положения пункта 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» противоречат статьям 19 и 38 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

В решении КС об отказе в рассмотрении жалобы говорится: «оспариваемые заявителями законоположения их конституционные права в указанном ими аспекте не нарушают, а потому их жалоба, как не отвечающая требованиям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации … не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению». Таким образом, Конституционный Суд фактически подтвердил позицию законодателей, предусматривающую первичные права на ребенка за суррогатной матерью.

Однако не все члены Конституционного Суда согласились с этим решением. В частности, судья С.Д. Князев, голосовавший против отказа в рассмотрении, счел нужным выразить письменное частное мнение, в котором, в частности, говорит:«закрепляя исключительную прерогативу суррогатной матери в разрешении вопроса о наделении генетических (биологических) родителей материнскими и отцовскими правами, законодатель остается безучастным к интересам лиц, чьи половые клетки использовались для оплодотворения женщины, вынашивающей плод. Тем самым создается легальная почва для нарушения баланса конституционных ценностей и умаления прав и законных интересов не только генетических родителей, но и ребенка, рожденного в результате применения соответствующей вспомогательной репродуктивной технологии».

Группа компаний Свитчайлд поддерживает мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации С.Д.Князева по данному вопросу. Напоминаем, что при разработке проекта ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» по инициативе наших специалистов в законопроект было внесено положение, согласно которому суррогатная мать должна была давать согласие на запись генетических родителей в качестве отца и матери в момент вступления в программу суррогатного материнства, а не после рождения ребенка. Однако в окончательной формулировке российского ФЗ 323-ФЗ данное предложение места не нашло. Подобная норма, не затрагивая основные нормативные акты РФ, тем не менее полностью исключила бы возможные конфликтные ситуации в сфере определения прав на ребенка.

Пожаловаться
Рубрика:  Социальное обеспечение
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи