Всё важное о прикорме на основе рекомендаций АКЕВ (ассоциации консультантов по естественному вскармливанию)

Признаки готовности ребёнка к введению прикорма

1. Физическая зрелость

— удвоение веса при рождении

— ребёнок учащает прикладывания к груди

— может движениями или звуками попросить еду, показать, что именно хочет

— может захватить еду руками, донести до рта, захватить языком и продвинуть вглубь рта, прожевать дёснами (не выталкивая языком, не давясь и не испытывая позывов к рвоте), проглотить или выплюнуть, если не понравилось

— может захватывать рукой ложку, удерживать её и подносить ко рту

— может сидеть при минимальной помощи извне и поддерживать тело вертикально

2. Устойчивый пищевой интерес (не успокаивается, если вместо еды предложить поиграть со столовыми приборами или игрушками, вынести из кухни, предложить грудь и подобное поведение становится систематическим, а не разовым)

Лучше повременить с прикормом, если после какого-то продукта у ребёнка появились аллергические реакции, запор, понос, срыгивания, пока эти симптомы не пройдут. Затем повторять попытки с интервалом не чаще раз в неделю.

Самые важные принципы введения прикорма

1. ГВ должно оставаться в прежнем объёме (до приёма пищи, во время него или сразу после — чтобы «запить» новые вкусовые ощущения)

2. Прикорм состоит из продуктов рациона мамы

3. Сразу же приучать есть самостоятельно, при этом следить за поддержанием чистоты вокруг малыша, подсказывать правильные движения, держа у себя на коленях

4. Грудное молоко (при его достаточности и хорошей прибавки в весе) должно оставаться основным питанием до года (прикорм составляет только 25 % от общего рациона), потому что ни один продукт по своей биологической доступности (усваиваемости детским кишечником) и питательной ценности не может сравниться с ценностью грудного молока. Например, железо в грудном молоке усваивается детским кишечником на 50%, а железо в овощах и зерновых продуктах – всего на 4-5%.

Если же молока недостаточно, то нужно постараться увеличить его количество, можно обратиться к консультанту по ГВ, а если не получится, то, по крайней мере, до 6-ти месяцев в качестве докорма вводить не прикорм, а молочную смесь.

Чтобы кормление грудью продолжалось и после года, прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо него.

Если ребёнку уже около года, а прикорм он ест мало – это не повод для отмены ГВ, т.к. стимулом попробовать пищу с общего стола для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться.

Важные моменты о прикорме (о сроках введения, цели и видах)

1. Раньше прикорм вводили рано, т.к. в 50-60х годах было широко распространено ИВ в связи с ранним выходом матерей на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребёнка в витаминах. Ранний прикорм способствовал тому, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребёнок был полностью переведён на «взрослую» пищу.

Сейчас рекомендовано вводить прикорм не ранее 6 мес и основной смысл прикорма — чтобы у ребёнка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола. Сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у него был аппетит и интерес к еде. Поэтому не надо его накармливать любой ценой, когда он этого не хочет. И нельзя ругать малыша, если он с чем-то не справился или от чего-то отказывается, потому что пища должна быть источником положительных эмоций.
Также, нежелательно торопиться слишком рано вводить прикорм (до 6 мес), ещё и потому, что кишечник ребёнка до 6 мес развит недостаточно для полноценного усвоения взрослой пищи, поэтому возникает риск недостаточности питания

2. Когда ребёнок 4-6 месяцев пристально вглядывается, как взрослые жуют и глотают пищу, тянется к ним в рот, стремится сам повторить это, тянет ложку в рот, опрокидывает чашку, грызёт салфетку, это всего лишь подражательное поведение, а не демонстрация голода и готовности к введению прикорма.

3. Сок не является продуктом первого прикорма. Во-первых, тот объём сока, который ребёнок может употребить физически, не даёт ребёнку необходимого количества энергии, возникает риск недоедания. Во-вторых, раньше соки рекомендовались для восполнения недостатка витаминов в смесях, потому что предполагалось, что мать уже не кормит грудью из-за раннего выхода на работу. Раннее введение соков вытесняет гораздо более полезную для ребёнка пищу. В-третьих, содержащиеся в соках кислоты агрессивны (во фруктах эти кислоты смягчает клетчатка).

4. Детские консервы разработаны для детей, находящихся на ИВ, т.к. они в отличие от грудничков не способны усваивать обычную еду. Груднички могут сразу переходить на обычные свежеприготовленные продукты.

Советы на этапе начала знакомства со взрослой пищей

1. Позволить ребёнку наблюдать за приготовлением пищи на кухне.

2. Брать его с собой за стол во время собственного приёма пищи, чтобы вызвать его интерес к еде (он должен видеть, что члены его семьи едят с аппетитом), и чтобы он составил представление о правилах поведения за столом (как сидеть, держать ложку, жевать и проглатывать продукты, вытираться салфеткой, не разговаривать и не отвлекаться от еды, не лезть в тарелку к соседу)

3. Давать со стола в руки ложки, блюдца, тряпичные салфетки, кружки (ребёнок изучает их свойства: как они стучат, пахнут, можно ли поместить их на язык), а когда заскучает на ручках – дать игрушку, спустить рядом на пол, дать поэкспериментировать с другими предметами кухонного обихода (кастрюли, половники и т.п.)

С чего начинать прикорм

С каши или овощей, т.к. в них содержатся железо и цинк в легко усвояемых формах (именно этих веществ начинает не хватать ребенку после 6 мес). Если плохо набирает вес или жидкий стул – лучше с каш (рис, гречка и кукуруза), если чаще крепит — с овощей (кабачок, цветная капуста, морковь). Для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые каши можно измельчить блендером.

Второй прикорм вводится параллельно с первым через месяц.

Примерные этапы прикорма

Если ребёнок просит дать ему еду с общего стола, мама кладёт на свою тарелку немного еды, предназначенной для ребёнка (отложенной на стадии готовки — без специй, молока и т.п.) и даёт 1-2 чл. Если просит ещё – на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если морщится и выплёвывает – не настаивать и не ругать, иначе это сформирует негативное отношение к еде. Просто предложить в другой раз другую пищу, а через некоторое время — предложить то же самое. Чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8–10 раз.
6-7 месяцев Основная цель — попробовать вкус другой пищи и научиться есть с ложки (снимать губами пищу с ложки и перемещать её внутри рта, если пища вываливаться из ротика – это еще не значит, что еда ребёнку не нравится).

Предлагается всего 1-2 ч.л. за раз 1-2 раза в день. Кормление грудью продолжается по требованию.
Пища – размятые продукты из одного ингредиента, без сахара и соли (овощное пюре, размятый рис, мягкая густая каша). Для лучшего усвоения можно добавить сцеженное грудное молоко. 7-8 месяцев Когда ребёнок сидит без поддержки и может переносить ложку из одной руки в другую, можно давать более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса.

Предлагается всего 1-2 ч.л. за раз 2-3 раза в день. Чтобы не уменьшилось грудное молоко, лучше предлагать только после кормления грудью.
Пища – бобовые, овощи, фрукты, зерновые продукты (без сахара и соли).

8-10 месяцев
Предлагается 3-4 раза в день. Пища – бобовые, кефир, овощи и всё, что ребёнок может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию.

Параллельно с едой предлагается питьё из чашки: вода, компот или кисломолочные продукты (если ребёнок отказывается пить – ничего страшного, грудное молоко по-прежнему удовлетворяет жажду ребёнка, мамино дело – предложить, но не настаивать).

10-12 месяцев
Три основных приема пищи чередуются с двумя лёгкими закусками. 1 год

Обычная пища с семейного стола, без специально приготовленных блюд, по-прежнему не рекомендуется добавлять соль.

Продукты, которые долго нельзя давать детям

1. Кофе, чай (препятствуют усвоению железа, до 2-х лет не рекомендуется вообще, а после – не давать во время еды, чтобы не мешать усвоению железа)

2. Травяные чаи (младенцы менее защищены от их фармакологических эффектов, большинство травяных чаев, в частности, популярный чай из ромашки, также препятствуют усвоению железа)

3. Молоко с низким содержанием жира (до 2-х лет, т.к. из-за низкой пищевой ценности малыш недополучает энергии)

4. Мёд (до 3-х лет, т.к. мёд часто содержит бактерии, вызывающие острые кишечные инфекции, а в детском ЖКТ ещё недостаточно кислоты для их уничтожения)

5. Грибы (до 3-х лет, т.к. тяжелый для усвоения белок часто вызывает расстройства пищеварения)

А это просто мега-полезный пост о том, почему нельзя заставлять ребёнка есть!

https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/82638515/


Всё важное о прикорме на основе рекомендаций АКЕВ


Анна
Анна
Челябинск
2995313
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Дарья
Дарья
Думаю
6 лет
Хабаровск

Полностью поддерживаю статью.

Пожаловаться
Белая
Белая
Самара

Спасибо

Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар
Читала-читала и то спутала простой интерес с пищевым))) В 7 мес начала прикорм, подумав что вот он — интерес. Но реально ничем не унять стало в 10 мес. или еда или крик бесконечный!



Пожаловаться
Mammmy
Mammmy

Полностью поддерживаю автора статьи! 🐰 Прикорм надо вводить, когда у ребеночка выработался явный пищевой интерес. В свое время советовалась с консультантом по прикорму, очень рекомендую. Сейчас, кстати, много появилось консультантов по грудному вскармливанию, прикорму (даже естественной гигиене), что очень радует. К сожалению, педиатры часто дают советы по прикорму, которые противоречат естеству грудного вскармливания.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Заметила, что сейчас грудное вскармливание врачами (не только педиатрами, но и стоматологами и даже гинекологами) воспринимается чуть ли не как преступление против ребёнка

Пожаловаться
Mammmy
Mammmy
Анна 

Это стереотипы советского периода, плотно укоренившиеся в умах. Когда научно обосновывали весь этот бред, чтобы женщина быстрее «встала в строй»

Пожаловаться
Glert
Glert
Челябинск
Очень полезная статья, в закладки.
Пожаловаться
Екатерина Кривенко
Екатерина Кривенко
Таганрог

вот эту статью надо МНОГИМ показывать!!! хоть бери распечатывай и носи с собой!!! а то столько «грамотных» советчиков!!!

Пожаловаться
Daniel
Daniel
Барановичи

?