Сообщество закрыто

Страшный Суд: бояться или радоваться?

Оксана Головко

Каким будет Страшный Суд? В  Евангелии от  Матфея мы  читаем, что Господь будет спрашивать с  людей по  делам милосердия. Для чего  же тогда ходить в  храм, приступать к  Таинствам?

С  другой стороны, как быть с  атеистами, людьми, исповедующими  другую веру: неужели у  них нет шансов на  спасение?

Сегодня люди чаще ждут Второе пришествие не  как встречу со  Христом, а  именно  — как Страшный Суд, который связан с  описаниями ужасных событий конца света: атомная война, горящие серные реки, землетрясения, эпидемии. Почему страх вытеснил радость Встречи?

На  эти вопросы отвечают священники.

Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции

Когда страшно без кинематографических ужасов

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радиостанции «Град Петров»

Протоиерей Александр Степанов

Для христиан первых веков окончание земной истории воспринималось, прежде всего, как торжество Церкви.

Они ждали и  чаяли этого момента, потому что жили в  предельном напряжении своих духовных сил, в  любой момент готовы были к  встрече с  Богом.

В  этом контексте и  надо воспринимать заключительную книгу Нового Завета «Апокалипсис»— Откровение Иоанна Богослова. Она  — о  торжестве Церкви. Да, будут катаклизмы, испытания, многое из  этого уже происходило, когда книга писалась: христиан гнали, преследовали, уничтожали. Но  в  этом и  смысл, указанный Самим Христом: «Претерпевший  же до  конца спасется» (Мф. 10.22).(...)

Если этот опыт радости жизни с  Богом человек не  пережил, то  тогда текст Откровения превращается в  триллер про грядущие ужасы. Если не  видишь света в  конце тоннеля  — впереди только мрак. Сегодня многие ищут в  Церкви убежище от  житейских бурь и  потрясений, а  заодно и  гарантию здоровья и  успеха в  личной жизни. «Если я  в  Церкви, все плохое меня обойдет стороной, все хорошее непременно случится».

В  такой перспективе Апокалипсис с  его грозными пророчествами и  обличениями становится крайне неприятной книгой. Войны, голод, горящие моря, ниспадающие звезды, моровые язвы… И  приметы этого мы  видим. Ничего, кроме страха перед утратой благополучия, здоровья и  жизни, у  человека в  этом случае не  остается. Мне кажется, Слова Христа о  том, что Он  нам не  обещает житейских благ и  предупреждает о  возможных неприятностях, ожидающих Его Самого и  его последователей, сегодня не  слишком популярны.

Христиане потеряли смысл того, что значит «быть христианином». А  этот смысл заключается в  следовании за  Христом во  всем и  готовности претерпеть вместе с  Ним даже до  смерти, как читаем мы  при Крещении: «Если  же мы  умерли со  Христом, то  веруем, что и  жить будем с  Ним» (Рим.6,8). Ради этого мы  и  крестимся, становимся христианами. Это нас наполняет радостью, мы  знаем, что итог всего  — хороший.

Страдания или любовь?

(...)

Конечно, смысл христианской жизни не  исчерпывается безропотным перенесением скорбей в  ожидании будущей награды. Как ни  странно, именно Евангелие о  Страшном Суде рисует нам позитивную программу жизни христианина.

Страшный Суд описан в  Евангелии от  Матфея, гл.  25, 31–46. И  вот здесь по-настоящему страшно, безо всяких кинематографических ужасов. Страшно своей очевидностью  — насколько мы  далеки от  того, чтобы стать по  правую руку Господа.

Поэтому, пока мы  живы, пока мы  действуем, нужно постараться в  себе, в  своей жизни что-то изменить. Ведь единственное, что нас оправдывает на  Божием Суде  — это, в  конце концов,любовь.

Если мы  научились любить, т. е. не  угождать себе, а  служить ближнему, мы  достигаем цели, становимся христианами, наследуем жизнь вечную. Если не  научились, то  — нет. Апостол Павел прямо говорит в  13 гл.  1Кор., что каких  бы подвигов мы  не  совершали, каких высот созерцания  бы ни  достигли, какую  бы веру ни  имели, каких чудес  бы ни  сотворили, без любви мы  — ничто в  глазах Божиих.

Евангелие о  Страшном Суде открывает нам тайну, как научиться любить: не  упускай случая послужить ближнему. Накорми голодного, дай напиться жаждущему, одень раздетого, дай кров бездомному — т. е., вообще, откликайся на  нужду окружающих тебя людей. И  радость настигнет тебя сразу, не  надо ждать конца света.

Для чего  — Церковь, молитвы, заповеди, если мы  оправдываемся Богом за  добрые дела?

Мы  хорошо знаем, что наши силы очень ограничены: мы  можем напрячься на  какое-то время, постараться быть «хорошими», но  быстро слабеем, охладеваем. Нам нужна помощь Божия для постоянства в  доброделании. Поэтому мы  молимся, прибегаем к  церковным Таинствам и  через них получаем духовное подкрепление. (...)

Следуя путем служения ближнему, мы  возрастаем в  любви и  достигаем главной цели христианской жизни  — становимся новым человеком, формируем себя для Царства Божьего.

Ждать Христа, а  не  антихриста…

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в  Хохлах

Вопрос о  том, что возможна ситуация, в  которой одни спасутся, а  другие не  спасутся по  признаку принадлежности (или не  принадлежности) к  истинной Церкви, вообще не  ставится в  Евангелии.

Вспомним слова апостола Петра, что будет «время начаться судус  дома Божия» (1Пет.4:17).

Посему мы  понимаем, что разговор идет(...) о  тех, кто принадлежит, участвует, исполняет. То  есть является частью организма Церкви.

В  итоге с  нас снимается проблема как таковая: нам уже без надобности думать, что будет с  теми, кто Церкви не  принадлежит. Значит, вопрос: спасутся  ли крещеные, спасутся  ли некрещеные, католики, протестанты, мусульмане, язычники, неверующие?… — бессмысленный и  праздный. Вопрос о  спасении имеет право на  существование только в  контексте, насколько этот суд имеет отношение лично ко  мне. И  когда он  ставится подобным образом, то, соответственно, острота всех остальных вопросов сводится к  нулю.

Страшный Суд уже начался


Заходя в  храм, мы  поднимаем глаза к  иконостасу и  в  центре Деисусного чина видим Христа Судию, восседающего на  троне в  окружении небесных сил во  время Страшного Суда. Справа и  слева от  Него  — Церковь в  лице Божьей Матери, Иоанна Крестителя, апостолов, святителей, преподобных, мучеников, которые, воздевая руки, умоляют Христа о  милости к  человечеству. И  получается, мы, заходя в  храм, всякий раз предстоим перед Судией, перед Церковью в  момент этого суда.

А  исповедь — разве не  образ Суда? А  встреча со  Христом на  Святом Причастии  — разве это не  Суд? «Да  не  в  суд или во  осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн», говорим мы, приближаясь к  Чаше.

Так что Суд  — это реальность нашей духовной жизни. Ежедневная, ежечасная. В  утреннем и  вечернем правиле — тоже нам напоминание, что всякое предстояние перед Богом, всякая жизнь человека в  присутствии Бога  — всегда суд.

О  том, в  чем Состоит суд, нам говорит Евангелие: Свет пришел в  мир. И  вот если человек не  боится этого Света, стремится к  Нему, жаждет Его, то, тем самым, он  предстоит в  этом Свете пред Богом как на  Суде.

Наше главное молитвенное прошение  — прошение о  помиловании: «Господи, помилуй». Для чего мы  это говорим, если нет суда?

Для чего мы  говорим слова «Да  придет Царствие Твое» в  молитве «Отче наш», произносим «И  паки грядущаго со  славою судити живым и  мертвым, Его  же царствию не  будет конца»? То  есть мы  призываем это Пришествие. А  в  молитве «Отче наш», мы  просим судить нас так, как мы  сами умеем прощать других: «И  остави нам долги наши, якоже и  мы  оставляем должником нашим».

В  духе православного триллера

Почему  же мы  при всем этом грядущего Страшного Суда стали ожидать лишь с  ужасом, утратив предчувствие радости Встречи? За  последние годы что-то поменялось в  головах христиан, и  мы  стали ждать не  Христа, а  антихриста. И  ужасно бояться.

  В нашей Церкви в  девяностых годах прошлого века тема антихриста как некоего православного триллера была очень востребована. В  итоге люди стали ждать не  Христа, а  антихриста, и  страх перед ним оттеснил величайшую радость ожидания Второго пришествия Христа.

Антихрист стал пониматься нами как некое надмирное чудовище, которое по  своей мощности, могуществу практически равно Богу. Хотя апостол Иоанн Богослов говорит о  том, что антихрист давно явился в  мир… И  вообще-то мы  встречаем реальных апокалипсических антихристов в  истории человечества чуть  ли не  каждое поколение и, наверное, точно  — каждое столетие...(...)

Каждый исторический период давал миру своего антихриста.  Наполеон (так его и  узнавала Церковь в  то  время),  Ленин, Сталин, Гитлер…(...)

Так что значительно страшнее того, что было в  истории человечества, уже представить трудно. Христиане никогда этого не  боялись, они понимали, что антихристы приходят и  уходят, а  Христос пребывает во  веки.

Страшный Суд  — не  ответ на  экзамене

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО:

Протоиерей Игорь Фомин

Судя по  Евангельскому чтению от  Матфея, которое читается в  неделю о  Страшном Суде, мы  можем заключить, что Господь соберет все народы, верующих, не  верующих, православных и  не  православных. Абсолютно все встанут перед лицом Божиим, и  каждый будет давать ответ.

Этот ответ заключается не  только в  нравственном поведении человека. Из  Священного Писания мы  знаем, что, оказывается, нам еще необходима вера, потому что Господь употребляет такие слова: «Кто будет веровать и  креститься, спасен будет, а  кто не  будет веровать, осужден будет»(Мк. 16, 16).

Мы  знаем из  Священного Писания о  том, что очень важно Таинство Причащения. Христос сказал: «…если не  будете есть Плоти Сына Человеческого и  пить Крови Его, то  не  будете иметь в  себе жизни. Ядущий Мою Плоть и  пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53, 54)

Первоначальный ответ, первоначальный этап человека перед Богом на  Страшному Суде  — этодела милосердия, дела его веры, осознания, что Господь сделал для тебя и  как потому ты  должен поступать в  этой жизни.

Думаю, что Страшный Суд будет тем местом, где мы  со  всех сторон будем давать ответ за  свою жизнь. Поверил  ли ты  Христу, стал  ли Его учеником, следуешь  ли ты  за  Ним, совершаешь  ли дела, подобные тем, что совершал Он.

(...)У  каждого человека  — своя мера взаимоотношения с  Богом. Какова она, наверное, Господь Сам будет определять. Слава Богу, что здесь нет никаких норм.

Важный момент, что мы  готовимся не  к  Страшному суду, а  ко  встрече с  Богом. Страшный суд  — как один из  этапов жизни...(как и рождение и смерть)...

Мы  живем духовной жизнью, чтобы быть со  Христом.

Так что для нас самое главное  — быть со  Христом, дышать со  Христом, пытаться быть Ему подобными.

Да, на  Страшном Суде будут и  страшно, и  ужасно: мы  все осознаем свою греховность и  порочность. Но  особенно страшно будет именно тому, кто забудет о  Христе. Суд будет без милости к  тому, кто не  окажет милости.

Здесь мы  должны в  полной мере уповать на  Христа, быть Его учениками. А  для этого  — соблюдать Его заповеди.

Говоря о  Страшном Суде, мы  все больше забываем, что главное будет не  сам Суд, а  — Встреча. (...)

А  ведь нужно, чтобы человек постоянно жил с  Богом. Такая жизнь и  предполагает радость, защиту, знание, что Господь разделяет с  тобой все твои тяготы.

Процесс искажения Благовестия начался давно…

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор СПбПДА

Страх перед «концом света» и  перед Страшным судом сменил радость ожидания Второго Христова пришествия, о  которой свидетельствуют писания Нового Завета, не  вчера. Этот страх проник в  сознание христианв  результате постепенного забвения Евангелия, той Благой вести, которая была принесена людям Иисусом Христом, и  развита в  богословском аспекте апостолом Павлом.(...)



По словам апостола Павла из «Послания к филиппийцам», христиане имеют два гражданства. Одно гражданство земное, «царствие кесаря», как его ни  называй, хоть президента Путина. Другое гражданство — небесное, Царствие Божие. (...)

Пока человек живет своей земной жизнью, эта самая жизнь то  и  дело ставит его в  ситуацию выбора: законам какого гражданства надо следовать. Человек постоянно пребывает в  состоянии некоего кризиса. Это греческое слово означает «суд». Человек стоит перед судом: куда повернуть? Пример мучеников и  исповедников показал нам, что в  критических ситуациях они выбирали следование воле Божией, а  не  велениям земных властей. Для человека такой выбор подчас бывает трудным и  почти неразрешимым. Страшно ослушаться земных властей. Но  страшно и  непослушание Богу.

Но  Господь Иисус Христос, зная об  этой трудности и  о  слабости человека, в  Своем Евангелии сказал утешительные и  ободряющие слова: «Когда  же будут предавать вас, не  заботьтесь, как или что сказать; ибо в  тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не  вы  будете говорить, но  Дух Отца вашего будет говорить в  вас» (Мф.10:19–20)

(...)

Так что страха у  тех, кто шел за  Христом, не  было. Конечно, были и  земные горести и  скорби. От  них никуда в  этом мире не  деться. Каждый несет свой крест. Но  если жизнь будет с  Богом, если крест несется со  Христом, то  все земные скорби преодолимы, ибо над всеми ними сияет радость Воскресения и  вечного блаженства. Это состояние радости даруется Духом Святым.

Читая апостольские послания, мы  наглядно видим, что первые христиане жили именно одухотворенной, харизматической, жизнью. Увы, прошло не  так уж  много времени, как многое из  этой первоначальной одухотворенности было утрачено. (...)

Что  же делать? Единственный путь  — Евангельское просвещение, миссия, которая должна начаться с  самой Церкви. Ведь всем известны стократно повторяемые слова о  том, что Русь была крещена, но  не  просвещена.

Сейчас вот много пустословят о  конце света, совершенно не  понимая, что это такое. Гадают о  временах и  сроках наступления этого «конца».Хотя Слово Божие строго-настрого запрещает такие гадания и  прогнозы. Действительно, кому кроме Господа Бога ведомо, когда будет «конец»  — завтра или через много миллиардов лет?

Одно непреложно  — наша личная жизнь вместе со  всем, что в  этой жизни  — рано или поздно закончится. Это для каждого из  нас и  будет «концом света». Конечно, земной инстинкт жизни внушает нам страх перед концом. Но  христианская вера в  искупительный подвиг Сына Божия, подкрепляемая благодатью жизни в  Святом Духе, дает человеку со  спокойной уверенность ожидать этого «конца» и  даже радоваться встрече со  Христом Воскресшим.

Другой вопрос  — а  что  же будет с  теми, к  кому эта вера не  пришла и  долго еще не  придет по  разным причинам? Только для чего такой вопрос задавать себе, если ответ на  него знать мы  никак не  можем? Более того, предвосхищать судьбы людей, кем  бы они ни  были, и  предвосхищать Суд Божий  — значит кощунственно ограничивать свободу и  независимость Бога как Судии. Нам  же дано только знать, что Господь  — милосерден…

По материалам  портала «Православие и мир»




Марина
Марина
Москва
61215