Сила веры и воли. Приношение святым мученицам, исповедницам и страстотерпицам Татианам
Православный человек знает, что людей, носящих одно имя, объединяет один Небесный покровитель, с которым они имеют тесное молитвенное общение. Недаром в Православии принято поздравлять именинников с Днем ангела, с именинами – днем памяти того святого, имя которого носишь. По старой памяти «именинником» величают человека, поздравляя его с днем рождения.
Татьянин день
С древности люди старались больше узнать о «своем» святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в преддверии дня святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени и святых женах, носивших его.
Конечно, главная заслуга в популяризации этого имени принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему «Татьяны милый идеал» в романе «Евгений Онегин». Говорят, до появления этого литературного произведения, имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским, но вскоре ситуация в корне переменилась. Имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.
Первой по старшинству должно вспомнить . Отрадно наблюдать, как возвращается это имя в нашу повседневную жизнь. Открыты двери Свято-Татианинского храма при МГУ, и все студенты знают, что , потому что именно 12 января (по новому стилю 25) 1755 года, в день памяти святой мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании . Радостно узнавать, что при университетах в самых разных городах России открываются свои храмы, и все они называются во имя святой мученицы Татианы Римской.
Татьянин день - сила веры и воли
Житие святой Татианы исполнено различных чудес, удивляющих и устрашающих, однако, оставляя их в стороне, обратимся к двум главным моментам ее жизни: к ее мученическому свидетельству о вере во Христа и к ее земному подвигу.
Родившись в знатной римской семье тайных христиан, Татиана с детства выбрала тот путь, по которому последовательно шла всю дальнейшую жизнь. Отказавшись от замужества, она отдала все силы церковному служению, была поставлена диаконисой в одном из римских храмов, постилась, молилась, ухаживала за больным, помогала нуждающимся и так служила Богу.
Диакониса Татиана была схвачена и, после долгих мучений, умерщвлена во время правления императора Александра Севира (222–235 годы).
Много веков Православная Церковь чтила всего лишь одну Татиану – Татиану Римскую, Но в ХХ веке все изменилось. Прокатившиеся по стране гонения за веру явили миру целый сонм святых мучениц Татиан, и первой из них стала самая высокородная – страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна, дочь императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны.
Вторая по старшинству, она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. В своих воспоминаниях ее современники часто подчеркивают, что именно Татьяна Николаевна занимала главенствующее положение среди остальных царских детей. Знавшие ее люди отмечали в ней «исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга». Вспоминая о ней, баронесса С.К. Буксгевден писала: «В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у нее и у отца. Абсолютно лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать все то, о чем ее просили».
Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна Татьяна отдавала большую часть своих сил и времени, помогая нуждающимся. Так она выступила инициатором создания в России «Комитета Ее Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий», который ставил перед собой цель оказания помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств.
Во время Первой мировой войны, сдав сестринские экзамены, старшие княжны работали в царскосельском госпитале. В качестве хирургический сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои , ездила в лазарет.
Великая княжна Татьяна Николаевна вместе со всеми своими сестрами и братом была жестоко убита только потому, что родилась в царской семье и до конца оставалась верной своей вере, своим родным и своему Отечеству.
* * *
На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится, вместе с Великой княжной Татианой Николаевной, еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу во время массовых гонений на Церковь в 1930-х годах. Список Новомучеников и Исповедников Российских растет из года в год, и, может быть, скоро мы станем свидетелями прославления и других Татиан.
Согласно официальному календарю Русской Православной Церкви, мы чтим память преподобномученицы Татьяны 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) 10/23 декабря; преподобномученицы Татьяны (Грибковой) 1/14 сентября; мученицы Татьяны (Гримблит) 10/23 сентября, мученицы Татьяны (Егоровой) 10/23 декабря; мученицы (Татьяны Кушнир) в Соборе новомучеников; преподобномученицы (Татьяны Фомичёвой) 20 ноября/3 декабря и преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) 28 сентября / 11 октября.
Об одних мы знаем достаточно много, о других до нас дошли лишь самые общие сведения. Но есть нечто общее, что объединяет всех этих великих женщин, стоящих, как мы верим, у Престола Божия возле своей Небесной покровительницы – святой Татианы Римской, и повторивших ее подвиг спустя столетия здесь, на русской земле.
Преподобномученица Татиана (Грибкова), 1879-1937), чья память празднуется в соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино, ныне ставшей одним из московских районов. В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики. Послушница Татиана вернулась домой и поселилась у сестры. В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив ее в том, что она не только «занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла», но и принимает много народу, в том числе «монашескую публику», «имеет хорошие знакомства с высшим духовенством», и, уж совсем фантастическое обвинение, «у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю». Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали не сразу, а чуть позже. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу именно за «антисоветскую агитацию». Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года.
Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о ее характере и прожитой ей жизни. Она много лет провела в монастыре, и горячо переживала за все, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя.
О ) нам известно гораздо больше. В 2007 году наш сайт опубликовал , посвященную подвигу этой удивительной женщины.
Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего, получила христианское воспитание в семье, а образование – в Томской гимназии. После кончины отца, сама едва окончив школу, она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи».
Уже в этот момент будущая мученица проявила себя как подлинная Татиана, с самого начала жизни полагающая свой жизненный путь как подвиг помощи другим. Она осознанно выбрала самоотречение, посвятив себя исполнению заповедей Господних.
В тяжелые годы гражданской войны и репрессий она постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их тем заключенным Томской тюрьмы, о которых больше никто не заботился. Татиана узнавала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала. Так она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.
За помощь узникам Татьяна сама неоднократно попадала в тюрьму по обвинени
ю в контрреволюционной деятельности. Ее быстро отпускали из заключения, но такая подвижническая деятельность все
больше и больше раздражала карателей и они стали собирать сведения для ее окончательного ареста.
Постанов, что она «имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства», ее выслали в Туркестан, но вскоре вновь освободили. Татьяна Николаевна выехала в Москву и поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, где стала петь на клиросе. Вернувшись из заключения, она еще активней помогала
Когда Татьяна Николаевна вновь попала в ссылку, она прямо в лагере изучила медицину и стала работать фельдшером. После скорого освобождения она поселилась во Владимирской области, работала в больнице, продолжала помогать заключенным и вести с ними активную переписку. Эти письма иногда были единственным утешением ее корреспондентов, которые не знали, как и благодарить Татиану Николаевну за поддержку.оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично. «В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно», – пишет о ней игумен Дамаскин (Орловский).
В сентябре 1937 года сотрудники НКВД оборвали эту переписку на полуслове – Татиана Николаевна ушла в тюрьму, не успев дописать еще одно письмо.
Исповеданием мученицы Татианы и главными словами, в которых сосредоточилась вся ее жизни стал ее ответ на допросе: «Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то», я отвечала: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них».
Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Татиана Прокопьевна Егорова, мученица Татиана Касимовская, родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Татиана Прокопьевна не обучалась грамоте, до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. В 1932 году хозяйство Егоровых конфисковали, а их самих исключили из колхоза. Мужу с двумя сыновьями пришлось уехать на заработки в Москву. Больше домой они не появлялись.
Татьяну Прокопьевну арестовали как «активную церковницу» в ноябре 1937 года.
Как и во всех предыдущих случаях, следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной контрреволюционеркой, не приводя никаких доказательств. 58-летняя крестьянка отвергла все обвинения, отказалась от подписи под протоколом, и произнесла удивительные слова: «Иисус терпел и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова».
«Тройка» УНКВД по Рязанской области приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу.
Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она была арестована и приговорена к двум годам заключения и отправлена в Караганду, в 1942 году в числе большой группы верующих женщин расстреляли по приговору Карагандинского областного суда.
Послушница Татиана (Фомичева) родилась в 1897 году в крестьянской семье в селе Надовражное неподалеку подмосковного города Истры. В достаточно раннем возрасте в 1916 году она поступила послушницей в монастырь. Когда после революции Борисоглебский монастырь, где она была на послушании, закрыли, она вернулась к родителям.
В 1931 году власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей, поскольку, даже живя в миру, они старались придерживаться монастырского устава. Так ОГПУ создало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря в Подольском районе. Несколько сестер не оставили монастырь, в корпусах которого разместился дом отдыха, частью устроившись работать в этом доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешево. Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей. Среди других в хоре пела и послушница Татиана Фомичева.
В мае 1931 года власти арестовали семнадцать монахинь и послушниц, поселившихся вблизи закрытого Крестовоздвиженского монастыря. В тюрьме оказалась и послушница Татиана. Период с 1931 по 1934 год она провела в исправительно-трудовом лагере. Освободившись, Татиана поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района, где помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру, была с ним арестована в 1937 году, категорически отказалась подтвердить обвинения следователей, не желая никого оговаривать. Отец Владимир был расстрелян, послушницаТатиана приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Там и закончилась ее земная жизнь.
Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжелых условиях голода и разрухи, встречали бросаемую им в лицо ложь, клевету, угрозы. Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, и иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры.
Святые Татианы, молите Бога о нас!