«Выбросите» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет.
Пусть на это уйдет ГОД. Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с «без пяти», «без десяти» и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Не форсируйте события.
Только, когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат, то есть умение видеть вторую – минутную стрелку.
Начинать лучше не с настоящих часов, а с самодельного макета часов, на котором минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут и минутную стрелку просто не делаем – только часовую, короткую.
Скажите ребенку, что стрелка, которая показывает, сколько часов, называется «часовая».
Пусть сначала время делится на:
- ровно час,
чуть больше часа,
половина второго (или час с половиной),
около двух,
два,
чуть больше двух и так далее
- Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.
Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.)
Когда ребенок будет легко называть или выставлять на циферблате «время» в таком упрощенном виде, пришейте на ваш циферблат вторую стрелку – длинную, минутную.
Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная».
Закрепите эти знания:
попросите показать, где какая стрелка,
спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой
Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.
Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.
Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.
Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа).
Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:
- через полчаса;
- через час и еще полчаса (введите понятие полтора);
- через два (три и т.д.) часа;
- через два с половиной (три с половиной и т.д.)
- полчаса назад;
- полтора часа назад;
- два (три и т.д.) с половиной часа назад
- сколько времени прошло, если было….
- сколько времени пройдет, если будет….
- сколько времени осталось до….
Установите стрелки в то или иное положение.
Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет:
- через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут;
- через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут, и что полчаса – всегда ровно полкруга);
- через час (два, три и т.д.);
- через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т.д.);
- через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут.
- которое было:
- 5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад;
- полчаса назад;
- час назад (два, три и т.д. часа назад);
- полтора (два, три с половиной и т.д.) часа назад;
- час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.
После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится – на маленькие деления – по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т.д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.
Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» – это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.
Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.
Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.
Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах.
Давайте задания типа:
- изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени);
- изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет …и т.д.
Источник: pregnancy.org.ua
и еще для тренировки распознавания времени на часах можно использовать специальные прописи, они есть в продаже, или рабочие листы, которые можно скачать бесплатно. Например, есть игра Изучаем время с ребенком На этом сайте, кстати, есть еще пара игр на эту тему
подробно по этапам как учить определять время расписано на вики
наш по стрелочкам стал разбираться, а цифровые еще не очень. Да и вот эти без пятнадцать, без пяти - тяжело еще. путается
о, спасибо, сегодня займемся ))) часами
мы долго со старшей пытались пнять принцип часиков)))) но потом как то само все пришло, и в школе рассказывали и мы ей подсказывали, объясняли