Как научить ребенка определять время

@ Большинство первоклассников не в состоянии по часам со стрелками определить время. Это медицинский факт. Очень часто создается впечатление, что ребенок шести-семи лет вот-вот научится точно определять время, но время идет, а путаница продолжается. Нам кажется, что эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата – часовой и минутный – для детского ума колоссальная нагрузка, и учить определять время по таким часам ребенка не следует.


«Выбросите» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет.

Пусть на это уйдет ГОД. Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с «без пяти», «без десяти» и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Не форсируйте события.

Только, когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат, то есть умение видеть вторую – минутную стрелку.

Начинать лучше не с настоящих часов, а с самодельного макета часов, на котором минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут и минутную стрелку просто не делаем – только часовую, короткую.

Скажите ребенку, что стрелка, которая показывает, сколько часов, называется «часовая».

Пусть сначала время делится на:

  • ровно час,
    чуть больше часа,
    половина второго (или час с половиной),
    около двух,
    два,
    чуть больше двух и так далее
  • Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.

Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.)

Когда ребенок будет легко называть или выставлять на циферблате «время» в таком упрощенном виде, пришейте на ваш циферблат вторую стрелку – длинную, минутную.

Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная».

Закрепите эти знания:

попросите показать, где какая стрелка,
спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой

Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.

Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.

Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.

Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа).

Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:
  • через полчаса;
  • через час и еще полчаса (введите понятие полтора);
  • через два (три и т.д.) часа;
  • через два с половиной (три с половиной и т.д.)
или было:
  • полчаса назад;
  • полтора часа назад;
  • два (три и т.д.) с половиной часа назад
Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребенка:
  • сколько времени прошло, если было….
  • сколько времени пройдет, если будет….
  • сколько времени осталось до….
Напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого – 5 минут. Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т.д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.
Установите стрелки в то или иное положение.

Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет:
  • через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут;
  • через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут, и что полчаса – всегда ровно полкруга);
  • через час (два, три и т.д.);
  • через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т.д.);
  • через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут.
  • которое было:
  • 5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад;
  • полчаса назад;
  • час назад (два, три и т.д. часа назад);
  • полтора (два, три с половиной и т.д.) часа назад;
  • час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.
Познакомьте ребенка с понятием «четверть часа».

После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится – на маленькие деления – по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т.д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.

Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» – это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.

Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.

Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.

Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах.

Давайте задания типа:
  • изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени);
  • изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет …и т.д.
Составьте вместе с ребенком его распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображением именно этого времени.

Источник: pregnancy.org.ua


Мирабелла
Мирабелла
Вера
4 года
Кирилл
2 года
Москва
172014844
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Katze
Katze
Аркадий
3 года
Воронеж
Пост вижу достаточно старый. Спасибо за советы! Может еще кто наткнется. Я бы посоветовала книги Кумон. Достаточно просто и последовательно по этим книжкам-тетрадкам можно научиться определять время. Нам хорошо идут.)
Пожаловаться
Марина
Марина

и еще для тренировки распознавания времени на часах можно использовать специальные прописи, они есть в продаже, или рабочие листы, которые можно скачать бесплатно. Например, есть игра Изучаем время с ребенком На этом сайте, кстати, есть еще пара игр на эту тему


Пожаловаться
Марина
Марина

подробно по этапам как учить определять время расписано на вики




Пожаловаться
Капитошка
Капитошка
Юрий
5 лет
Нижний Новгород
Спасибо, очень интересно! А я даже не задумывалась над этим вопросом!
Пожаловаться
Светлана Павликовна
Светлана Павликовна
Мария
12 лет
Красноярск
Больше 2х лет пытались объснить ребенку систему часов. В итоге безуспешно. Но когда сын (сейчас ему 8лет) начал нести чушь (например я через 10 часов подойду, или разбуди меня утром в 4 часа, или я за 25 часов уроки быстро сделаю и т.д. и т.п.) муж не выдержал! Со скандалом, криками, орами, слезами и всеми прилогающимися атрибутами… муж взялся за учение чесов. За 2 недели ребенок выучил где часовая стрелка, а где минутная. как и что считается. Теперь Когда ребенок говорит… к примеру.." О, мама, смотри 2 стрелки стоят на восьмерке… прикольно, да?"… тут подключается папа… ыыыы… «что ты сказал? две стрелке на восмерке? это сколько время?» ребенок беспомощно пытается найти помощи в моих глазах… эх… я пожемаю плечами и ухожу (не могу слышать этих учений) В итоге минуты 3 проходит, ребенок выдает правильный результат. Жесть. т.е. я мягко не смогла за 2 года научить, муж грубостью – за 2 неделе научил. Вот вам и парадокс! есть +… ребенок чушь теперь не несет, а прежде чем что то сказать, думает (правда пока этокасается только часов)
Пожаловаться
БезНика пока
БезНика пока
Сынок
8 лет
Белгород
в закдадочки! пригодится.
Пожаловаться
Карина
Карина
Лёвушка
13 лет
Ромушка
18 лет
Красноярск

наш по стрелочкам стал разбираться, а цифровые еще не очень. Да и вот эти без пятнадцать, без пяти  - тяжело еще. путается





Пожаловаться
Любимая
Любимая
Зайчик
13 лет
спасибо, в закладочки
Пожаловаться
Карина
Карина
Лёвушка
13 лет
Ромушка
18 лет
Красноярск

о, спасибо, сегодня займемся ))) часами


Пожаловаться
ღINGIGERDAღ
ღINGIGERDAღ
Киров
часов со стрелочками нет в доме(((( телефоны, микроволновка-там время показывает. 
хочу красивые настенные часы, все никак не соберемся купить. но советы пригодятся
Пожаловаться
МамаВкроссовках
МамаВкроссовках
МальчикВсандаликах
10 лет
Нью-Йорк
Помню, у меня были игрушечные большие часы, наподобие тех, что на фото. Мы с мамой садились, она мне показывала называла время, а я должна была его на часах изобразить.
Пожаловаться
Ксения
Ксения
Москва
да.да у меня тоже были, большие детские. тоже игрались. так еще когда магазин играли, ставили, то обед, то зактрыто. интересно было. надо будет такие тоже купить.
Пожаловаться
Александра
Александра
Иваново
аааа я вспомнила, нас еще в саду учили, на таких деревянных часах! мне даж потом домой их купили



Пожаловаться
Плюшевая
Плюшевая
Плюшевая
13 лет
Джерси-Сити
Нам это пока еще не грозит, но на будущее воспользуюсь некоторыми советами!
Пожаловаться
Natali Vernum
Natali Vernum
Москва
Отличная статья! Нам пока рановато, но в будущем пригодится))
Пожаловаться
ღОксанкаღ
ღОксанкаღ
Ульяна
13 лет
Внук
4 года
Ногинск

мы долго со старшей пытались пнять принцип часиков)))) но потом как то само все пришло, и в школе рассказывали и мы ей подсказывали, объясняли

Пожаловаться
Ксения
Ксения
Москва
у меня у племяника это была целая проблема. Теперь хоть буду знать чего придерживаться, как объясныть.
Показать ещё
Актуальные посты
можно ли лечить зуб с наркозом беременным
я хочу рассказать вам о моей маме