Социализация ребенка с начала ползания до года. Развитие познания

Ребенок начинает знакомиться с пространством пола с 4-5 месяцев, то есть с того момента, как начнет переворачиваться. Сначала он находится на полу по нескольку минут, затем мама увеличивает время, наблюдая за реакциями ребенка, и берет его по первому требованию на руки. На полу ребенок находится на специальном коврике, одеяле или туристической пенке.

Пространство пола создает необходимые условия, побуждающие малыша начать ползать. Перед ним можно раскладывать игрушки, утварь, любые безопасные предметы, до которых ребенок захочет дотянуться. Если в комнате есть мебель с низко расположенными шкафчиками, малыш будет стремиться к ним, захочет их открыть. Всё это стимулирует начало ползания.

Опасные предметы на пути ползунка

Когда ребенок начнет хорошо ползать, ограничивать его передвижения не стоит. Чем большее пространство он освоит, чем больше стимулов будет в его распоряжении, тем более полно будет удовлетворяться его потребность в познании. Можно разложить вещи в шкафчиках так, чтобы в тех отсеках, до которых может дотянуться малыш, располагались только безопасные и недорогие предметы.

Все ценные, хрупкие или опасные вещи, документы и драгоценности лучше всего убрать в недоступные места и предоставить малышу свободу в изучении мира.

Препятствовать ребенку в познании предметов, находящихся в доме, стоит только в случае очевидной угрозы его здоровью. Слово «нет» он освоит позже, когда будет к этому готов.

Если какая-либо опасная вещь попала в руки ребенка, выдергивать её из его рук с возгласами «отдай, нельзя!» и с выражением тревоги на лице не нужно. Ребенок в период ползания еще слишком мал, чтобы понять запрет. Однако он заражается эмоциями родителя и может сильно испугаться, сожмет предмет в руке еще сильнее. Нужно спокойно предложить малышу любую другую вещь в качестве замены, он заинтересуется, протянет ручку и выпустит опасный предмет сам.

А как же гигиена?

Бояться спускать ребенка на пол из соображений гигиены не стоит. «Мусор» во рту — обычное явление у маленького ребенка, который стремится все попробовать на вкус. Малыш всё тянет в рот потому, что чувствительность вкусовых рецепторов на языке в этом возрасте развита гораздо лучше чувствительности пальцев. Пробовать различные вещи на вкус – необходимый этап развития мозга. Чем меньше ребенка ограничивать, тем быстрее он перейдет к следующему этапу, этапу тактильного познания мира.

Но на полу холодно!

То же самое можно сказать и относительно опасений переохлаждения. Температура больше 18 градусов является достаточной для ребенка, находящегося на полу совсем легко одетым. Ползая, ребенок двигается и повышает температуру своего тела. Ползающему (а затем и ходящему) ребенку до трех лет очень полезно дома голопопить.

Мамы часто пугаются того, что при понижении температуры воздуха в доме дети начинают очень часто (до раза в 5-10 минут) писать. Учащенное мочеиспускание – нормальная реакция на понижение температуры, особенно у мальчиков. Через некоторое время все приходит в норму. Обычно дети сами себе не позволяют застудиться, действует механизм саморегуляции организма: замерзнув, ребенок подползет к маме погреться или заползет на теплый коврик. Причины простудных явлений и инфекций нужно искать в другом.

Для здоровья малыша будет лучше, если он познакомится с обувью на твердой подошве как можно позже, когда придет время выходить своими ножками на улицу в холодное время года. Но даже и тогда дома лучше всего ходить босиком, а для первых шагов на улице, если время года позволяет, использовать обувь с наиболее мягкой подошвой, имитирующей босохождение.

Период интенсивного ношения на руках заканчивается!

Практика показывает, что и маме, и малышу, бывает удобно, если во всех тех местах дома, где мама останавливается подолгу, разложить специальные коврики с игрушками. Ползая по комнате, в которой находится мама, малыш периодически забирается на такой коврик погреться и поиграть. Коробку с игрушками можно также носить с собой из помещения в помещение. Но лучше будет, если в каждой комнате ребенка будет ждать свой набор «игрушек» (роль игрушек могут выполнять любые неопасные вещи) — это отвлечет его внимание на более длительное время, а маме поможет беспрепятственно заниматься делами.

Научившись ползать, ребенок большую часть времени бодрствования проводит отдельно от мамы, на полу. Мама берет малыша на руки или сажает в слинг, выходя на улицу, или для того, чтобы куда-то быстро перенести, уложить спать, покормить. Злоупотреблять ношением на руках и в слинге по дому с того момента, как ребенок начнет сам переворачиваться, а уж тем более, ползать, не стоит.

Если мама играет с малышом, лучше делать это вместе с ним на коврике. Конечно, если ребенок вдруг настойчиво просится на руки к маме, его нужно взять, приласкать. Он мог соскучиться, замерзнуть, захотеть есть, чего-то испугаться. Он может быть просто в «дурном» настроении и искать маминого тепла. Дети проводят много времени на руках в случае болезни или стресса, это помогает им восстановить свои силы.

Однако мама должна понимать, что с началом периода ползания перед ребенком встает новая задача: переживание своей «отдельности» от мамы, самостоятельное и активное изучение мира и своих возможностей в нем.

Отсутствие условий для решения этой задачи тормозит личностное развитие ребенка, усложняет его путь к независимости. У мамы на руках малыш лишь пассивно созерцает происходящее, а не активно осваивает среду. Кроме того, уже накоплен опыт наблюдения психомоторного развития детей, мамы которые излишне растягивали «ручной период», постоянно носили малыша в слинге до года.

Зачастую такие дети обнаруживают гипотонус мышц, поздно приобретают навык вставания на ножки, ходьбы. Им неинтересно ползать, на улице их сложно заставить передвигаться самостоятельно, даже если дома они уже ходят. Если в 8-9 месяцев ребенок не может проводить без мамы на полу и получаса, постоянно просится на руки, и это случается не время от времени, а просто по другому и не бывает, то вариантов тут может быть два.

Либо имеет место повышенная тревожность малыша, либо ношение ребенка на руках превратилось в «закоренелую» привычку, изменить которую, на самом деле, подсознательно не стремится сама мама.

В первом случае следует продолжать удовлетворять потребность ребенка находиться на руках вплоть до того момента, когда он перерастет эту проблему. Можно сажать его в слинг или рюкзак за спину и делать дела. Очень помогает снизить уровень тревожности у ребенка не только ночной, но и, как временная мера, дневной совместный сон. Время от времени нужно пробовать спускать ребенка на пол, оставлять его на несколько минут в помещении одного и не брать на руки в тот же момент, как маме покажется, что ребенок недоволен отдельным пребыванием.

Если же ребенок находился большую часть времени на руках в «ручной период», мама соблюдает основные правила ухода за ним, если малыш уравновешен, практически не плачет, его ритмы не сбиты, он здоров, не переживал стресс, то ситуация требует коррекции. Возможно, маме просто удобнее носить ребенка в слинге и делать дела, не отвлекаясь на него, вместо того, чтобы предоставить ему свободу и следить за ним. Она бессознательно настроена на такое положение вещей и ищет в поведении ребенка доказательств этому. Ребенок же, в свою очередь, отвечает маминым ожиданиям.

Сон на улице уже неактуален

В 8-9 месяцев мама уже может выходить с малышом на улицу во время его бодрствования. Малыш изучает окружающий мир, находясь в физиологической переноске, мама показывает ему различные предметы на улице и рассказывает о них. Если мама по каким-то причинам уже не может ходить по улице с ребенком в переноске, ей нужно выбирать коляску, в которой ребенок будет расположен лицом к ней.

Ближе к году, если ребенок уже делает свои первые шаги, нужно стараться предоставлять ему такую возможность и на улице, а физиологические переноски или коляски использовать только в случае крайней необходимости, если ребенок явно устал или маме нужно быстро добраться до пункта назначения.

Ручной период уже давно закончился, поэтому целью родителей является создание условий для развития инициативности и самостоятельности ребенка, а также стимуляция его исследовательского интереса.

Познаем мир через деятельность

Ребенок уже наблюдал за хозяйственной деятельностью мамы в «ручной период», находясь в перевязи, и это способствовало удовлетворению его познавательного интереса. Теперь он может не только наблюдать за мамиными делами, но и пытаться помогать ей, что закладывает основы трудолюбия.

Ребенок усваивает первые социальные нормы, «подражая» маме. Если она с первых месяцев жизни ребенка будет привлекать его к наблюдению и посильному участию в хозяйственной деятельности, практически любая работа впоследствии будет восприниматься им как увлекательная. Ну, и, конечно, наблюдая за мамиными делами, малыш познает мир.

Автор: Анастасия Добровольская

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Олюшка
Олюшка
Таганрог
34906
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
Пожаловаться
МатьПеремать
МатьПеремать
Таганрог

В закладки

Пожаловаться
Олюшка
Олюшка
Таганрог