"Курочка ряба" в оригинале

Курочка-Ряба. Все мы читаем сказку детям в обработке Успенского. Но мало кто знает, как она выглядит в оригинале. Текст может вызвать некоторое недоумение и может даже шок. Потому что дед с бабой не собирались разбивать яйцо, а поставили его в кут, чтобы курица его высидела, но из-за мышки яйцо чуть треснуло (не разбилось), но даже из-за этого происходит катастрофа: вода стала кровью, поп и дочка покончили жизнь самоубийством, все побросали свои дела начали убиваться с горя.

Из Википедии: Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное»)[9] и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.

Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхнний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.[10]

Теперь народные версии сказки.


Курочка. А. Афанасьева, из сборника «Народные Русские сказки» №70-71
______________________________________________

№70
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.

Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут?

Старики начали пересказывать:

— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.

Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?

Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
_______________________________________________

№71
Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Всё тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь…
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
… тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Всё тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!
_______________________________________________

«Дорогое яичко», Сказки Саратовской области. Саратов, 1937.

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.

Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
_______________________________________________

«Про курочку рябу» Манжура И. И. Сказки, пословицы и т. п. записанные в Екатеринославской и Харьковской губ. Сборник Харьковского филологического общества. Т. 3, вып. 2 Харьков. 1890

Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Стоит дуб. «Двери, двери, що вы рыпите? «Поспускай гилля, так скажу. Дуб и поспускав гилля… «Як же, кажуть, нам не рыпыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Иде баран воды пыты: «Дубе, дубе, що ты гилля поспускав?» « Збый соби рогы, так скажу. Вин взяв и позбывав. «Як же мени не поспускаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Прийшов баран до рички. «Баран, баран, щ ты рогы позбывав? «А стань кривяною, так скажу. Ричка кривяною стала. «Як же мени рогы не позбываты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломь

яни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала. Приходе до рички попова дивка тарилок баныты: «Ричка, ричка, чого ты кривяною стала?» «А побый отту посуду, так скажу. Дивка и побыла. «Як же, каже, мени кривяною не статы: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Прийшла дивка до дому, а попадя саме дижу ученила. «Чого ты, пыта, посуду побыла? А поразкыдайте цю розчыну по хати, так скажу. Поразкыдала попаддя розчыну, дивка и каже: «Як же мени не побыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Попаддя розчыну по хати поразкыдала. Приходе пип: «Що це ты наробыла? «А одриж косу, так скажу. Пип узяв, так и одризав. «Як же мени не розкыдаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Матушка розчыну по хати порозкыдала. Пип косу одризав.
_______________________________________________
М. Борисполь, Переяславского у., Полтавской губ. Чубинский. Труды этнографически-статистической экспедиции в Зап.-Руск. край. М-лы и исл-ия, собранные Чубинским. Т.2 Малорусская сказка. СПб. 1878 отд. 1, 2

Полтавская обл.
Дид и Баба
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Полетила сорока, сила на дубочку. Питае дуб сороки: «Чого ты стрекочешь?», «Ей дубе, дубе. Коли б ты знав, то б и листья поопускав. Дуб листье попускав».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче
Дуб листье поопускав.
Прийшов бычок. Бычок питае: «Чого ты листья поопускав?» «Як бы ты знав, то ты б и рыужки позбывав».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
бычок рыужки позбывав.
Пошел бычок до воды. Вода питае: «Чого ты рыужки позбивав?» «Ей водо, водо, як бы ты знала, то ты б кровавою стала».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала.
Прийшла наймичка попова по воду: «Водо, водо, чого ты кровью стала?» «Дивко, дивко, як бы ты знала, то ты б и видра побыла».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав. Вода кровью стала. Наймичка видра побыла.
Пришла наймичка до дому. Пыуп питае: «На що ты видра побыла?» «Ей попе, попе, як бы ты знав, то ты б усе з церквы повыкидав».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала.
Наймичка видра побыла.
Пыуп усе з церкви повыкидав.
Прийшов пыуп до поподди. Поподдя пытае: «Попе, попе, на що ты з церквы повыкыдав?» «Ой попаддя, попадя, як бы ты знала, то ты б проскуры повыкидав».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав, Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала. Наймичка видра побыла.
Пыуп усе з церкви повыкидав.
Попаддя проскурыц повыкидав.


Сто
Сто
Солнышко
9 лет
Москва
1187975
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
МамаУмок
МамаУмок
Елисей
10 лет
Химки

Пожаловаться
саида
саида
Мухаммад
15 лет
Рамазан
13 лет
Махачкала

Спасибо Успенскому

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Каришка
11 лет
Ливны

о боги....

Пожаловаться
ЛохЭтоСудьба
ЛохЭтоСудьба
Адаса
10 лет
Наоми
9 лет
Иерусали́м

вообще сказку никогда не понимала эту =)

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Каришка
11 лет
Ливны

ага, били-били, а когда разбилось рыдать начали....

Свекровь воспитатель, объяснила мне, что это сказки с минимальным количеством героев, для младшего возраста, и смысла искать в ней не надо.

Пожаловаться
Сто
Сто
Солнышко
9 лет
Москва

в оригинале они его не били

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Каришка
11 лет
Ливны

я про ту которую мы все знаем)))

Пожаловаться
Сто
Сто
Солнышко
9 лет
Москва

конечно, в адаптированной сказке нет смысла. но в оригинале содержится архаичный миф.

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Каришка
11 лет
Ливны

если оригинал прочитать ребенку, он с ума сойдет, особенно где поп об косяк ударился и помер))))

Пожаловаться
ЛохЭтоСудьба
ЛохЭтоСудьба
Адаса
10 лет
Наоми
9 лет
Иерусали́м

да, я слышала, много подобного о современных сказках, про золушку, морозко 12 месяцев и т.д., что в оригинале, там совсем другое… но никто не догадался адаптировать синюю бороду и девочку со спичками (или адаптировали из еще большей жести, я уж не знаю), как это можно детям читать, ума не приложу

Пожаловаться
Сто
Сто
Солнышко
9 лет
Москва

вообще адаптируют народные сказки! а народные сказки происходят от мифов.

а девочка со спичками — это авторская сказка Андерсена, вообще-то он для взрослых писал

Пожаловаться
ЛохЭтоСудьба
ЛохЭтоСудьба
Адаса
10 лет
Наоми
9 лет
Иерусали́м

Вы правы, о том, что последние сказки авторские, я не подумала, но у нас эти сказки в «золотом сборнике сказок», так что, составители не подумали, что сказки эти, детям не стоит читать, я вот о чем… а у Андерсена ведь столько сказок прекрасных....

Пожаловаться
Сто
Сто
Солнышко
9 лет
Москва

у нас тоже самое, я мучаюсь от сборников

проблема в том, что жанр сказка — необязательно для детей. точно так же как и мультфильм.

Пожаловаться
ЛохЭтоСудьба
ЛохЭтоСудьба
Адаса
10 лет
Наоми
9 лет
Иерусали́м

ну тк издатели должны разделять эти понятия.....

Пожаловаться
Сто
Сто
Солнышко
9 лет
Москва

должны, только не делают!

как раз в россии закон недавно приняли, на каждый продукт ставить допуск по возрасту. на «Ну Погоди» поставили 12+. Был скандал и отменили-) А я вот согласна!

Пожаловаться
ЛохЭтоСудьба
ЛохЭтоСудьба
Адаса
10 лет
Наоми
9 лет
Иерусали́м

да, да, слышала об этом, что отменили — не знала… но все же сейчас совсем другое поколение, ну не так они воспримут этот мультик, не правильно, на фоне убийств, разврата и не цензуры в телике это только подольет масла в огонь… сейчас у меня нет телевизора дома, но иногда втыкаю сериал какой-ньть или канал по сети найду, мамадарагая, даже 5лет назад все как-то послабее было....

Пожаловаться
Сто
Сто
Солнышко
9 лет
Москва

да, мы тоже не включаем ТВ!

Пожаловаться
Язычница
Язычница
Радомир
7 лет
Растислав
2 года
Москва
Ольга 

удивите свою свекровь… ))

Жили-были дед да баба (образ человека – мужчины и женщины).
И была у них курочка Ряба (образ Высшей непознанной Силы).
Снесла курочка Ряба яичко золотое (образ земной жизни человека).
Дед бил-бил яичко, не разбил. Баба била-била яичко, не разбила (образ проживания своей жизни человеком: труд, болезни… — обычное житиё человека).
Положили яичко на полку (образ наступившей старости и немощности пожилого человека).
Бежала мимо мышка (образ приходящей Богини смерти за духом пожилого человека).
Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось (образ наступления смерти — Богиня смерти прервала земную жизнь человека и забрала его дух).
Дед плачет. Баба плачет (образ человеческого страха перед неизвестностью после смерти).
А курочка Ряба кут-кудахчет: не плачь дед, не плачь баба. Я вам снесу новое яичко, но не золотое, а простое (обещание Высшей Силы человеку вечной жизни после смерти, что смерть это далеком не конец...).