Он не играет со мной! Сюжетно-ролевые игры для особого ребенка.

Пожалуй, каждая мама аутичного малыша сталкивалась с вопросом врача о сюжетно-ролевых играх. Это одна из больных тем… Почему? Всё элементарно-мама начинает с воодушевлением рассказывать, что её малыш качает куклу, строит замок из кубиков, выстраивает многометровую пробку из машинок. На что врач обреченно кивает головой и говорит-«Не играет». Мама в возмущении, а всё потому, что не было объяснения. Так что же за зверь эта сюжетно-ролевая игра, зачем она нужна и почему аутёнку она так тяжело даётся? Давайте разбираться!

Сюжетно-ролевая игра-основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Дети играют везде-дома, в магазине, на детской площадке. Особенность именно сюжетно-ролевых игр в спонтанном проявлении ребёнка, в буйстве и развитии его фантазии, но в то же время-в тесном взаимодействии ребёнка и окружающих его детей и взрослых. Им присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры-это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными целями, то есть то, что малыш видит повседневно. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Чаще всего малыш представляет себя в роли взрослого-он продавец, предлагающий купить фрукты и овощи маме, парикмахер, создающий чудесные причёски, папа или мама, грозно ругающие ребёнка-плюшевого медведя или куклу.

Для чего же это нужно и почему так важно? В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. То есть-для того, чтобы ребёнок комфортно и уверенно чувствовал себя в нашем мире, в мире взрослых, ему необходимы сюжетно-ролевые игры, в которых он научится, что за товары в магазине нужно платить, что градусник нужен для измерения температуры болеющего и многому другому.

А что же с особыми детьми? У особого ребёнка свой собственный закрытый мир. Именно так-целый мир, в котором ему уютно и комфортно. Именно по этой причине я отвергаю любую теорию о том, что у аутистов нет воображения! А вы создайте целый мир без него! Но, в то же время, его внутренний мир вступает в противоречие с нашим. Мир малыша с аутизмом-мир радости и страхов, но в нём нет парикмахера, нет денег, нет строителей и врачей. Даже больше, иногда в этом мире нет родителей. Но мир существует! «Я пинаю ногой дверь и она стучит. Я кричу и появляется всё, что мне нужно.» Примерно на этом и строится мир аутёнка. Но это вовсе не значит, что его нельзя научить жить в нашем мире! Можно и нужно, а лучшая помощница в этом-сюжетно-ролевая игра!

Итак, вы пришли к врачу, который спросил о том, во что играет ваш малыш и обнаружили, что сюжетно-ролевые игры ребёнок не воспринимает. Вы слышите: «Ну что же вы, мамочка, нужно играть с ребёнком!» и с отчаянием отвечаете: «Он со мной не играет! Совсем!» Хорошо, если вам попался хороший врач, который поддержит и поможет. Мне такие не попадались, увы… Ваш малыш увлеченно строит башню из кубиков или катает машинки, но, стоит вам подойти к нему и он отталкивает вас, кричит, кубики и машинки летят в разные стороны. А, как только мама ушла, игра возобновляется. Расстроенная мама глотает горькие слёзы, не зная, что делать. Без паники! Давайте посмотрим на ситуацию с позиции ребёнка. Включаем воображение: вы потрясающе готовите борщ, по рецепту отработанному годами. Вы точно знаете, когда и что нужно в этот борщ положить, чтобы он получился именно таким, каким его любит ваша семья. Но тут в ваши планы вмешивается, скажем-мама. Которая положит свеклу раньше, чем нужно и окрасит все овощи, а красную картошку ваш сын ни за что есть не будет. А в конце, когда ваше творение уже почти готово, добавит пачечку горчицы, уверяя, что так лучше. Ваша реакция? Наверняка, найдутся те, кто скажет-«Скажу, спасибо!» Но их единицы. Большинство же устроят громкий крик, в не литературных эпитетах описывая умственные способности любимой родственницы. А в следующий раз и близко не подпустят её к дорогой кастрюле!

Возвращаемся из страны фантазий. Ваш ребёнок строит башню-это его борщ! У него есть своя задумка, действия, которые он продумал. И тут, врываетесь вы, конечно же с самыми хорошими намерениями, ломая его схему. Теперь понимаете причину плача и недовольства малыша? А в следующий раз, только увидев маму на горизонте, ребёнок начинает кричать, предупреждая её вмешательство. Ведь он не может объяснить вам свою задумку! Поэтому, действуем мягче. Ваш ребёнок-вполне сформировавшаяся личность, со своим мнением и интересами, которому хочется, чтобы с ним считались. Поэтому, подойдя к нему, не трогайте игрушки, а спокойно скажите: «Солнышко, ты так интересно играешь! А можно и мне поучаствовать? Дай мне кубик(машинку), которым я буду играть.» Если малыш не идет на контакт-садимся подальше, но так, чтобы он вас видел и начинаем играть в игру-дублёр. Но не вздумайте брать игрушки, которыми играет ребёнок! Возьмите другой комплект кубиков, машинок, куклу и начинайте играть. Теперь от вас потребуется окунуться в детство, в вашей игре не должно быть фальши! Вы должны играть, как в детстве, полностью погрузившись в процесс, а не бросая ежесекундно взгляды в сторону малыша. Вы строите башню? Шикарно! Постройте её достаточно большой, а потом подтолкните, громко заявив: «Ба-бах!» и похлопав в ладоши. Совсем скоро рядом с вами обрушится соседняя башня. Играете в машинки? Не забывайте изображать звуки, разметку, светофоры, говоря-«Стой, красный цвет!»,«Зелёный, можешь ехать!». Устройте чаепитие куклам, в котором у них будут вкусные пирожные и интересные беседы. Дня через три в ваших играх появится новый помощник. Особенность таких малышей в том, что они не умеют создать сюжет-взаимодействие, но могут научиться этому от вас. Со временем добавляйте в свои игры всё больше сюжетных аспектов-чтобы построить башню нужны кубики, которые малыш может привезти на грузовике, это будет его роль. Кукла Маша съела много конфет и у неё заболел живот, поэтому ваш малыш должен поработать доктором, чтобы продолжить чаепитие. Главное-помните, сюжет развиваем потихоньку, если ребёнок не переключается, значит он ещё не готов, не торопитесь!

Пройдёт несколько месяцев и вы всей семьёй будете играть в совместные игры, развивая воображение ребёнка и радуясь его придумкам. А еще через пару месяцев с гордостью сможете сказать врачу, что ваш ребёнок играет в сюжетно-ролевые игры, очень весело и с интересом! Удачи Вам и терпения!

Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
6373400
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
У меня в основном менч просит чтобы я играла а он игрушки подает или танцует ими, массажи просит сделать, мама массаж кисе) или колобка просит инсцинировать он колобком танцует и подает мне зайку мишку и тд или меня бегает пугает рычит и говорит что он мишка а не Максим. На этом как то и все. Может взять 2 игрушки типа они здороваются потом танцуют едят целуются и говорят пока но это на минуту.
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Ну так и возраст еще маловат)) Наш активно и долго только в лего и солдатиков играет)
Пожаловаться
Chica
Chica
Максим
11 лет
Аликанте
Это для всех детей или тока особых?
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Можно с любым ребенком попробовать
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Глеб
7 лет
Злата
7 лет
Павловский Посад
Да, именно так и есть. Когда я играла сама, а в мою игру подключались другие, мне было это не нужно. Но стоило моей сестре взять разукрашку и начать красить рядом со мной своими карандашами, я делала то же самое и была готова играть.
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
На этом всё и построено)) На любопытстве и примере)



Пожаловаться
NYB
NYB
Мила
8 месяцев
Веллингтон
ой спасибо большое, кстати она тоже меня толкает назад)) попробую так))
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Пробуйте))
Пожаловаться
Александра Золотова
Александра Золотова
Тюмень
Спасибо! а как приучать ребенка к обычнфм играм, если игра в его понятии-это головоломка, сортер, пазл, логическо-развивающие игры… но никак не мягкие игрушки, детская посуда, или грузовик, перевозящий что-то…
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
То есть в его понятии игра должна быть со смыслом, значит включайте новые элементы игры-пусть пазл собирает зайчик и мальчик, кто быстрее, привезти пазл может грузовик и так далее. Вообще, основная цель-показать как весело и здорово играть в такие игры. Начинать нужно с себя, если вам интересна игра, то вы заразите малыша этим интересом и он подключится, да не в первый же день, но подключится. Если же вы это делаете только для того, чтобы «я попыталась, ничего не вышло», лучше даже не начинать, дети с особенностями не терпят лжи и фальши, только усугубите
Пожаловаться
ВсёБудетХорошо
ВсёБудетХорошо
Доченька
10 лет
Москва

спасибо, Надюш! Ты просто кладезь знаний)

Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
На здоровье!
Пожаловаться
Ольга Череповская
Ольга Череповская
Малыш
12 лет
Воронеж

Написала классно Скажи а как ты приучила его к раскраскам Блин я вообще немогу придумать ничего, я тоже аутиста что ли? :) :) :)

Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
О приучении к сидению, рисованию и расскрашиванию был пост)) называется-усидчивый аутенок



Пожаловаться
Луиза
Луиза
Дубна
Да… у нас немного другая проблема: мы вообще особо играть не любим: ни с родителями, ни без. Любит возится с мячиками, любит свои мягкие игрушки, одну даже кормит и укладывает спать, но что-то там строить, упаси Боже. Вчера с боем строили домик для киски и лошадки… Так он не против, когда я к нему присоединяюсь, даже скорее «за», но у Святославки просто низкая мотивация к подобны занятиям. Как это исправить, ума не приложу. Вот книги — это тема. Можно читать вместе с ним часами… А я так хочу строить с ним домики, или в машинки поиграть… эхНадь, может что-то посоветуешь? Буду очень благодарна.
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва

Попробуй именно то о чем я здесь писала, играй не с ним, а рядом сама, идеально если еще один взрослый будет. Они очень любопытные! Если в течении недели не подключится совсем, напиши, будем дальше думать

Пожаловаться
ЛЮБОВЬмамаРОМАНА
ЛЮБОВЬмамаРОМАНА
Москва

спасибо, надюшка....

Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Немного не то, что ты просила, но такие игры гораздо интереснее)
Пожаловаться
ЛЮБОВЬмамаРОМАНА
ЛЮБОВЬмамаРОМАНА
Москва
уже попробовала...
Пожаловаться
Эля
Эля
Уфа
У моего отличная фантазия и воображение ( как мне кажется), но вот сам придумать игру и играть наверное нет, не умеет, именно взаимодействия какого мне хочется нет! Будем учиться, спасибо за отличный статью :)
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Фантазия и воображение у них у всех отличное, вот только пользоваться они ими не умеют так, как нужно нам, поэтому нужно учить
Пожаловаться
Евгения
Евгения
Марьяна
6 лет
Уссурийск

Надюшка, шикарно написала!!! И очень полезно!!!

Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва



Пожаловаться
Натали
Натали
котенок
10 лет
Калининград
Спасибо))можно уже вербинары платные вести)))у тебя это здорово получается)!
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Ага… Никому это не надо)) А то я б-с удовольствием, деньги всем нужны
Пожаловаться
МечТы СбУдУтСЯ
МечТы СбУдУтСЯ
Тольятти

СПАСИБО НАДЮШ!!!!!

Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Пользуйтесь)
Пожаловаться
Натоха Шутова
Натоха Шутова
Викуся
11 лет
Мишаня
8 лет
Егор
3 года
Калининград

Спасибо за отличную статью-урок

Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
на здоровье!
Пожаловаться
Марина
Марина
Лапулька
12 лет
Саратов

Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
настрочила, так настрочила))
Пожаловаться
Марина
Марина
Лапулька
12 лет
Саратов
Молодец! Очень познавательно — некоторые «прописные истины» мне и в голову не приходили (особенно сравнение с борщом понравилось, ведь действительно вмешиваюсь в игры и учить пытаюсь чему-то). А мой старший до сих пор только в пробку играет — спрашиваю почему не едут — не говорит, и раньше с братом играл, а сейчас гоняет его, так не хочется опять к психологу идти (тем более наша в декрете)
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Так скорее всего, проблема та же-младший ломает что то в игре) Пробуй научить их сотрудничать))
Пожаловаться
Марина
Марина
Лапулька
12 лет
Саратов
гав-гав-гав, вот так заканчиваются все мои «обучения» , я тот еще Макаренко
Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
у меня тоже случается)) Держусь-держусь, а потом-тушите свет, сушите вёсла
Пожаловаться
Дильчик
Дильчик

а мой новые игры не может воспринимать, оттачивает только те, что любит!

это прятки, рисовать и укладывание спать маму! уложит, одеялом меня накроет, в лоб поцелует и говорит: хочешь сказку? я говорю да, он: ну ладно, спи))))))))))))))

Пожаловаться
Надинка
Надинка
Тимон
11 лет
Москва
Показать ещё