+ В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. В литературе под нормой принято понимать нечто среднее, устоявшееся. Одно из основных значений термина «норма» – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.
Норма есть баланс сил, а патология – крайняя противоположность нормы, аномалия – пограничное состояние.
Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, так как в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Поэтому эти дефекты не являются причиной аномального развития.
В основе аномального развития всегда лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора (вестибулярный, двигательный, зрительный, звуковой). Иногда отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто средовыми причинами, например неблагоприятная обстановка в семье может привести к «педагогической запущенности».
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.
Норма есть баланс сил, а патология – крайняя противоположность нормы, аномалия – пограничное состояние.
Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, так как в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Поэтому эти дефекты не являются причиной аномального развития.
В основе аномального развития всегда лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора (вестибулярный, двигательный, зрительный, звуковой). Иногда отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто средовыми причинами, например неблагоприятная обстановка в семье может привести к «педагогической запущенности».