*Определение расстояния от точки съемки до объекта съемки
Изменение второй координаты точки съемки – расстояния между точкой съемки и объектом съемки при постоянном значении двух других координат, приводит прежде всего к изменению масштаба изображения. Масштаб увеличивается с приближением точки съемки к объекту и уменьшается с увеличением этого расстояния.
Таким образом, выбор расстояния, с которого будет вестись съемка, связан с выбором крупности плана.
При выборе крупности плана, перед фотографом стоит задача так ограничить рамкой кадра пространство, чтобы из имеющегося у него материала выделить главное и привлечь внимание зрителя именно к этому главному. Определяя масштаб изображения и крупность плана фотограф имеет возможность передать смысл и главную идею снимка.
Отбирая материал по смысловому значению, необходимо не забывать и о композиционном размещении элементов объекта в границах кадра.
При неправильном определении расстояния от точки съемки до объекта съемки и, соответственно, масштаба изображения и крупности плана, снимок теряет композиционную завершенность, а вместе с ней и выразительность. Бывает и так, что потеря четкости и определенности композиции приводит к тому, что мысль автора становится непонятной.
Например, съемка данного натюрморта
Мы видим, что автору не удалось получить гармоничной композиции. Её можно было достигнуть соответствующим размещением отдельных элементов в кадре и правильным определением расстояния от точки съемки до объекта.
При съемке следующего натюрморта
Несмотря на то, что кадр заполнен, в принципе, правильно, композиционное решение снимка является неудачным. Картинка полностью лишена выразительности.
При съемке этого натюрморта
Крупность плана.
Существует деление кадров на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы или фрагмент. Такое деление основано на различных масштабах, в которых могут быть изображены фигуры, предметы, действия и события в кадре.
Каждый из перечисленных планов имеет свои возможности и ограничения в использовании и, следовательно, свое назначение в фотографии.
Общим планом принято считать кадр, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом. Таковы снимки архитектурных ансамблей, различных пейзажей, спортивных соревнований (например футбольный матч), сделанные со значительных расстояний. Общий план, показывая объект съемки в целом, дает возможность ознакомиться с общим характером объекта, сооружения, пейзажа, действия, с размещением в пространстве отдельных элементов, с соотношением этих элементов, с взаимодействием людей, групп людей и пр.
Примером съемки общего плана может служить снимок Анселя Адамса «Восход луны».
Общий план создает у зрителя общее представление об объекте съемки. Но здесь есть и свои ограничения: ясно и четко показывая общее, целое, он оставляет за пределами внимания, детали, порой очень важные для раскрытия идеи снимка.
Например, общий план не дает возможности показать конкретного человека со всеми его особенностями и характерными чертами, действующего в определенной обстановке.
Для этой цели хорошо служит так называемый средний план, который показывает объект съемки с более близкого расстояния, в более крупном масштабе изображения и тем самым как бы приближает зрителя к происходящему, останавливает его внимание на определенном участке объекта съемки, на конкретном моменте действия.
Средний план, как правило, показывает человека в действии, в движении, хорошо просматриваются его позы, жесты, взаимодействие с другими людьми или связь с окружающими его деталями. Средний план используется в таких снимках, как портрет в интерьере, жанровые сцены, фоторепортаж.
Примером выразительного и эмоционального использования общего плана может служить фотография Доротея Ланж «Мать переселенцев».
Мы чувствуем горе женщины, практически читаем ее мысли. Из кадра, без слов, становится ясно, что эта женщина – мать детей, которые прижимаются к ней в поисках защиты. Сама она сидит в напряженной позе, раздумывая над тем, как прокормить детишек. По выражению ее лица, по морщинам на ее лбу мы понимаем, что женщине досталась сложная судьба, но в то же время мы видим, что она остается сильной ради своих детей. Такие подробности могли быть переданы только средним планом, так как сохранена обстановка действия и в то же время раскрывается внутреннее состояние людей.
Дальнейшее приближение точки съемки к объекту съемки, дальнейшее ограничение пространства кадра и укрупнение масштаба изображения приводит к образованию крупного плана.
Понятие «крупный план» обычно связывается с портретной съемкой и часто применяется в этом жанре. Показывая человека в таком масштабе, что его лицо занимает практически весь кадр, крупный план позволяет воспроизвести облик человека с большими подробностями, индивидуализировать его, передать особенности мимики, жестов, характера человека.
Крупный план всегда охватывает малые пространства, что, разумеется, исключает показ движения, обычно связанного с просторами. Это не значит, что композиции, построенные крупным планом, теряют свою динамичность, так как показ физического движения и внутренняя динамика кадра – это разные вещи.
Динамика портретного кадра складывается из позы, жеста, поворота фотографируемого человека. Динамике может способствовать ракурс, расположение светотеневых пятен и пр.
Развернутый показ обстановки в крупном плане исключается (она просто туда не «влезет»). Обстановка здесь может быть передана с помощью отдельных её элементов, деталей, включенных в общую композицию и расположенных часто за главным объектом изображения, в глубине кадра.
Примером выразительного показа человека крупным планом служит всем известная фотография Артура Сэйсса «Эйнштейн, показывающий язык»
Именно крупный план дал возможность зрителю увидеть не только внешний облик человека, но и заглянуть в его, совершенно неожиданный, внутренний мир.
Наконец, еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства приводит к показу в кадре детали, отдельного элемента, части объекта съемки или фрагменту, на который автор снимка хочет обратить внимание зрителя, как на существенно важный. Фрагмент, то есть некоторая часть целого, должен быть выбран и взят в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о целом, которое должно иметь здесь образное и лаконичное выражение.
Примером удачно взятого фрагмента является снимок Л. Устинова «Вечно живые»
Следует иметь в виду, что между перечисленными выше планами различной крупности не существует четких и точно обозначенных границ. Одна крупность переходит в другую через промежуточные планы, так что в ряде случаев бывает затруднительно классифицировать кадр и определить, является ли он, например, крупным планом, близким к среднему, или средним планом, близким к крупному.
Широко известен и другой принцип изобразительной организации материала, когда в пределах одного кадра даны изображения различной крупности: например человек, главный объект изображения, показывается в кадре крупным планом, за ним же виден общий план места действия. Такое построение кадра позволяет показать человека во взаимосвязи со средой, обстановкой.
Выбор крупности плана следует рассматривать как один из приемов общего композиционного построения снимка и значение этого приема в реализации идеи снимка достаточно велико. Ограничивая рамкой кадра пространство, фотограф тем самым отбирает материал, оставляя в поле зрения объектива лишь существенно важное, исключая все второстепенное, случайное, загромождающее и мешающее четкому выражению содержания, темы снимка. Данный прием позволяет нам создать «чистый» кадр, не отвлекая зрителя от ненужных деталей.
Спасибо!