Синдром Аспергера у детей: выявление болезни и подбор терапии

278
0
0
Синдром Аспергера у детей характеризуется нарушениями процесса адаптации в социуме, неспособностью решать нестандартные задачи и низким уровнем общения с людьми. Патология не сопровождается снижением интеллекта (или он снижается незначительно), однако больные имеют пониженную способность к концентрации внимания. Признаки заболевания впервые возникают в дошкольном возрасте. Родители могут воспринимать их, как особенности характера ребенка, что обычно приводит к поздней диагностике синдрома.

Общая информация

синдром аспергера у детей
Синдром Аспергера у детей характеризуется чрезмерной замкнутостью

Установить однозначную причину развития синдрома Аспергера у детей невозможно. Специалисты считают, что заболевание имеет наследственную предрасположенность. Случаи синдрома часто носят семейный характер, что говорит о наличии генетических механизмов его развития. Неблагоприятные факторы, воздействующие на организм матери и развивающегося плода (употребление спиртных напитков, радиация и др.) повышают риск возникновения патологии.

Болезнь является частью расстройств аутистического спектр. Аутизм — основное заболевание, характеризующееся снижением социальной адаптации, общения, но сопровождающееся снижением интеллекта у больных. Для синдрома Аспергера нарушения интеллектуальной деятельности не характерны, что позволяет проводить дифференциальную диагностику между патологиями.

Диагноз ставят в 5-6 лет, когда родители видят замкнутость ребенка и его отстраненность от сверстников. Психиатры считают, что заподозрить болезнь можно раньше — уже в 2-3-летнем возрасте дети начинают избегать игр на площадках, предпочитают оставаться одни и др.

Клинические проявления

Клинические проявления заболевания разнообразны. Диагностикой болезни занимается невролог или психиатр. Специалисты выделяют следующие симптомы:

  • эмоциональная сфера выражена слабо. Дети равнодушно относятся к новым игрушкам или праздникам. Улыбаются и смеются редко. При этом преобладают негативные эмоции: агрессия, раздражительность и тревожность. Их приступы быстро проходят и ребенок становится спокойным;
  • сфера интересов ограничена — ребенок занимается чем-то одним, вплоть до одержимости. Например, при сборе пазла он не оставит его до тех пор, пока полностью не соберет. В период обучения в школе больные концентрируют внимание на одном предмете, а информацию по остальным игнорируют;
  • на начальной стадии болезни родители могут выявить скудность мышления, частое повторение простых действий и слов. Дети с заболеванием редко выбирают игры, где необходимо придумывать события и героев;
  • в характеристике ребенка родители и педагоги отмечают его замкнутость и отсутствие близких контактов с другими людьми. Ребенок может проявлять агрессивность или равнодушие к детям и взрослым. При этом смущение или стеснительность отсутствуют;

Дети с синдромом Аспергера имеют физические особенности, отличающие их от сверстников. Они неуклюжи, могут разливать жидкости и ронять предметы. При работе с бисером, пластилином и другими небольшими деталями отмечается нарушение мелкой моторики.

Выявление болезни

симптомы синдрома аспергера
Симптомы характеризуются социальной дезадаптацией и склонностью к однотипному труду

Синдром Аспергера у детей диагностируется на основании особенностей их психической и социальной жизни. Наиболее часто диагноз ставят в возрасте от 5 до 10 лет, когда ребенок впервые попадает в организованные коллективы в детском саду и школе. Обследование включает в себя:

  • интервью с ребенком, в течение которого специалист беседует и играет с ним в игры;
  • интервью с родителями для выявления факторов риска развития заболевания и особенностей взросления больного;
  • изучается характеристика ребенка, составленная воспитателями в детском саду или учителями;
  • исследуется интеллект, психомоторные навыки, речь, а также способность к обучению и самостоятельной жизни.

При постановке диагноза необходимо исключить синдром гиперактивности с дефицитом внимания, аутизм и другие поведенческие расстройства. Ошибка в диагностике может привести к назначению лекарственных средств, которые приведут к усилению симптомов. Это обуславливает ухудшение прогноза и может стать причиной резкой агрессии в отношении окружающих.

Выявить заболевание во взрослом возрасте сложно. Человек в течение жизни адаптируется к жизни в социуме и проявления синдрома Аспергера становятся стертыми, маскируются от окружающих. Для постановки диагноза у взрослых необходимо подробно узнать об особенностях их детства, обучении в школе и ВУЗе, а также о восприятии работы.

Подходы к лечению

Лечение заболевания проводится совместно с психиатром и психологом. Задачи терапии: уменьшить выраженность клинических проявлений, обеспечить нормальное обучение и освоение ребенком речевых, моторных и коммуникационных навыков.

Среди немедикаментозных подходов используют следующие методы:

  • обучение социальным навыкам;
  • для управления стрессом и негативными эмоциями проводится когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • при выявлении тревожных расстройств и клинической депрессии необходимы консультации с психиатром и посещение психотерапевта;
  • занятия лечебной физкультурой способствуют освоению моторных навыков.

Лекарственные препараты для лечения используются редко. Существуют исследования, показывающие, что атипичные антипсихотики (рисперидон, оланзапин) уменьшают выраженность симптомов патологии, в том числе, тревожности и агрессии. При выявлении депрессивных расстройств специалисты подбирают антидепрессанты из группы селективных блокаторов обратного захвата серотонина: флуоксетин, сертралин и др. Использовать медикаменты возможно только после обследования у психиатра, так как они имеют побочные эффекты и могут усилить признаки болезни.

Советы родителям

психологическая характеристика ребенка
Психологическая характеристика ребенка меняется при регулярных занятиях с ним

Полного выздоровления детей с синдромом Аспергера добиться не удастся.

Для улучшения качества их жизни и повышения адаптации в социуме специалисты дают родителям следующие рекомендации:

  • в разговоре с ребенком необходимо избегать сложных речевых конструкций, которые плохо понимаются. Отдается предпочтение простым фразам и подробному объяснению требуемых действий;
  • необходимо проводить больше времени вместе с детьми. Начальная стадия патологии характеризуется стремлением ребенка оставаться наедине с собой и заниматься своим любимым делом. Время в одиночестве рекомендуется ограничить до 2-3 часов в день;
  • в отношении ребенка не должно быть угроз. Дети с данным синдромом воспринимают их буквально, в результате чего могут еще больше отдалится от родителей и близких людей;
  • для улучшения адаптации больного его необходимо учить правилам общения между людьми, а также существующим нормам поведения. Это обеспечивает повышение адаптации.

Симптомы заболевания при открытом и правильном общении и воспитании детей слабо выражены. Ребенок учится правильно вести себя в социуме и может учиться и работать в обычных учреждениях. В подавляющем большинстве случаев обходится без присвоения степени инвалидности.

Синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра (РАС), проявляющееся нарушениями социальной адаптации ребенка и его общения со сверстниками. Патология имеет благоприятный прогноз, так как не приводит к умственной отсталости и корректируется немедикаментозными методами. При своевременном выявлении болезни родителями и подборе комплексной терапии проявления болезни купируются, она не прогрессирует в дальнейшем. В последнее время рассматривается вопрос о том, чтобы не считать РАС заболеваниями, а классифицировать их, как особенности психики.

Видео

Видео: n4c2zmWs5TY

Читайте также: туберкулез у детей

⚠️ Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!
0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0