малыша по тому,
как он ест!
теста
год его жизни — одна их самых
волнующих любую маму
И это понятно: пищеварительная система младенца крайне
чувствительна к любым изменениям, а их в течение 12 месяцев
не избежать, ведь питание для крохи – это необходимое условие
не только жизни и роста, но и развития.
ПРОВЕРИТЬ
Реакция Вашего малыша, если поставить
перед ним тарелку с незнакомой пищей?
Не мешкая, запустит в нее свою ручонку и тотчас же отправит содержимое в рот
Заинтересуется, сначала отведает маленький кусочек или понюхает. Если вкус
и\или запах его устроит, продолжит дегустацию
Ни за что не попробует новое блюдо, если оно не будет креативно оформлено
Скорее всего, даже не взглянет. От предложения попробовать наотрез
откажется. Может устроить истерику, если мама будет настаивать
Какое описание можно применить к Вашему ребенку, когда он был на грудном или искусственном вскармливании?
Всегда готов покушать, сосет активно, ест много; нередко требует грудь (бутылочку) раньше положенного времени, любит «повисеть» на груди.
Сосет вяло, часто отвлекается, отпускает сосок (соску), почти всегда засыпает в процессе еды, легко выдерживает большие интервалы между приемами пищи.
Может отказаться от груди, если мама перед этим поела лук или чеснок. С подозрением отнесется к бутылочке с новой смесью.
Всегда внимательно разглядывает маму и окружающий мир во время кормления. Может внезапно прекратить есть и с любопытством уставиться на сосок (бутылочку) или что-то другое.
Как малыш отреагировал на введение прикорма?
С готовностью и жадностью съел первую ложечку, потребовал «продолжения банкета», был весьма недоволен, что с первого раза мама не скормила ему всю баночку.
Наотрез отказался от новой для него пищи; сморщился, ощутив на губах пюре. Предпочел бы и дальше оставаться на грудном (искусственном) вскармливании, если бы мама сильно не настаивала.
С интересом разглядывал содержимое ложечки, прежде чем открыл ротик. Не сразу проглотил, какое-то время держал пюре во рту, привыкая к новому вкусу и консистенции.
Воспринял введение прикорма как интересную игру, его явно привлекла не столько пища, сколько сам процесс ее приема.
Какая фраза лучше всего отражает отношение Вашего ребенка к еде?
«Может, введем третий завтрак и второй обед? Я – за!»
«А новый мультик включите? Тогда, пожалуй, поем немного».
«Снова суп с фрикадельками? А рецепты других детских блюд вообще существуют?»
«О! Будем кушать! Сейчас только любимую книжку принесу и машинку».
Какое описание лучше всего отражает обычное поведение Вашего малыша за столом?
Охотно начинает есть, но когда дело доходит до пятой ложки или предпоследнего куска, сжимает губы и наотрез отказывается что-либо проглотить.
Стремится есть самостоятельно, но ложка то и дело тонет в супе, а содержимое тарелки разлетается во все стороны. Неудачи вызывают у малыша гнев и раздражение, аппетит пропадает, помощь мамы приводит в еще большее расстройство.
Жадно набрасывается на еду, но при этом не может усидеть за столом больше пяти минут: спрыгивает со стула, разгуливает по кухне, залезает под стол, приносит игрушки...
В один прекрасный день может наотрез отказаться от любимой творожной запеканки или куриного супа, который до сих пор без проблем ел. Неожиданно для всех взрослых начинает выплевывать привычную для него еду и плакать.
Как обычно ест Ваш малыш?
Ест очень медленно, нередко забывает жевать – сидит с полным ртом, занимаясь чем-то другим (играет, наблюдает за вороной за окном, смотрит мультик и т.п.), отворачивается от следующей ложки, сам есть не стремится.
Любит играть с едой – строит из пюре башни, кашу превращает в «кисельные берега» и просит маму добавить в нее «молочные реки»…
Обычно ест очень быстро, глотает ложку за ложкой, торопится, часто заглатывает еду, не жуя. Может съесть довольно большую порцию и попросить добавку.
Может долго ковыряться ложкой в содержимом тарелки, выясняя, из каких ингредиентов состоит сегодняшнее блюдо. Ест избирательно, откладывая в сторону кусочки другого цвета или консистенции.
Какие продукты (блюда) являются основными в рационе Вашего ребенка?
Мясо в любом виде – отварное, в виде котлет, фрикаделек, пудингов и запеканок.
Всевозможные печеньки, хрустящие хлебцы, кукурузные палочки – все, чем можно похрустеть между основными приемами пищи.
В принципе, ест все. Главное, чтобы меню было разнообразным, и одни и те же блюда как можно реже повторялись.
Сложные блюда, состоящие из каких-либо кусочков и соуса, в который эти кусочки можно макать.
Любитель покушать
Ваш ребенок относится к тому типу маленьких едоков, о которых мечтают все родители.
Он всегда готов и любит покушать. Как правило, наслаждается и самой пищей, и процессом
ее потребления – с удовольствием учится пользоваться ложкой и вилкой. С аппетитом
обычно проблем не возникает – всегда съедает все, что Вы кладете на тарелку.
Не отказывается попробовать новые блюда. У него есть свои предпочтения в еде,
но он вполне может обойтись пищей, которая ему нравится чуть меньше.
Нередко родители умиляются, глядя на то, как их лакомка ест
все подряд и с легкостью справляется с порцией, которую подчас
не осиливают взрослые члены семьи. Но детские психологи
нередко говорят о том, что детям (особенно в возрасте от 1 года
до 3 лет) свойственно компенсировать недостаток впечатлений
или внимания к себе «лишней» едой. А это может привести
к набору лишнего веса и появлению в будущем привычки
«заедать» любое дискомфортное состояние.
Родителям стоит внимательнее наблюдать за малышом, больше
проводить с ним времени, играть, гулять. Следует контролировать
свое собственное поведение за столом. В частности, не выяснять
отношения со своей половиной во время еды. Также маме с папой
нужно учиться останавливать ребенка, если он съедает больше,
чем ему требуется, и позволять не доедать, если малыш наелся.
Нехочуха
Ну что ж, дорогие родители, Вам достался большой привереда, и ежедневно у вас возникает немало хлопот с тем, чтобы накормить его. Как правило, такие детки позволяют положить себе в рот только определенный, весьма ограниченный, набор продуктов. Да и от привычных блюд могут ни с того ни с сего отказаться.
Едят они плохо, мало, вяло. Часто отвлекаются в процессе. Без мультиков, песен и танцев накормить их довольно проблематично. И не дай бог маме приготовить на обед что-то новенькое – может разразиться настоящий скандал, и малыш (если мама не подстраховалась и не припасла привычное блюдо) предпочтет остаться голодным.
Очень важно развивать у таких детей аппетит. Ведь еда – это одно из проявлений жизнелюбия! Простое чувство голода утолит любая еда, будь то пюре из пакетика или кусок хлеба. Но если нам важно научить ребенка радостному восприятию жизни, то необходимо прививать особое отношение к еде как к очень приятному занятию. Можно научить сына (дочь) выбирать хорошую еду в магазине, красиво накрывать на стол. Время от времени обязательно готовьте что-то вместе с малышом. А за обедом не забудьте спросить у ребенка: «Тебе эта подливка понравилась больше, чем та, что мы делали в прошлый раз? Может быть, в следующий раз добавим больше сметаны или петрушки?» Маленькие привереды часто становятся таковыми из-за некого неудачного опыта, связанного с едой. Дети всегда запоминают неприятные ощущения. Самое правильное в такой ситуации – сразу же зафиксировать ее и постараться победить недоверие малыша, подав в другом виде те продукты, которые ему не понравились.
И помните: ребенок ясельного возраста по натуре своей – скептик. Любая новая пища придется ему по вкусу не сразу. Он будет долго экспериментировать с ней – брать в руки, мять в ладошках. Возможно, через некоторое время попробует ее, а потом снова откажется. И так будет происходить много раз, пока малыш не осознает, что эта пища достаточно вкусна и нравится ему.
Маленький гурман
С одной стороны, родителям этих малышей повезло – им не нужно идти на разного рода ухищрения, чтобы привить своему чаду интерес к еде. С другой, интерес этот – весьма избирательный. И становится он таковым чаще всего после года. Причин этому две. Во-первых, физиология. Примерно в год заканчивают формироваться вкусовые рецепторы языка. Ребенок совершенно неожиданно для себя начинает воспринимать весь набор вкусов – кисло, сладко, солено, горько. Вся привычная до этого момента еда вдруг меняет свою вкусовую «окраску». И начинаются «капризы». Для мамы это – сущая беда: еще вчера ребенок кушал все, а тут внезапно перестал! Но есть и вторая проблема – психологическая. Как раз решая ее, родители могут справиться с ситуацией.
Все просто: малыш подрос, и ему теперь хочется все делать самому – и кушать, и выбирать себе еду. Не сопротивляйтесь! Дайте ребенку ложку и вилку. Положите на тарелку яркую вареную морковь, зеленый горошек, кусочки вареной курицы, оранжевую тыкву, «кудрявую» брокколи…
Пусть малыш выбирает себе кусочки еды, накалывает их на вилку и тянет себе в рот. Важное условие: еда должна быть вкусной. Если вы готовите ребенку отдельно, без соли и сахара, то придайте ей вкус за счет овощей, фруктов и трав. Тогда обед будет ассоциироваться у малыша с удовольствием, а вы будете наслаждаться довольными причмокиваниями своего подрастающего гурмана.
Юный Цезарь
«Просто есть? Это же так скучно!» - вот девиз малышей, демонстрирующих явное нежелание посвящать время, отведенное на прием пищи, исключительно данному процессу. В мире так много интересного. Надо успеть все! И желательно сделать это одновременно! Юные «Цезари» чаще всего по природе своей – гиперактивные дети. Им сложно усидеть за столом более пяти минут, их внимание привлекает то один объект, то другой, а то и несколько сразу. Чтобы накормить непоседу, взрослым нередко приходится обращаться к помощи мультиков, книжек или игрушек. Что угодно, лишь бы удержать ребенка за столом! «Цезари» очень переменчивы и эмоциональны, что, конечно же, не может не отразиться на отношении к еде. Родителям остается лишь недоумевать: только вчера их малыш уплетал зеленый горошек, в сегодня внезапно возненавидел его. А потом он страстно полюбил сыр, но прошла неделя, и от идиллии не осталось и следа…
Мамы и папы должны спокойно относиться к подобным «причудам» своего чада, не воспринимать их как проявление непослушания. Ребенок просто-напросто набирается опыта – в своей манере. Не стоит делать трагедию из-за меняющихся пристрастий малыша. Именно те обеды и ужины, которые пройдут без ненужных конфликтов, со временем непременно превратят ваших детей в истинных ценителей вкусной и полезной еды. Примиритесь с тем, что у юных «Цезарей» вкус формируется скачками, а аппетит разыгрывается и пропадает внезапно. Но все же не позволяйте ребенку входить в роль «клиента, на которого не угодишь» и не соглашайтесь заменить еду, от которой он отказался, на другую. Пусть он сегодня отодвинет полную тарелку, зато завтра поест с большей охотой.
Кроме того, учитывая темперамент вашего непоседы, старайтесь ограничивать время застолья (все-таки для двухлетнего малыша просидеть на месте целых полчаса – само себе настоящий подвиг). Разговаривайте с ребенком во время приема пищи, расспрашивайте, чем он сегодня занимался, что видел. Просите оказать мелкие услуги – передать хлеб, принести ложечки для десерта, подсказать маме, когда зазвонит таймер духовки… Благодаря этим несложным, но таким увлекательным занятиям обед пройдет более или менее спокойно – без игры в догонялки.
ПРОДОЛЖИТЬ
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует грудное вскармливание для детей до 6 месяцев.
«Беллакт» поддерживает ВОЗ и предлагает продолжать грудное вскармливание как можно дольше.
Перед применением смеси или введением прикорма проконсультируйтесь со своим педиатром.