«Эй, верующие, храните вы две вещи Они когда плохие — вас сожгут в аду», — Сказал пророк Мухаммад сахабе,- А если сохраните их, они согреют вас в саду. Вас выше ангелов превознести сумеют Иль ужаса и потрясенья вызвать крик. Они и дьявола враз превзойти сумеют Храните эти вещи — Сердце и Язык."
Один из сахабов попросил у Пророка Мухаммада совета. Он хотел чтобы совет был коротким настолько, чтобы тот мог легко его запомнить. Наш Пророк сказал ему:«Не гневайся!» Сахаб несколько раз переспросил, но каждый раз Благородный Посланник повторял ему: «Не гневайся!»
(Источник: Бухари, Адаб, 76)
Гнев – от шайтана, поэтому человеку рекомендуется сделать омовение, чтобы успокоить себя. Также, если человек стоит в гневе – лучше ему сесть.
Скрывать гнев считается очень похвальным качеством в Исламе. Коран указывает на достоинство тех, кто укрывает свой гнев.
Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Не тот силен, кто может побороть кого-то, а силен тот, кто может владеть своим нафсом при гневе!».
Этот хадис чётко указывает: кого реально можно посчитать сильным.
Есть множество примеров относительно тех, кто скрывал гнев и у кого мы можем поучиться.
Однажды некая служанка лила воду на руки Али бин Хусайна. Наливая воду, она нечаянно уронила кувшин и он упал на голову Али и ранила его. Когда он поднял голову, она прочитала аят из Корана (смысл): «Те, кто скрывают гнев», и тогда он сказал: «Поистине, я скрыл свой гнев».
Служанка продолжила аят (смысл): «… и т те, кто прощают людей» – и Али сказал ей: «Поистине, я простил тебя!».
Далее она прочитала продолжение этого аята (смысл): «…и поистине, Аллах любит совершающих добро». Тогда Али сказал: «Иди, поистине, ты свободна ради Аллаха!». То есть – она была рабыней, и он освободил её ради Аллаха.
Если мы не можем дойти до такого уровня, то хотя бы должны стремиться к нему.
Когда великому богослову Фудайлу бин Ияд говорили, что кто-то затрагивает его честь, он отвечал: «Клянусь Аллахом, я сделаю так, чтобы иблис разозлился!». И сказав это, он обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, если он прав – прости мне мои грехи, а если он не прав – прости ему его грехи!».
Да поможет нам Аллах проявлять свой гнев там, где это нужно и остерегаться от непохвального вида гнева! Амин.
Грехи, вызывающие гнев Аллаха
Существует много хадисов о грехах, которые станут причиной гнева Аллаха в Судный день, и об участи совершивших их. Ниже доводим до вашего сведения один из этих хадисов с небольшими сокращениями.
Отметим, что описание некоторых наказаний в хадисе носит переносный (аллегорический) характер. Подобным способом Пророк (с) пытался показать, насколько ужасны эти грехи, и тем самым предостеречь мусульман от их совершения.
Абдуллах ибн Аббас передает, что Его Светлость Мухаммад (с) сказал:
»… Кто вероломно отнесется к горсти земли своего соседа, Аллах превратит эту землю в огненную цепь до седьмого колена земли и наденет на его шею, а затем бросит того человека в Ад.
Аллах приведет на Страшный суд с запахом хуже запаха падали всякого, кто вступит в недозволенном виде в половую связь с женщиной или же займется блудом с человеком того же пола, и этот запах причинит страдания присутствующим на этом Суде. Аллах бросит его в Ад, не примет ни одно из деяний и все его благие поступки уйдут впустую…
Кто причинит страдания своей супруге, не выплачивая мехриййе, будет считаться пред Аллахом прелюбодеем. Великий и могучий Аллах в Судный день изволит: «Мой раб связал себя узами брака с моей рабыней, однако не исполнил свои обязательства» (то есть не заплатил мехриййе женщине). Аллах отберет у него причитающееся женщине в виде саваба (то есть одарит савабом мужчины женщину). Затем прикажет бросить мужчину в Ад…
В тяжелых цепях будет приведен на Судный день и брошен в Ад тот, у кого будут две жены, однако (преднамеренно) не будет соблюдать справедливость между ними своим телом и имуществом…
Аллах переломает кости и бросит в огонь того, кто даст пощечину мусульманину…
Аллах обуяет пламенем могилу того, кто будет сплетничать между двумя людьми, и он будет гореть в могиле вплоть до Судного дня. Когда же он восстанет из могилы в Судный день, Аллах скормит его тело ядовитым змеям (за ядовитый язык).
Аллах приведет на Страшный суд в опозоренном и жалком виде, как муравья на теле, а затем бросит в Ад того, кто причинит страдания бедняку и оскорбит его.
Аллах не примет ни одно деяние того, кто оговорит в беспутстве приличных мужчин и женщин. В Судный день 70 тысяч ангелов будут хлестать его спереди и сзади, и, в конце концов, он будет брошен в Ад.
Аллах напоит ядом змей и скорпионов того, кто будет пить вино в этом мире. Это такой страшный яд, что даже, прежде чем испить этот яд, мясо сгниет на его лице, а после того, как выпьет, мясо и кожа тела превратятся в падаль, люди будут страдать от этой вони, а затем того человека бросят в Ад. Употребляющий вино, выжимающий и заставляющий выжимать виноградный сок, продающий и покупающий, транспортирующий и занимающийся транспортировкой вина, использующий вырученные за это деньги в одинаковой степени грешны.
В Судный день будет повешен за язык и вместе с лицемерами будет брошен на самое дно Ада тот, кто будет лжесвидетельствовать против мусульманина или людей Писания.
Аллах приведет на Страшный суд в проткнутом огненными гвоздями того, кто будет смотреть на намахрамов, а затем его бросят в Ад.
Аллах накормит вонью Ада того, кто накормит кого-либо из-за корысти, и эта вонь в его желудке превратится в пламя…
Аллах приведет на Страшный суд слепым каждого, кто будет читать Коран, но не следовать ему. Он скажет: «О, Господь, почему ты привел меня на Страшный суд слепым? Ведь в мирской жизни я был зрячим!». Аллах ответит: «Изучив наши аяты, ты забыл о них. А я забыл тебя сегодня таким образом (лишил своего милосердия)». Затем он будет брошен в Ад.
В Судный день Аллах отделит мясо от костей того, кто будет изучать Коран с целью лицемерия, обмана глупцов, бахвальства пред учеными и достижения преимущества в этом мире, и никто не будет страдать в Аду больше него. Аллах настолько разгневается на него, что в Аду не останется мук, которым он не подвергнется…
Первым ступит в Ад тот, кто раскроет недостатки и секреты своего брата по вере. Аллах раскроет его недостатки пред людьми…" («Бихаруль-анвар», VII, 213-216, хадис 116).