Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Ш, Ж, Щ, Ч.


При произнесении звука «Ш» губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верх ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

При образовании звука Ж“ та же артикуляция, что и при образовании „Ш“, но голосовые связки вибрируют, т.е. образуется голос.

Звук „Щ“ произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий. При его произнесении губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении Ш). Язык напряжен. Звук произносится без образования голоса. Сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами.  

При произнесении звука „Ч“ губы, как при произнесении всех шипящих, округлены и вытянуты. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке Ть). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Звук заканчивается кратким щелевым элементом (как при звуке щ).

Артикуляционные упражнения

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Ш, Ж, Щ, Ч.

Лопатка

Цель:  вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить  звуки  пя-пя-пя….    Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.   Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.   Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.  


Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Ш, Ж, Щ, Ч.

  Кто дальше загонит мяч?

Цель:  вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.   Нельзя надувать щеки.   Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х»,  т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.



Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Ш, Ж, Щ, Ч.

Вкусное варенье

Цель:  вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает  при произнесении звука «Ш». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.  Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов  рта.   Если язык узкий, похлопать по нему губами:  пя-пя-пя, чтобы стал широким.  


Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Ш, Ж, Щ, Ч.

Фокус

Цель:  вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.  Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.  Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.  Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.  

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Ш, Ж, Щ, Ч.

Чашечка 

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.  Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.


Пирожок

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.





˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи
005491

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества