Из журнала пользователяSemya Knyazya
Доступно:Для всех

речь.прочитайте

7 причин задержки речевого развития ребёнка

Логопеды разбирают 7 примеров речевого развития детей из личной практики. Специалисты логопедического центра «Детская академия речи» объясняют, почему родительская любовь может привести к задержкам речевого развития у детей. Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И родительское влияние на ребенка с самого раннего детства — всегда ключевой фактор его развития.

Давайте договоримся: мы изначально находимся в парадигме, где ни один родитель не будет осознанно желать зла своему ребенку. Тревожные, заботливые, любящие, они приводят на занятия в логопедический центр своих детей с единственным желанием — помочь. Но парадокс заключается в том, что, сами того не понимая, взрослые «закрепощают» речевое развитие своего ребенка. И, к сожалению, мы часто сталкиваемся с наблюдением, что при прочих равных условиях дети из разных семей будут иметь совершенно различный уровень навыков речи. И успех овладения речью у этих детей также будет разным. Почему? Попробуем разобраться.

Причина №1 — Гиперопека

В «Детскую академию речи» заходит мама с ребенком. Ребенок молчит. В помещении тепло и мальчик начинает стягивать шапку. «Жарко? — тревожится мама. – Стой, я тебе помогу. Хочешь пить? Конечно, хочешь. Не холодная? Холодная, дай разбавлю». Во время этого «диалога» взгляд (у обоих) падает на витрину с игрушками. «Чего тебе хочется, машинку?» Мальчик протягивает пальчик к машинке. Сам ли принял решение? Или привык признавать чужой выбор? «Возьми красную, ты же красный больше любишь (то ли вопрос, то ли утверждение на конце фразы)». Любовь этой мамы столь всеобъемлющая, что она понимает своего сына без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?». Пример классической педагогической запущенности: ребенку слова не нужны, в них нет никакой надобности. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос. Но хуже того, что через какое-то время вопросы просто перестают возникать.

Причина №2 — Тревожность

Администратор в качестве знакомства протягивает ребенку леденец. Мальчик запихивает конфету в рот и тут же начинает давиться. Папа пружиной подскакивает к ребенку и трясущимися руками выбивает лакомство изо рта. После того как все успокоились и все закончилось хорошо, выясняется, что мама с момента рождения малыша пребывает в смертельной, удушливой панике, что ребенок может когда-нибудь подавиться. Она перемалывает, трет на терке любую пищу. Даже котлеты. Малыш никогда не держал в руках морковь, не грыз яблоко. Он никогда не сосал леденец. Ему два с половиной года. У мальчика элементарно не были развиты мышцы речевого аппарата. Он вообще не понимал, как они должны работать, как ими пользоваться. Он просто физически не мог говорить.

Причина №3 — Ревность родителей

«Пойдем-пойдем, не бойся, тебя здесь никто не обидит», — мама ведет на занятия к логопеду маленькую дочь. И уже после занятий: «Ты моя бедная, иди, я тебя пожалею». Чужой человек — потенциальное зло. «Он может обидеть» звучит на грани «он обязательно бы обидел, но мама берет ситуацию под контроль». Фраза после занятий «иди, я тебя пожалею» убеждает ребенка в правильности своих подозрений. Малыш непроизвольно считывает: если здесь мама его защищает — значит, там его обижали. Такой ребенок не сможет набраться опыта социализации, из лучших родительских побуждений он не допущен к общению, среда априори настроена к нему агрессивно. Модель, которую транслирует мама: «Мир враждебен, он несет проблему». Подсознательная реакция ребенка: «Я не буду с этим миром общаться». Но это еще не все. Своим сочувствием ребенку после трудной работы родители программируют кроху на то, что там, где его заставляют трудиться, его обижают. Занятия по развитию речи, конечно, пойдут ребенку на пользу, но не в том объеме, в котором хотелось бы взрослым.

Причина №4 — Заниженная самооценка родителей

На диагностике перед курсом «Запуск речи» специалист просит ребенка выполнить задания. Не успевает мальчик обвести карандашом круг, как папа кидается к нему на помощь: «Не так делаешь, надо так». Попытка выполнить следующее задание также проваливается: «Опять не то, разве не видишь? Надо вот так». Родители с низкой самооценкой (а это именно она!) неумышленно считают, что их собственные способности (не рисовать, конечно, — воспитывать) оцениваются через призму того, насколько хорошо их ребенок умеет справляться с заданием. Они подсознательно сливают в одно целое себя и своего малыша. И несовершенная речь ребенка в представлении таких родителей — не что иное, как проявление «некачественной» работы, прежде всего их собственной. Такие родители все берут на себя: подсказывают, помогают, доделывают. В итоге ребенок перестает развиваться, теряет интерес к познанию, собственному опыту. Сначала оказывается в ситуации неуспеха, потом — безразличия к ней.

Причина № 5 — Психологическое запугивание

Снова диагностика. Скромная, с тихим голосом мама рассказывает специалисту, что четырехлетний мальчик не говорит, заторможенный, стеснительный. В кабинет заходит папа, начинается тестирование, ребенок пытается выполнить первое задание. «Ты что глупый? Не понимаешь?» — реплика отца. На первый взгляд эти две истории очень похожи — родители не верят в своих детей. Но если в предыдущем случае папой двигало чувство благородное (так ему казалось), то в этом ситуация гораздо хуже. Отец ребенка не только в него не верит, но и утверждается за его счет. Делает это грубо. Ребенок, конечно, имеет право в 4 года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание — забиться в угол и молча перетерпеть. Ключевое слово — «молча», так как, подав в такой ситуации голос, он только спровоцирует взрослого на еще большую агрессию (которая самим родителем оценивается как проявление досады, не более).

Причина №6 — Протест из-за чрезмерного давления со стороны взрослых

«Скажи…» «Повтори…» «Скажи…» «Повтори…» Бабушка трехлетней девочки настраивает внучку на занятия. Ребенок уже занимался в логопедическом центре. Не пошло. Пришли пробоваться к нам. Обычно такой «педагогический» прием присутствует там, где уже проявились признаки задержки речевого развития. В основе такого поведения в данной ситуации родственников (а мы, к сожалению, наблюдали такой метод коррекции речевого отставания и у коллег) лежит желание научить ребенка разговаривать. Однако ребенок, не владеющий навыком речи, которого бесконечно «тюкают» заходом «скажи-повтори», может выразить свой протест одним единственным способом — молчать. В логопедии такое речевое «замыкание» ребенка называется «речевой негативизм». Ребенок ни в коем случае не должен осваивать навык речи из-под палки. Самый продуктивный способ учиться говорить — в ролевом взаимодействии, во время игры. Научить потом детей с речевым негативизмом разговаривать очень трудно. А ведь в случае обычной темповой задержки их речь могла бы развиваться нормально. Если бы в свое время не передавили.

Причина №7 — Соска, памперс и iPad

Мама приводит в Академию трехлетнюю дочь. Во рту пустышка. Ребенок, начиная познавать мир, задает вопросы. Расстроенный ребенок плачет. Голодный, уставший — орет в голос. Однако не все родители согласны это терпеть. И соска в такой ситуации — простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Как памперс. И как в дальнейшем телевизор или гаджет.

Другая ситуация. Звучит гораздо гуманнее. Ребенок, начиная познавать мир, пробует его на вкус (иначе выражаясь, все тянет в рот). Выход? Все та же соска. Для того чтобы малыш не мешал (или, что благозвучнее, не заболел), ему в обоих случаях искусственно затыкают рот. Рассчитывать в этой ситуации на то, что он вовремя начнет говорить, как минимум нелогично. Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся экология, участившиеся случаи сложных родов приводят к тому, что задержки развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих трудностей отводится родителям. И тут вступает правило — не навредить. Не навредить — значит помочь.

В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку — делать все то, что проделывали с нами его бабушки и дедушки. В сторону отодвинуть игрушки — придвинуть ближе живой, реальный мир. Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не нашла им альтернативной полезной замены.

С ребенком обязательно нужно играть. Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Ролевые, сюжетные, предметные игры не только удовлетворяют его главные потребности, но и являются предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности. И самое позднее в три года ребенка нужно отпустить. Не бросить, не отвернуться, не лишить поддержки, а именно отпустить познавать мир. Чтобы, охраняя свои собственные границы, он смог вступать в коммуникацию с окружающими. Не через родителей — сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.

Пожаловаться
5
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 46
МарияСавелийМаксимильянЮрийНинельВарвараРоман
Я часто сталкиваюсь с пунктами 1/2/7
ОтветитьНравится 
Любимка
Semya Knyazya++++именнр с этими пунктами и встречаюсь. Врспитатель.
ОтветитьНравится 
ДаниилВероника

отличная статья!

ОтветитьНравится 
Кэть-сМарусень

Отличный материал! Спасибо!

У моей не было зубов до года, я ей все протирала. В год мы завязали с ГВ, дочка начала вдруг жевать единственным зубом — и сразу запоявлялись слова. Никогда бы не провела такую параллель, а она прослеживается.

ОтветитьНравится 
ИванРоман

Спасибо большое! Очень информативная статья. Увидела себя в пункте 1. Буду предотвращать))

ОтветитьНравится 
Сынуля

Хорошая статья!

ОтветитьНравится 
АндрейАлиса
Жаль что нам это не поможет!

И от памерса отучились только в 3.к, когда мозг дозрел. Пришло понимание что опа мокрая!

ОтветитьНравится 
Илья
Полезно
ОтветитьНравится 
ЛеньХомякМедведьСовище

У меня видимо хорошая интуиция и этих ошибок я избежала. Бабушка же Симе до сих пор в её присутствии жевать не разрешает!

ОтветитьНравится 
хулиганмалыш

если бы все так просто было..

ОтветитьНравится 
ПолинаВячеслав

Я увидела себя в пункте 1, чуть чуть пункт 6, раньше сыну говорила «повтори-скажи». Ну и соска это ж наш друг был. Мой сын без нее не куд. В 2 года бросил и стал потехоньку болтать. Посмотрим как дочка, она соску не сосет, пальцы правда, но только когда хочет кушать или спать. ( а вот как от пальцев отучить я незнаю)

ОтветитьНравится 
ВладаМилана
KseniyaЯ своей малышке в 2 и 3 м. пальчик пластырем замотала и объяснила что там вава.За пару недель она отвыкла от этого, хотя до этого без пальчика уснуть не могла.
ОтветитьНравится 
ПолинаВячеслав
ВикторияСпасибо. Стоит попробовать
ОтветитьНравится 
Виктория

я своей заматываю палец пластырем уже давно — там действительно бывает вава от сосания ночью, так она сосет с пластырем и отвыкать не собирается

ОтветитьНравится 
Иннокентий
Мария

Обратитесь к психологу, видимо малышку что-то очень тревожит. Попробую Вас немного напугать последующим неправильным прикусом. Будете ходить с трейнерами или брекетами (это недёшево и убивает кучу времени).

ОтветитьНравится 
KseniyaКсения, моя дочка сосала пальчики где-то до года и 2 месяца… Я тоже переживала по этому поводу. Но! ненавязчиво… всегда ей напоминала, что пальчики — ая.яй и спокойно убирала их. Нам говорили, что как только пальчики будет подносить ко рту, давайте что-нибудь в руки… Но честно, это у нас не работало. В общем, проблемка сама улетучилась. Ребенок просто перерос этот период своей жизни с мягкой подачи — пальчикам нет- от родителей. И еще, малышка моя пошла поздно, как раз в год и 2.5 месяца, вот на этот момент пальчики сошли на нет… Уже другие интересы появились)))
ОтветитьНравится 
ПолинаВячеслав
ОксанаТоже про это думала что перерастет после года. Сейчас ее не трогаю когда засыпает. Но она пальцы так не сосет постоянно. Она сост только в двух случаях показывает что есть хочет или спать хочет, а так без пальцев. После года может чуть старше буду пробовать разные методы.
ОтветитьНравится 
МарияСавелийМаксимильянЮрийНинельВарвараРоман
Kseniyaне перерастет, Варя так и сосет перед сном
ОтветитьНравится 
ПолинаВячеслав
Semya Knyazya

Эххххх. Ну тогда будем потом это как то решать

ОтветитьНравится 
Kseniya

Ксения, конечно перерастет после года. У меня сын тоже до 1.2 все в рот тянул и пальцы сосал, а потом как-то незаметно все прошло. Гляжу, а в рот уже ничего и не тянет.

ОтветитьНравится 
РусланСофия
Хорошая статья. И я из тех мам у кого причина 1. Теперь буду знать
ОтветитьНравится 
PrincipessaGiuliettaPatatinoМалыш
Во всем виноваты родители. Легче всего их во всем обвинить. Ребенок не говорит мама виновата, ребенок ночью писает, опять мама виновата. Ребенок сосет губу, соску, палец. Кто виноват? Правильно, мама. А про соску вообще не согласна. Вижу как дети с 1,3 года говорят очень хорошо, но в школу с соской идут.
ОтветитьНравится 
СтаршийМладший
А я закомплексоыанный родитель. С трудом сдерживаю себя, чтобы не помочь, исправить, доделать ((
ОтветитьНравится 
АксинияПрохор
Ошибок таких не было, а сынок заговорил после двух на человеческом))) Думаю были какие-то еще.
ОтветитьНравится 
СонечкаИлюшаВанечка

У нас Ванечка не говорит(. Ждем все…

Наверно, я гиперопекающая мама...

ОтветитьНравится 
Ирина
АлёнкаЖдать не надо, надо к неврологу идти. Если ребенок растет в нормальной, любящей семье, то он не говорит скорее всего по причинам, не зависящим от родителей. У подруги ребенок тоже не говорил, хотя уже должен был, сходили к хорошему неврологу, оказывается у него как-то процессы передачи информации были слегка нарушены, пропили лекарство, и сразу же заговорил ребенок! еще какие-то физпроцедуры были назначены. Многие говорят, мол, вот у меня ребенок молчал, а потом после трех заговорил, да, может, и заговорил, только в школе у ребенка могут быть проблемы с чтением и письмом и усвоением информации. Есть определенные границы развития, я не верю, что ребенок, который отстает в развитии (не садится, когда нужно, не ходит вовремя, не говорит слогами, а потом словами, когда положено, к примеру, вдруг резко догоняет своих сверстников без какого-либо специального вмешательства) НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, что бы потом было все нормально, обязательно это где-то аукнется. Поэтому меры надо принимать.
ОтветитьНравится 
ДанилаМаксимкрасавишна
Lizzi

У меня сын в 3 года старший заговорил сразу предложениями и чисто, сейчас ему 10лет отличник и ни каких отставаний нет и ни когда не было.с логопедом занятия были только в садике всей группой

ОтветитьНравится 
Александр
LizziНу после трех лет, не знаю. А многие, кто после двух заговорил, потом опережают своих сверстников. Есть еще такая штука как генетика.
ОтветитьНравится 
Похожие записи
на тему материнства

Новость дня,