Из журнала пользователяSemya Knyazya
Доступно:Для всех

речь.прочитайте

7 причин задержки речевого развития ребёнка

Логопеды разбирают 7 примеров речевого развития детей из личной практики. Специалисты логопедического центра «Детская академия речи» объясняют, почему родительская любовь может привести к задержкам речевого развития у детей. Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И родительское влияние на ребенка с самого раннего детства — всегда ключевой фактор его развития.

Давайте договоримся: мы изначально находимся в парадигме, где ни один родитель не будет осознанно желать зла своему ребенку. Тревожные, заботливые, любящие, они приводят на занятия в логопедический центр своих детей с единственным желанием — помочь. Но парадокс заключается в том, что, сами того не понимая, взрослые «закрепощают» речевое развитие своего ребенка. И, к сожалению, мы часто сталкиваемся с наблюдением, что при прочих равных условиях дети из разных семей будут иметь совершенно различный уровень навыков речи. И успех овладения речью у этих детей также будет разным. Почему? Попробуем разобраться.

Причина №1 — Гиперопека

В «Детскую академию речи» заходит мама с ребенком. Ребенок молчит. В помещении тепло и мальчик начинает стягивать шапку. «Жарко? — тревожится мама. – Стой, я тебе помогу. Хочешь пить? Конечно, хочешь. Не холодная? Холодная, дай разбавлю». Во время этого «диалога» взгляд (у обоих) падает на витрину с игрушками. «Чего тебе хочется, машинку?» Мальчик протягивает пальчик к машинке. Сам ли принял решение? Или привык признавать чужой выбор? «Возьми красную, ты же красный больше любишь (то ли вопрос, то ли утверждение на конце фразы)». Любовь этой мамы столь всеобъемлющая, что она понимает своего сына без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?». Пример классической педагогической запущенности: ребенку слова не нужны, в них нет никакой надобности. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос. Но хуже того, что через какое-то время вопросы просто перестают возникать.

Причина №2 — Тревожность

Администратор в качестве знакомства протягивает ребенку леденец. Мальчик запихивает конфету в рот и тут же начинает давиться. Папа пружиной подскакивает к ребенку и трясущимися руками выбивает лакомство изо рта. После того как все успокоились и все закончилось хорошо, выясняется, что мама с момента рождения малыша пребывает в смертельной, удушливой панике, что ребенок может когда-нибудь подавиться. Она перемалывает, трет на терке любую пищу. Даже котлеты. Малыш никогда не держал в руках морковь, не грыз яблоко. Он никогда не сосал леденец. Ему два с половиной года. У мальчика элементарно не были развиты мышцы речевого аппарата. Он вообще не понимал, как они должны работать, как ими пользоваться. Он просто физически не мог говорить.

Причина №3 — Ревность родителей

«Пойдем-пойдем, не бойся, тебя здесь никто не обидит», — мама ведет на занятия к логопеду маленькую дочь. И уже после занятий: «Ты моя бедная, иди, я тебя пожалею». Чужой человек — потенциальное зло. «Он может обидеть» звучит на грани «он обязательно бы обидел, но мама берет ситуацию под контроль». Фраза после занятий «иди, я тебя пожалею» убеждает ребенка в правильности своих подозрений. Малыш непроизвольно считывает: если здесь мама его защищает — значит, там его обижали. Такой ребенок не сможет набраться опыта социализации, из лучших родительских побуждений он не допущен к общению, среда априори настроена к нему агрессивно. Модель, которую транслирует мама: «Мир враждебен, он несет проблему». Подсознательная реакция ребенка: «Я не буду с этим миром общаться». Но это еще не все. Своим сочувствием ребенку после трудной работы родители программируют кроху на то, что там, где его заставляют трудиться, его обижают. Занятия по развитию речи, конечно, пойдут ребенку на пользу, но не в том объеме, в котором хотелось бы взрослым.

Причина №4 — Заниженная самооценка родителей

На диагностике перед курсом «Запуск речи» специалист просит ребенка выполнить задания. Не успевает мальчик обвести карандашом круг, как папа кидается к нему на помощь: «Не так делаешь, надо так». Попытка выполнить следующее задание также проваливается: «Опять не то, разве не видишь? Надо вот так». Родители с низкой самооценкой (а это именно она!) неумышленно считают, что их собственные способности (не рисовать, конечно, — воспитывать) оцениваются через призму того, насколько хорошо их ребенок умеет справляться с заданием. Они подсознательно сливают в одно целое себя и своего малыша. И несовершенная речь ребенка в представлении таких родителей — не что иное, как проявление «некачественной» работы, прежде всего их собственной. Такие родители все берут на себя: подсказывают, помогают, доделывают. В итоге ребенок перестает развиваться, теряет интерес к познанию, собственному опыту. Сначала оказывается в ситуации неуспеха, потом — безразличия к ней.

Причина № 5 — Психологическое запугивание

Снова диагностика. Скромная, с тихим голосом мама рассказывает специалисту, что четырехлетний мальчик не говорит, заторможенный, стеснительный. В кабинет заходит папа, начинается тестирование, ребенок пытается выполнить первое задание. «Ты что глупый? Не понимаешь?» — реплика отца. На первый взгляд эти две истории очень похожи — родители не верят в своих детей. Но если в предыдущем случае папой двигало чувство благородное (так ему казалось), то в этом ситуация гораздо хуже. Отец ребенка не только в него не верит, но и утверждается за его счет. Делает это грубо. Ребенок, конечно, имеет право в 4 года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание — забиться в угол и молча перетерпеть. Ключевое слово — «молча», так как, подав в такой ситуации голос, он только спровоцирует взрослого на еще большую агрессию (которая самим родителем оценивается как проявление досады, не более).

Причина №6 — Протест из-за чрезмерного давления со стороны взрослых

«Скажи…» «Повтори…» «Скажи…» «Повтори…» Бабушка трехлетней девочки настраивает внучку на занятия. Ребенок уже занимался в логопедическом центре. Не пошло. Пришли пробоваться к нам. Обычно такой «педагогический» прием присутствует там, где уже проявились признаки задержки речевого развития. В основе такого поведения в данной ситуации родственников (а мы, к сожалению, наблюдали такой метод коррекции речевого отставания и у коллег) лежит желание научить ребенка разговаривать. Однако ребенок, не владеющий навыком речи, которого бесконечно «тюкают» заходом «скажи-повтори», может выразить свой протест одним единственным способом — молчать. В логопедии такое речевое «замыкание» ребенка называется «речевой негативизм». Ребенок ни в коем случае не должен осваивать навык речи из-под палки. Самый продуктивный способ учиться говорить — в ролевом взаимодействии, во время игры. Научить потом детей с речевым негативизмом разговаривать очень трудно. А ведь в случае обычной темповой задержки их речь могла бы развиваться нормально. Если бы в свое время не передавили.

Причина №7 — Соска, памперс и iPad

Мама приводит в Академию трехлетнюю дочь. Во рту пустышка. Ребенок, начиная познавать мир, задает вопросы. Расстроенный ребенок плачет. Голодный, уставший — орет в голос. Однако не все родители согласны это терпеть. И соска в такой ситуации — простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Как памперс. И как в дальнейшем телевизор или гаджет.

Другая ситуация. Звучит гораздо гуманнее. Ребенок, начиная познавать мир, пробует его на вкус (иначе выражаясь, все тянет в рот). Выход? Все та же соска. Для того чтобы малыш не мешал (или, что благозвучнее, не заболел), ему в обоих случаях искусственно затыкают рот. Рассчитывать в этой ситуации на то, что он вовремя начнет говорить, как минимум нелогично. Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся экология, участившиеся случаи сложных родов приводят к тому, что задержки развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих трудностей отводится родителям. И тут вступает правило — не навредить. Не навредить — значит помочь.

В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку — делать все то, что проделывали с нами его бабушки и дедушки. В сторону отодвинуть игрушки — придвинуть ближе живой, реальный мир. Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не нашла им альтернативной полезной замены.

С ребенком обязательно нужно играть. Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Ролевые, сюжетные, предметные игры не только удовлетворяют его главные потребности, но и являются предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности. И самое позднее в три года ребенка нужно отпустить. Не бросить, не отвернуться, не лишить поддержки, а именно отпустить познавать мир. Чтобы, охраняя свои собственные границы, он смог вступать в коммуникацию с окружающими. Не через родителей — сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.

Пожаловаться
5
Опубликовать

Комментарии пользователей

 44
16 мая 2017 11:02

Да, отличный материал. Мы тоже заговорили после двух лет, а у подруги мальчик после 2,5, и ничего нормально. Вот еще хорошая статья на тему почему малыш не говорит:
http://privleki-chudo.ru/pochemu-malysh-ne-govorit.html

ОтветитьНравится
16 мая 2017 10:51
Владислава

статья класс!!! спасибо! остался последний вопрос) по последнему пункту… как играть например с пуговицами или крупой, макаронами если ребенок не сидит на месте почти ни минуты и все это ( самое страшное пуговицы сразу берет в рот). Нам почти год и 7 может посоветуете какие то игры?

ОтветитьНравится
16 мая 2017 11:01
РоманМарияВарвараНинельСавелийЮрийМаксимильян
Александрамелкие предметы нужны для моторики и сенсорики, попробуй завлечь, ищи что интересно.Я не церемонюсь си детьми, мое словозакон, так воспитала старших, а младшие не спорят.Роме 1,9 собирает мазайки без возражений, вот только пластелин и краски у нас самодельные, пробуем на язык все
ОтветитьНравится
15 мая 2017 22:47
Эркайым
классная статья распечатаю и повешу
ОтветитьНравится
15 мая 2017 21:38

Отличная статья, на мой взгляд.Сама как гиперопекающая мамашка чуть ли не до 2-х с копейками перемалывала блендером.Как перестала-речь сразу начала появляться.Сначала с коверканьем, а потом все лучше и лучше

ОтветитьНравится
15 мая 2017 20:34

Ну не знаю. Откуда такая информация в статье? Обычно ставятся диагнозы, дизартрия, алалии и прочее. В первую очередь нет речи из-за недоразвития, незрелости в определенных отделах мозга, еще проблемы со слухом. Просто «не надо», «не хочет», «боится», это все таки в последнюю очередь. И уж точно после 3-х лет причина не психологическая, если ребенок растет в более или менее нормальных условиях.

ОтветитьНравится
15 мая 2017 19:57


И про нас ничего нет. ..((( У нас тугоухость, 6 лет, ходит и занимается с дефектологом в дет.саду. И мы занимаемся. Речь как у 2,5годовалого ребенка.Куда идти, как помочь?.. не знаююююю...

ОтветитьНравится
15 мая 2017 21:14
РоманМарияВарвараНинельСавелийЮрийМаксимильян
Мальвинканам очень помогла Наташа Капелюшь, она работает с детьми в Москве, мы вообще считались глухонемыми два года назад.Она у меня в друзьях в контактах, если надо дам ссылку.Девочки здесь подтвердят наши успехи, от нас и Севостьянов огтказался
ОтветитьНравится
15 мая 2017 22:13
Semya Knyazya

хорошо, спасибо. жду ссылочку.

ОтветитьНравится
15 мая 2017 22:17
РоманМарияВарвараНинельСавелийЮрийМаксимильян
Мальвинкаhttps://vk.com/id192747221
ОтветитьНравится
15 мая 2017 22:20
РоманМарияВарвараНинельСавелийЮрийМаксимильян
Мальвинкадоговаривыайтесь, она человек подневольный, сможет ли записать.Она раньше работала в отделении сурдологии, сейчас в нкзд но мы только к ней, она нашла подход к нашей глухой Маше и смогла ее разговорить.Занятия интересны, подбирает их индивидуально
ОтветитьНравится
16 мая 2017 18:46
Иннокентий
Мальвинка

Необходимо выяснить причину тугоухости, устранить возможность её развития. Проконсультироваться с врачом о возможности квоты на слуховой аппарат. Никакой дефектолог не сможет помочь, если ребёнок его не слышит. Необходимы занятия с сурдопедагогом. Удачи и терпения!

ОтветитьНравится
16 мая 2017 19:12
Любовь Жилова

Спасибо, это мы уже прошли всё. И аппараты носим.

ОтветитьНравится
16 мая 2017 19:39
Иннокентий
Мальвинка

И речь не развивается?

ОтветитьНравится
15 мая 2017 19:14
СчастьеРадость

про нас совсем ничего нет.

ОтветитьНравится
15 мая 2017 17:09
Елизавета

Спасибо за статью.

ОтветитьНравится
15 мая 2017 16:40
ЕгорАндрей

У нас Егорка тоже молчит я тоже стала грешить на себя после прочтения статьи

ОтветитьНравится
4 мая 2017 21:38
СонечкаИлюшаВанечка

У нас Ванечка не говорит(. Ждем все…

Наверно, я гиперопекающая мама...

ОтветитьНравится
28 мая 2017 08:54
Ирина
АлёнкаЖдать не надо, надо к неврологу идти. Если ребенок растет в нормальной, любящей семье, то он не говорит скорее всего по причинам, не зависящим от родителей. У подруги ребенок тоже не говорил, хотя уже должен был, сходили к хорошему неврологу, оказывается у него как-то процессы передачи информации были слегка нарушены, пропили лекарство, и сразу же заговорил ребенок! еще какие-то физпроцедуры были назначены. Многие говорят, мол, вот у меня ребенок молчал, а потом после трех заговорил, да, может, и заговорил, только в школе у ребенка могут быть проблемы с чтением и письмом и усвоением информации. Есть определенные границы развития, я не верю, что ребенок, который отстает в развитии (не садится, когда нужно, не ходит вовремя, не говорит слогами, а потом словами, когда положено, к примеру, вдруг резко догоняет своих сверстников без какого-либо специального вмешательства) НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, что бы потом было все нормально, обязательно это где-то аукнется. Поэтому меры надо принимать.
ОтветитьНравится
4 июня 2017 02:24
красавишнаМаксимДанила
Lizzi

У меня сын в 3 года старший заговорил сразу предложениями и чисто, сейчас ему 10лет отличник и ни каких отставаний нет и ни когда не было.с логопедом занятия были только в садике всей группой

ОтветитьНравится
Похожие записи
на тему материнства

Узнавай и участвуй

Новость дня,