Предметно-развивающая среда в квартире

При выборе игрушек и развивающих пособий для ребенка каждый родитель руководствуется своими критериями: кто-то выбирает красивые, кто-то экологически чистые, кто-то исключительно дидактические. Кто-то стремится совместить все качества в одной игрушке, что похвально и в конечном итоге позволяет наилучшим образом вложить деньги. Одно объединяет практически всех родителей — все мы хотим, чтобы ребенок успешно развивался, и стараемся обеспечить ему среду для оптимального развития.
В один прекрасный день и я задумалась о том, как использовать возможности своего дома для создания развивающей среды.

Давайте «пройдемся» по квартире и посмотрим, какие навыки помогут развить те или иные предметы. Многие описанные ниже действия с предметами можно начинать делать с самого раннего возраста малыша, для начала просто показывая ему что-то и называя свои действия, а потом учить его делать это и называть самому.

1) Окна.

Кладезь развивающих возможностей. Подносите малыша на руках к окну, показывайте вид из окна, озвучивайте смену времени суток и связанные с этим изменения. Например: «Наступил вечер, посмотри, как стало темно на улице. Машинки зажгли фары и едут домой (озвучиваем машины: «бррррр»). Давай закроем окошки (опускаем шторы) и пойдем поиграем». Или «Уже утро наступило, давай посмотрим за окно (поднимаем шторы)! Посмотри, как светло! Утром всегда светло.» и так далее. Это поможет речевому и сенсо-моторному развитию ребенка, а самым маленьким позволит быстрее адаптироваться в новом незнакомом мире, ведь благодаря повторяющимся действиям и предсказуемой смене явлений малыши приобретают уверенность и спокойствие.
В теплое время года откройте окно и поиграйте с малышом в такую игру. Держа ребенка на руках рядом с окном, протяните руку под стеклом, прикасаясь к малышу, проговаривая «Я могу до тебя дотянуться!». Затем сделайте вид, что хотите дотянуться до него через стекло, и не можете. Скажите «Смотри, стекло прозрачное, но твердое! Я тебя вижу, но не могу дотронуться. Я могу постучать по стеклу: тук, тук! И ты постучи!». Ознакомление со свойствами предметов и тактильное их восприятие способствует речевому и сенсо-моторному развитию малышей. Также можно делать смешные рожицы, прижав к открытой створке окна лицо – это наверняка развеселит вашего малыша. Став постарше, он сам будет так делать, что доставит всем участникам игры массу положительных эмоций.
Шторы и жалюзи помогут вам продемонстрировать ребенку закрывание и открывание окон (проговаривайте действия: «Смотри, я тяну за веревку и закрываю жалюзи»). Кроме того, шторы – отличный помощник в игре в прятки, покажите малышу, как прятаться за портьеру,  и не забывайте каждый раз, когда он высунется, радостно кричать «Ку-ку, я тебя вижу, вот ты!». Игра в прятки способствует развитию памяти и образного мышления, ведь когда малыш не видит вас (или любой предмет вне его поля зрения), он синтезирует ваш образ, таким, каким он ему запомнился. Именно поэтому в прятки нужно играть как можно чаще – каждая игра требует от малыша запоминаний новых образов, способствуя появлению в его мозге множества новых связей и развивая тем самым интеллект.

2) Двери.

Прекрасно, если у вас в квартире есть разные типы дверей: обычные, раздвижные, книжки и так далее. Покажите ребенку процесс открывания и закрывания двери, проговаривая свои действия, обращая внимание на разницу: «Смотри, я закрываю дверь, я тяну ее» Или: «Я открываю дверь, толкаю вперед, смотри!». Для деток постарше, покажите, как открывать и закрывать двери самостоятельно. Не забывайте одобрительными возгласами отмечать успешные действия. Все это поможет развитию общей моторики, уверенности в себе и скорейшему речевому развитию.
Не злоупотребляйте приспособлениями для безопасности. Они помешают естественному восприятию ребенком физических свойств предметов (например, закрывая дверь с блокиратором сверху, ребенок очень нескоро догадается, почему дверь не поддается). В то же время, усвоив, что прищемить пальцы – это больно, малыш сам быстро догадается, как правильно обходиться с дверьми.

3) Сантехника и зеркала в ванной.

Не вдаваясь в подробности игр в ванной (это тема для отдельной статьи, причем не для одной), отметим возможности интерьера ванной или туалета.
Смесители – по возможности, покажите разные их варианты. Объясните, что если повернуть кран, польется вода. Озвучивайте: «Смотри, вода льется, кап-кап-кап!». Покажите, что вода бывает холодная и горячая («Брррр!» и «Ай-ай!»). Такие действия развивают моторику и речь.
Зеркала. Покажите малышу его отражение. Приговаривайте, какой он красивый и замечательный. Постройте рожицы. Попробуйте «прятаться», выходя из зеркала, и появляться снова. Такие игры развивают пространственное и образное мышление и самооценку, а также повышают настроение.

4) Выключатели.

Хорошо, если они расположены на уровне, доступном для ребенка. Показывайте, как они работают, обязательно озвучивая результат: «Смотри, я включаю свет. Чик-чик. Свет горит! А теперь выключаю. Чик-чик. Свет не горит». Повторяйте множество раз. Если вы заметите, что малыш стал обращать внимание на люстру, тянуть к ней ручки и гулить (а кто постарше — лепетать), то значит, игра ему понравилась. Для детей постарше, покажите, как самостоятельно нажимать на клавиши или регулировать уровень света, поворачивая выключатель (если вам повезло и у вас в доме такие есть :)). Такие действия стимулируют сенсо-моторное развитие, а также развивают логику (ведь чтобы понять, почему свет зажигается, нужно установить причинно-следственную связь) и речь.

5) Бытовые приборы и посуда.

Озвучивайте все действия, которые возможно, и ожидаемый результат. «Стиральная машинка гудит, ууууууу! Машинка стирает белье. Белье будет чистым.» или «Чайник кипятит воду. Буль-буль-буль. Вода в чайнике горячая!». Это поможет развитию речи и интеллекта.
Отдавайте ребенку для игр так много различной посуды, как это возможно. Малышам очень нравится греметь и стучать настоящими кастрюлями, вставлять одну в другую емкости, катать шарики по противням, мешать воображаемую кашу половником. Этот список поистине бесконечен. Главная рекомендация – не жалейте посуды для ребенка. Разнообразные действия с «взрослыми» предметами окажут самое благотворное действие на его речевое и сенсо-моторное развитие, самооценку, а также мотивацию к дальнейшему участию в бытовых действиях. Показывайте ребенку разницу между настоящей и игрушечной посудой, соотнося предметы, например с элементами детских сервизов.

Выполняя эти простые шаги, мы превратили наш дом в настоящий развивающий центр. А как вы используете возможности вашей квартиры? Буду благодарна за комментарии.

Оригинал текста с дополнениями
Вероника
Вероника
Александр
13 лет
Москва
110854

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества

Маруська-суслик-мама
Маруська-суслик-мама
Нижний Новгород
Девочки не вешайте надписи на вещи, это способ обучения глухих детей, со слышащими используйте речь при чём соблюдайте правила окончаний! Я учитель дефектолог в школе глухих нам это объясняли в институте!
Вероника
Вероника
Александр
13 лет
Москва
Спасибо за профессиональный комментарий! А как насчет использования электронной азбуки для малышей, которые пока не говорят? Это не вредно?
Вероника
Вероника
Александр
13 лет
Москва
Кстати, моему сыну было 1,4 месяца когда он сам научился загружать и включать стиральную машинку ) При этом педантично нажимая кнопки в нужной последовательности и аккуратно закрывая дверцу шкафа (машинка встроенная).
А сейчас в 1,6 уже сам выжимает апельсиновый сок )))


♫Юля-ля♫
♫Юля-ля♫
Москва
я вот планирую написать карточки с обозначениями предметов и повесить на эти предметы. Типа «ШКАФ», «ДВЕРЬ», «ХОЛОДИЛЬНИК». Этакие карточки Домана в натуральную величину
Вероника
Вероника
Александр
13 лет
Москва
У нас такие висят )) ЛАМПА, ШКАФ, ДВЕРЬ и так далее. Но вот логопеды против — считается, что это в определенной степени тормозит речевое развитие. Поэтому тут как и везде золотое правило — всего должно быть в меру.
♫Юля-ля♫
♫Юля-ля♫
Москва
ой, надо спросить нашего логопеда в ЦИПР. Не слышала о таком
Вероника
Вероника
Александр
13 лет
Москва
Да, лучше конечно спросить, тем более у Вашего малыша возраст такой, ответственный для речевого развития. )
Марианна
Марианна
Яна
10 лет
Москва
логопеды (то есть я в большей степени))) говорят о том, что обучение глобальному чтению (методика Домана первоначально разработана для умственно отсталых детей) может: а) нарушить течение развития аналитического чтения и письма, то бишь спровоцировать нарушения письменной речи б) излишняя стимуляция левого полушария обедняет правое, следовательно лишает ребенка (в определенной степени!)творческого мышления, понимания невербальных компонентов коммуникации и пр. То есть всему свое время! тенденция к излишней нагрузке мозга приводит к колоссальному количеству детей с синдромом гиперактивности, нарушениями письма, заиканием и др. нарушениями!
СпектраПолтергейст
СпектраПолтергейст
Дарья
23 года
Сергей
31 год
глвное, чтобы полученные в игре навыки дитенок потом не использовал во вред себе. Например открывание окон дверей итд. А то много че нехорошего может получиться от такой образовательной программы.
Алена
Алена
Дмитрий
18 лет
Белгород


Другие статьи на эту тему